Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
presents the results of the analysis of the Gaidar Economic Forum (January 15-17, 2019) on the problems of the national economy development from the point of view: evaluation of the implementation processes of the State programs of the Russian Federation, analysis of technologies and mechanisms to effectively implement national projects in 12 areas of strategic development established by Presidential Decree Of Russia of May 7, 2018 No. 204 “On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”, promising areas occurrences of economic development in the long term as a whole.
results, Gaidar economic forum, January, 2019.
Прошедший в Москве 15–17 января Гайдаровский экономический форум явился одним из значимых событий в обсуждении процессов развития национальной экономики сразу по нескольким причинам.
Во-первых, на сегодняшний день очевидно, что отечественная экономика переживает непростые времена и нуждается в обсуждении путей повышения эффективности ее развития.
Во-вторых, необходимость реализации майского Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» требует поиска эффективных инструментов, обеспечивающих, в первую очередь, осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации [1].
В-третьих, утвержденные правительством «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» [2], направленные на исполнение Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], носят слишком общий характер, и явно требуют более детальной проработки при участии представителей законодательной, исполнительной ветвей власти и экспертного сообщества.
И, наконец, другого масштабного форума для обсуждения стратегических проблем развития национальной экономики в настоящее время просто нет.
Если проанализировать содержание повестки дня Гайдаровского экономического форума января 2019 г. [3], то можно выделить следующие основные направления его работы.
Во-первых, это проблемы развития национальной экономики в целом.
Во-вторых, это социальные проблемы, вытекающие из экономических проблем.
В-третьих, это проблемы и перспективы развития системы образования в России.
В-четвертых, это тенденции глобального развития.
В-пятых, это проблемы экономического развития в регионах и отдельных отраслевых сегментах.
Безусловно, наибольший интерес вызывало обсуждение вопросов развития национальной экономики.
Многие специалисты уже высказались по итогам Гайдаровского экономического форума января 2019 г.
Типичным, хотя и негативным комментарием к Гайдаровскому экономическому форуму января 2019 г. можно отнести отзыв Никиты Исаева [4], который отмечает:
– бессмысленность проводимых обсуждений: «…какой смысл во всех обсуждениях, переливаниях из пустого в порожнее, если даже организаторы и ключевые персоны не верят в то, что говорят…» [5];
– консерватизм «ключевых персон», которые «придерживаться старых практик и принципов» [6] в социально-экономических условиях, настоятельно требующих кардинальных обновлений;
– направленность действий ключевых участников форума «…собрать побольше денег в бюджет, а потом поделить их между приближёнными к „кормушке“ людьми и структурами… Само проведение форума, кстати, — это точно такое же распределение бюджетных средств» [7].
Отдавая должное справедливым упрекам многочисленных критиков содержания обсуждений на Гайдаровском экономическом форуме января 2019 г., попытаемся рассмотреть эти обсуждения с системных, и по возможности конструктивных позиций по проблеме развития национальной экономики в целом.
Во-первых, при рассмотрении проблемы развития национальной экономики в целом на форуме, к сожалению, не проходили красной нитью вопросы оценки, подведения промежуточных итогов, близких к завершению Государственных программ Российской Федерации [8], состав которых по направлениям представлен на рис. 1.
Вынося за скобки направление Государственных программ Российской Федерации «Обеспечение национальной безопасности», необходимо отметить, что все остальные имеют непосредственное отношение к проблематике Гайдаровского экономического форума.
В частности, если обратиться к такому направлению Государственных программ Российской Федерации как «Инновационное развитие и модернизация экономики» [8], то в рамках его выполнения на Гайдаровском экономическом форуме напрашивалось масштабное обсуждение ответа на вопрос:
– каким образом реализуются мероприятия, позволяющие отечественной экономике быть одним из мировых лидеров не только в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и в сфере экономики знаний и высоких технологий?
– сформированы ли (с учетом того, что программы завершаются в 2020-м г.) необходимые условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики?
Во-вторых, при рассмотрении проблемы развития национальной экономики в целом на форуме, к сожалению, не нашли должного рассмотрения вопросы анализа технологий и механизмов, позволяющих эффективно реализовать национальные проекты по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], состав которых представлен на рис. 2.
