IMPROVEMENT OF EXECUTIVE MEASURES IN THE INTERACTION BETWEEN THE EUROPEAN UNION COUNTRIES AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION STATES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Formation and implementation of joint decisions at the level of state communities and Unions, both in the field of legal regulation and in the economic sphere will contribute to their early integration into the world economy. To do this, it is necessary to harmonize their legal and economic systems, both national and supranational, with the international one, and thereby eliminate existing barriers. The article touches upon issues that are related to administrative measures regulating foreign trade. One of the most important tasks for the countries of the Eurasian Economic Union (hereinafter - the EAEU) and Russia, in particular, for the coming years, is the gradual unification and removal of existing barriers to trade in goods and services. Since these measures significantly complicate the mutual flow of goods and services between the EAEU states, reducing the efficiency of the common market, hindering the development and cooperation of technological industries. Integration of the EAEU with foreign countries practically guarantees a positive result. And this concerns, above all, integration towards the European Union.

Keywords:
integration, Eurasian Economic Union, European Union, protectionism, legal regulation.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Потому как Европейский союз (далее – ЕС) является крупнейшим торговым участником для Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), то возрастает внимание к вопросу об интеграции этих двух объединений. База для начала сближения в рамках двух объединений основана на значительных объемах торговли и территориальной близости.

На текущий момент в странах Восточной Европы практически завершены изменения по объединению органов таможенного управления, органов налогового управления и органов налогового контроля в единую структуру – Государственное налоговое управление. Если взять в качестве примера Польскую Республику, то можно констатировать, что вышеобозначенное изменение является одной из важнейших институциональных реформ в области ведомства финансов, законодательной целью которого является повышение эффективности функционирования соединенных субъектов, а также повышение производительности и эффективности потребления государственно-правовых взносов. Стоит подчеркнуть, что Польша не единственное государство в Европейском союзе, кто осуществил консолидацию налоговых структур. Такие изменения были проведены, в частности, в Австрии, Словакии, Чехии и Венгрии.

По различным показателям делового климата и конкурентной способности национальной экономики, Республика Польша (Rzeczpospolita Polska) уступает многим государствам Европейского союза. Стоит напомнить, что страна была принята в ЕС 1 мая 2004 г.

В рейтинге мировой конкурентности за 2017–2018 гг., который составляется Всемирным экономическим форумом, Польша среди стран Евросоюза попала на 16-е место.

В 2017 г. продолжилось медленное восстановление объемов российско-польской торговли, начавшееся в IV квартале предшествующего года.

По данным ФТС РФ, в 2017 г. по сравнению с минувшим годом российско-польский товарооборот вырос на 25,9% до 16,5 млрд долл. США.

В 2017 г. доля Польши во внешней торговле России осталась на уровне предшествующего года – 2,8% (в экспорте РФ она увеличилась с 3,1% до 3,2%, а в импорте осталась на уровне 2,2%). Среди всех внешнеторговых партнеров России Польша сохранила за собой 11-е место. В экспорте России она поднялась с 9-го на 10-е место, а в импорте РФ – опустилась с 9-го на 11-е место.

В 2017 г. постепенно реанимировались объемы российского импорта из Польши, это во многом было обусловлено восстановлением платежеспособности со стороны российских компаний.

Ведущее место в польском экспорте продолжают занимать такие группы товаров, как: машины, оборудование и продукция химической промышленности.

Государства, ведущие протекционистскую политику, применяют инструменты внешнеторговой политики, выбор которой зависит от ее конкретных установок. Для успеха могут применяться разные средства, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает приемлемую комбинацию.

Протекционизм осуществляется в двух формах:

– меры тарифного регулирования;

– меры нетарифного регулирования.

«Нетарифные ограничения» относятся к числу мер, все чаще используемых в рамках так называемого «нового протекционизма». Они все больше выдавливают традиционные методы защиты внутреннего рынка – пошлины [3].

В зарубежной научной литературе средства нетарифного характера, которые ограничивают международную торговлю, классически называют нетарифными мерами. Вместе с тем, встречаются и такие обозначения данного понятия, как «нетарифные барьеры», «нетарифные ограничения» и др.

Долгое время отсутствовало единое определение понятия «нетарифные барьеры». Глоссарий Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет нетарифные барьеры как препятствия в торговле, которые не относятся к тарифам [8].

В другом источнике – ЮНКТАД – находим следующее определение: под «нетарифными барьерами» понимают меры в области торговой политики, которые не относятся к таможенным тарифам и которые влияют на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на то и другое [6].

В законодательстве ЕАЭС изложено следующее определение: «запреты и ограничения» – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе, вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (ст. 2 ТК ЕАЭС) [1]. Напомню, что с января 2018 г. начал действовать Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [2].

В официальных источниках международных экономических и торговых организаций, научных трудах встречается разделение нетарифных мер на жесткие (hard NTM), умеренные (mild NTM), «надоедливые», т.е. создающие определенные неудобства (nuisance NTM); при этом отдельно выделяется группа нетарифных мер, степень воздействия которых на международную торговлю установить не удается.

