VAC 05.17.00 Химическая технология
VAC 05.23.00 Строительство и архитектура
UDK 33 Экономика. Экономические науки
Currently, the real estate market is at a stage of construction activity. To meet one of the most important needs of the citizens – housing needs, increased construction of new homes that need in the public service. The housing and utilities sector occupying a significant place in the economy of the state, has a huge impact on other areas of socio-economic development. Today the sphere of housing and communal services of the region is in crisis. This is due to many problems existing in the housing. Therefore there is a need to address these problems through modernization of socially important industry.
housing, utilities, services, rates, houses, modernization
Введение. С целью реализации функции жизнеобеспечения граждан необходима эффективная и динамично развивающая система жилищно-коммунального хозяйства, состояние которой влияет на уровень жизни населения. Поэтому совершенствование ЖКХ является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, которое можно достичь путем организационного и правового реформирования.
Методология. На основе статистических данных был проведен анализ современного состояния, существующих проблем и потенциала жилищно-коммунальной инфраструктуры региона.
Основная часть. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой совокупность отраслей экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов.
Помимо участия государства в развитии ЖКХ, основная система взаимоотношений формируется вокруг управляющей компании, жильцов многоквартирных домов, а также предприятий, непосредственно выступающих в качестве поставщиков таких важных услуг, как теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.
Перечень функций, которые подлежат выполнению жилищно-коммунальными организациями, установлен законодательно. Сюда в первую очередь входит обеспечение водоснабжения, которое подразделяется на:
- прокладку и проведение ремонта водопроводных труб;
- осуществление водозабора, очистки и доставки воды в многоквартирные дома и на объекты промышленного назначения.
Жилищно-коммунальными хозяйствами также выполняется работа по:
- обеспечению электроснабжения;
- поставке населению горячей воды и тепла;
- поддержанию рабочего состояния котельных и ТЭЦ;
- отведению сточных вод (канализация);
- проведению капитального ремонта зданий;
- осуществлению текущего ремонта внутренних, внешних и инженерных коммуникаций и систем здания;
- сбору, вывозу и утилизации мусора;
- осуществлению мероприятий по санитарному содержанию объектов недвижимости.
Деятельность жилищно-коммунальных организаций имеет двойственный характер. С одной стороны они характеризуются, как коммерческие организации, нацеленные на получение прибыли, а с другой стороны, как хозяйства, возлагающие на себя ответственность по обеспечению населения услугами и поддержанию жилищного фонда в надлежащем виде и состоянии [4]. Обе эти стороны взаимообусловлены. Поскольку для обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами, предприятиям требуются средства, формируемые, в первую очередь, из получаемой ими прибыли.
Ниже (табл. 1) представлены финансовые результаты предприятий ЖКХ Республики Дагестан за 2015 год.
Основываясь на данных таблицы 1, можно сделать вывод о не достижении данными предприятиями коммерческой цели, что является отрицательным фактором в отношении развития всей системы ЖКХ.
Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ в Республике Дагестан за 2015 год, тыс. руб.
Организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги |
Общая сумма доходов от реализации услуг всем потребителям |
Общая сумма расходов по реализации услуг |
Финансовый итог деятельности организаций ЖКХ |
Жилищные |
808366 |
674125 |
134241 |
Водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе: водоснабжение |
868233.7 |
967610.8 |
-99377.1 |
водоотведение |
279260.5 |
354842.4 |
-75581.9 |
Теплоснабжения |
1601600.4 |
2012136.5 |
-410536.1 |
Электроснабжения |
2982989.5 |
2991128 |
-8138.5 |
Газоснабжения, в том числе: сетевым газом |
14087311 |
21258764 |
-7171453 |
сжиженным газом |
994818.4 |
824681.2 |
170137.2 |
По утилизации твердых бытовых отходов |
1591.3 |
1434.1 |
157.2 |
Организация системы ЖКХ выступает одной из важнейших отраслей хозяйства, а также основной для развития социальной инфраструктуры, как страны в целом, так и отдельных регионов и городов в частности. Поэтому необходимо проведение существенного реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Для того чтоб предложить рекомендации по совершенствованию ЖКХ, необходимо проанализировать современное состояние системы ЖКХ в Республике Дагестан.
С целью предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, отличающихся доступностью, надежностью и качеством, в последние годы в регионе осуществляются действия, направленные на модернизацию и обновление жилищно-коммунального комплекса.
Правительством Республики Дагестан от 23 декабря 2014 г. № 403-р было ратифицировано распоряжение об утверждении дорожной карты «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на 2014-2017 годы». На основе данной дорожной карты властями одиннадцати муниципальных образований республики были разработаны программы по комплексной модернизации жилищно-коммунальной системы.