Кроме того, очевидно, многие национальные проекты нацелены на решение, в первую очередь социальных проблем, за которые ответственно государство, а не сфокусированы на обеспечении высоких темпов экономического роста. Кстати, это признают и сами участники Гайдаровского экономического форума, в частности А. Кудрин отмечал: «Это настолько сложно - добиться 3% роста в год… Многими нацпроектами она не решается… Нацпроектов недостаточно, чтобы выйти на те темпы экономического роста, которые выводят нашу экономику в пятую величину. … нужны дополнительные меры политики, которые создадут экономический рост» [9].
В-третьих, на форуме не нашли должного отражения не только вопросы анализа и оценки близких к завершению государственных программ [8] и относительно недавно принятых национальных проектов [1], но и перспективные направления экономического развития страны на долгосрочную перспективу. А именно подобные вопросы являются одной из главных тем на подобных форумах.
В этой связи заявление главы Минэкономразвития М. Орешкина о том, что экономика России будет развиваться медленно, поскольку кризис – общемировая тенденция, усложняет достижение цели по ускорению роста ВВП России до 3% к 2021 г. [10], выглядело как стремление оправдать, а не решить существующую проблему.
Здесь уместно напомнить, что если в период мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. в 2009 г. Россия потеряла по сравнению с 2008 г. в объеме ВВП по ППС 7,12% [11], то у Китая этот показатель вырос на 10,03%, у Индии – вырос на 9,31%, у Индонезии – вырос на 5,5% и т.д.
О том, что не все ключевые участники понимают свою миссию в развитии национальной экономики, показал уже правительственный час в Государственной думе 6 марта 2019 г. на тему «О приоритетах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и о ходе реализации нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"». Из-за неготовности докладчика отвечать за исполнение всех 12-ти национальных проектов Госдума единодушно фактически удалила с правительственного часа министра экономического развития Максима Орешкина и перенесла это мероприятие [12]. Причем произошло подобное впервые в истории Государственной думы.
Собственно, вопросы, на которые спикер Госдумы В. Володин просил ответить М. Орешкина, но не получил желаемого, лежат на поверхности [13]:
«что Минэкономразвития делает для развития национальной экономики?»,
«как собирается обеспечить ускорение темпов роста ВВП?» и т.д.
Таким образом, основная проблема решения проблем развития национальной экономики в настоящее время лежит в плоскости целеполагания.
И итоги Гайдаровского экономического форума стали еще одним индикатором, демонстрирующим масштабы данной проблемы.
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda». V redakcii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 19.07.2018 g. N 444)
2. "Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda" (utv. Pravitel'stvom RF 29.09.2018)
3. Gaydarovskiy forum. http://gaidarforum.ru/
4. Slova vmesto del: Gaydarovskiy forum demonstriruet neeffektivnost' vlasti. // http://actualcomment.ru/slova-vmesto-del-gaydarovskiy-forum-demonstriruet-neeffektivnost-vlasti-1901151224.html
5. Zastoy 2.0. Vyvody Gaydarovskogo foruma v Moskve. http://worldcrisis.ru/crisis/3261260
6. Vse devyat' yaic v odnoy korzinke. http://www.trud.ru/article/18-01-2019/1371324_vse_devjat_jaits_v_odnoj_korzinke.html
7. Gaydarovskiy forum - pustaya govoril'nya "velikih ekonomistov". http://s30903488925.mirtesen.ru/blog/43852424941/Gaydarovskiy-forum---pustaya-govorilnya-velikih-ekonomistov
8. Portal Gosprogramm RF. http://programs.gov.ru/portal/
9. Kudrin rasskazal, kak vyvesti Rossiyu v top-5 ekonomik mira. https://tass.ru/ekonomika/6005569
10. Oreshkin rasskazal, chto uslozhnyaet dostizhenie celi po uskoreniyu rosta VVP Rossii. https://tmbw.ru/oreshkin-rasskazal-chto-uslozhnyaet-dostizhenie-tseli-po-uskoreniyu-rosta-vvp-rossii
11. Valovoy vnutrenniy produkt stran v 1980-2016 godah PPS, mlrd. doll. http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php
12. Ministerstvo pustoty: kak Oreshkin opuskaet Rossiyu. https://www.gazeta.ru/comments/2019/03/06_e_12227275.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&updated
13. Ministr dlya bit'ya: pochemu Volodin sorval vystuplenie Oreshkina v Dume. https://www.rbc.ru/economics/06/03/2019/5c7fb3319a79474bf2478212