В настоящее время на территории Республики Дагестан сформировано 188 товариществ собственников жилья, которые занимаются управлением и обслуживанием более 23% площади многоквартирных жилых домов. Данные товарищества функционируют в рамках созданной недавно Ассоциации товариществ собственников жилья Республики Дагестан.
По настоящее время силами и за счет средств муниципальных образований осуществляются мероприятия, направленные на формирование новых и благоустройство существующих парков и скверов, обустройство прилегающей территории многоквартирных жилых домов. Данная работа обусловлена задачами, указанными в дорожной карте «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на 2014-2017 годы».
Правила по санитарному содержанию и благоустройству объектов коммунальной инфраструктуры были сформированы и утверждены на территориях 10 городских округов и 705 сельских поселений Республики Дагестан. Во всех районах города также были разработаны схемы по теплоснабжению. Что касается разработки и утверждению схем по обеспечению водоснабжения и водоотведения, то здесь приняли участие не только власти городских округов, но и представители сельских поселений республики Дагестан (63,5%).
В рамках реализации этапа 2015-2016 годов подпрограммы «Переселение граждан: из ветхого и аварийного жилищного фонда» двумя муниципальными районами Республики Дагестан «город Каспийск» и «Тарумовский район» были переселены 74 семьи (194 человека) в новые многоквартирные дома. Тем самым, запланированный объем работ был выполнен, несмотря на то, что переезд планировалось осуществить по окончанию 2016 года.
Местные власти города Каспийск приобрели 62 квартиры в многоквартирных домах с целью предоставления их жильцам из ветхих, не пригодных для жилья домов. В Тарумовском районе общая площадь построенного жилья, в которое переедут жильцы из аварийных домов, составила 1 030 квадратных метров.
Помимо положительных результатов, присутствуют и проблемы в системе ЖКХ региона, которые подлежат решению.
Проанализировав статистические данные, можно привести следующие сведения, касающиеся проблемных участков жилищно-коммунального сектора экономики Республики Дагестан:
- 43 % организаций, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, являются убыточными;
- износ инженерного оборудования и сетей составляет 75–77 %, т.е. является достаточно высоким;
- величина потерь энергоресурсов и воды составляет 30–32 %.
В настоящее время в системе ЖКХ около 135 муниципальными унитарными предприятия, это примерно 71% от общего количества, не предоставляется необходимой финансовой ответственности за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что выступает отпугивающим фактором для частных инвесторов. Созданными акционерными обществами в сфере ЖКХ не соблюдаются принципы государственного и частного партнерства. Кроме того, данные организации не придерживаются правил выставления акций для реализации, что ведет к отсутствию дополнительных доходов, которые могли бы быть израсходованы на развитие системы ЖКХ. В целом, ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые не осуществляют полной мере работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства республики.
Кроме того, очень много жалоб поступает от граждан, которые сетуют на нарушения в порядке расчета оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Также сами потребители несвоевременно производят оплату за предоставленные им коммунальные услуги (табл. 2). Вследствие этого перечень проблем в ЖКХ пополняется.
Таблица 2
Оплата населением жилищно-коммунальных услуг в Республике Дагестан за 2015 год, тыс. руб.
Виды услуг |
Начислено жилищно-коммунальных платежей населению |
Фактически оплачено |
Стоимость предоставленных населению услуг, рассчитанная по тарифам |
Возмещение населением затрат за предоставление услуг |
|
по тарифам |
фактическое |
||||
Жилищные услуги |
684311,4 |
547912,8 |
684716 |
684311,4 |
547912,8 |
Коммунальные услуги |
14866162 |
8985814,6 |
14866161,6 |
14866161,6 |
8985814,6 |
водоснабжение |
712040,7 |
469421,4 |
712040,7 |
712040,7 |
469421,4 |
водоотведение |
178227,5 |
139300,6 |
178227,5 |
178227,5 |
139300,6 |
горячее водоснабжение |
496731,3 |
353282,3 |
496731,3 |
496731,3 |
353282,3 |
отопление |
876772,3 |
844306 |
876772,3 |
876772,3 |
844306 |
электроснабжение |
2539979,4 |
2258049,9 |
2539979,4 |
2539979,4 |
2258049,9 |
газоснабжение сетевым газом |
9035676,0 |
3894720,0 |
9035676,0 |
9035676,0 |
3894720,0 |
газоснабжение сжиженным газом |
1026734,4 |
1026734,4 |
1026734,4 |
1026734,4 |
1026734,4 |
в том числе поставка бытового газа в баллонах |
187294,6 |
187294,6 |
187294,6 |
187294,6 |
187294,6 |
Жилищно-коммунальные услуги - всего |
15550473 |
9533727 |
15550877,6 |
15550473 |
9533727,4 |
Одной из важнейших проблем, присутствие которой в ЖКХ волнует наше население, остается нехватка достаточных средств на осуществление ремонта и проведение реконструкции основных фондов ЖКХ. Вследствие этого система ЖКХ продолжает изнашиваться и преждевременно выходить из рабочего состояния. Также на этой почве увеличивается риск возникновения на объектах жилой недвижимости аварийных ситуаций и технологических нарушений.
При изучении современного состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, можно сделать вывод о том, что мероприятия по развитию и повышению эффективности функционирования системы ЖКХ пока не дали тех результатов, которые планировалось достичь. Данное обстоятельство доказывает тот факт, что данная отрасль не является привлекательной для частных инвесторов.
Следовательно, в настоящее время необходимо серьезно заняться решением таким вопросов, как:
- формирование условий с целью полномерного использования государственного и частного партнерства;
- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль;
- повышения инвестиционной привлекательности объектов коммунальной инфраструктуры.
Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры предполагает осуществление таких мероприятий, как формирование и ратификация комплекса программ по развитию системы ЖКХ, схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, создание благоприятных условий для оказания финансовой поддержки частными инвесторами, регистрация прав собственности на объекты жилищно-коммунального сектора. Данные действия требуют достаточных финансовых средств и государственного регулирования, поэтому функция по решению вышеприведенных проблем лежит именно на органах местного самоуправления.
Можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы ЖКХ
- создание специализированных подразделений и организаций обслуживания инженерных сетей и ремонта объектов;
- строительство крупных предприятий и объединение мелких хозяйств, что повысит производительность труда, снизит затраты, повысит рентабельность и в целом эффективность работы ЖКХ;
- оснащение предприятий новыми, более мощными автоматизированными системами, оборудованием и приборами, в том числе индивидуальными счетчиками, что будет способствовать экономному расходованию ресурсов и снижению тарифов на оплату услуг;
- решение проблем в области ценовой и тарифной политики с учетом сложившихся монополий на оказание ряда услуг населению Республики Дагестан;
- создание новых форм управления жилищным фондом (управляющие компании, службы заказчика, расчетно-кассовые центры, участие частных фирм и др.);
- проведение эффективных работ по эксплуатации и содержанию многоквартирных жилых домов, а также комплексному благоустройству территорий;
- совершенствования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- реформирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- проведения совместных семинаров по вопросам ценовой и тарифной политики и обеспечения мер социальной защиты в виде предоставления информации;
- формирование системы учета потребления коммунальных услуг;
- формирование конкурентной среды;
- формирование современной, совершенной и экономичной системы обслуживания.
Осуществление вышеизложенных рекомендаций позволит повысить эффективность функционирования системы ЖКХ, в частности, поможет сформировать эффективную систему стратегического управления инновационным потенциалом жилищно-коммунального хозяйства региона, учесть интересы всех участников экономических отношений и обеспечить требуемый объем и высокий уровень качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Выводы. В результате проведенного анализа были предложены рекомендации по модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры и решения проблем, выступающих в качестве сдерживающего фактора развития отрасли. А также сделан вывод о необходимости полноценного государственного участия в развитии системы жилищно-коммунального вследствие того, что данная сфера играет огромную роль в социальном благосостоянии граждан и уровне экономического развития региона.
1. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 18 aprelya 2014 goda № 175 ob utverzhdenii regional'noy programmy po provedeniyu kapital'nogo remonta obschego imuschestva v mnogokvartirnyh domah v Respublike Dagestan na 2014-2040 gody».
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 23 dekabrya 2014 g. № 403-r ob utverzhdenii kompleksa mer («dorozhnoy karty») «Razvitie zhilischno-kommunal'nogo hozyaystva Respubliki Dagestan na 2014-2017 gg.».
3. Abdullina A. R., Vladimirov I. A. Zhilischno-kommunal'noe hozyaystvo v Rossii // Problemy sovremennoy ekonomiki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, dekabr' 2011 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca. 2011. S. 183-185.
4. Ivakina A. M. Sovremennye problemy zhilischno-kommunal'nogo hozyaystva // Molodoy uchenyy. 2015. №8. S. 537-539.
5. Komissarova L. A. Zhilischno-kommunal'noe hozyaystvo kak ob'ekt innovacionnogo razvitiya // Vestnik NGIEI. 2014. №5. S. 73-79.
6. Elektronnyy resurs: http://www.riadagestan.ru/