В соответствии с классификацией ЕЭК ООН меры нетарифного регулирования делятся на три основные группы [7]:

1. Меры прямого ограничения:

– квотирование;

– лицензирование;

– специальные защитные меры.

2. Таможенные и административные формальности:

– сертификация;

– санитарно-эпидемиологический контроль;

– ветеринарный надзор;

– карантинный фитосанитарный контроль.

3. Прочие нетарифные методы:

– валютный контроль.

Имеется мнение, что нетарифные барьеры оказывают влияние или через повышение издержек ведения бизнеса, или через ограничение доступа на рынок.

В последние годы этот вопрос вызывает возросший интерес. К примеру, Hertel, Walmsley, Itakura (2001), рассматривая результат от создания зоны свободной торговли между Сингапуром и Японией, исследовали воздействие нетарифных барьеров, а именно, уменьшение затрат, которые были связаны с таможенной очисткой. Их подсчеты показали, что реализация мер по содействию торговле приведет к росту благополучия в размере 9 млрд $ ежегодно [4].

Одной из значительных групп нетарифных ограничений являются технические барьеры в торговле (к техническим барьерам, используемым в целях нетарифного регулирования, относятся национальные стандарты, системы сертификации, инспекции качества, требования техники безопасности, экологические, санитарно-гигиенические, ветеринарные правила и стандарты, а также требования к упаковке и маркировке товаров).

Национальные стандарты и системы сертификации затрагивают, в первую очередь, международную торговлю такими промышленными товарами, как электрооборудование, изделия электротехники и электроники, транспортные средства, продукты питания, медикаменты, химические продукты и т.д.

Польша, как государство Европейского союза, в отношениях с третьими странами применяет все инструменты совместной торговой политики ЕС, в том числе, – общий таможенный тариф и нетарифные инструменты. Она является также стороной международных соглашений, подписанных ЕС, регулирующих торговлю с этими странами. Торговый обмен со странами ЕС осуществляется по принципам единого внутреннего рынка ЕС, на котором имеет место свободное передвижение товаров, т.е. не существуют границы и действуют согласованные правила технических требований.

Важнейшими законодательными актами в области внешнеэкономической деятельности для Республики Польша являются:

1) Договор о Европейском сообществе;

2) Таможенное право;

3) Закон об администрировании оборотом с зарубежными странами (вступил в силу со дня вступления Польши в ЕС).

С момента вступления Республики Польша в ЕС для неё стали применяться европейские принципы при допуске продуктов к обороту. Все товары, произведенные в Польше согласно требованиям ЕС, могут свободно циркулировать на едином европейском рынке.

На едином европейском рынке действует принцип взаимности, который означает, что любой продукт, который законно производится и продается в одной из стран – членов Европейского союза, может быть допущен к продаже в другой стране – члене ЕС. Запрет на продажу такого продукта на рынке в другом государстве может быть введен только после того, как будет доказано, что данное изделие не выполняет основных требований, касающихся безопасности. На практике сам принцип взаимности недостаточен, чтобы данный товар мог свободно циркулировать на едином рынке, так как большинство получателей требует предъявления действительного в данной стране теста или сертификата.

При ввозе в Польшу действует общий таможенный тариф Евросоюза. Он содержит одну колонку ставок – конвенционные ставки (вытекающих из режима наибольшего благоприятствования – РНБ). Они действуют в импорте товаров, которые не пользуются какими-либо таможенными преференциями на рынке ЕС. Таможенный тариф публикуется в официальном вестнике Евросоюза.

Нетарифные меры можно подразделить на:

а) субсидии и дотации;

б) количественные ограничения;

в) технические барьеры;

г) санитарные, фитосанитарные и ветеринарные нормы и стандарты;

д) антидемпинговые, компенсационные пошлины и другие специальные пошлины.

И еще, согласно законодательству ЕС, очень важно иметь право наносить на свои изделия маркировку в виде знака «СЕ». Данный знак помещается изготовителем на собственную продукцию. Знак «СЕ» (европейское соответствие) свидетельствует о том, что продукция полностью соответствует основным требованиям директив ЕС и гармонизированным стандартам Европейского союза. Маркировка «СЕ» указывает на то, что изделие не является вредным (опасным) для здоровья его потребителей, а также безвредно для окружающей среды [5].

Эти требования основаны на более чем 20-ти директив ЕС, каждая из которых регулирует политику для определенного продукта. Директивы внедрены в Польше через системы оценки еще 30 августа 2002 г. Важно отметить, что при отсутствии знака «СЕ» продукт нельзя использовать внутри рынка ЕС. Импортеры продовольствия, которые планируют поставлять новые для Польши продукты, должны предварительно направить запрос о получении соответствующего подтверждения / разрешения для данного провианта в Национальный институт общественного здоровья – государственный институт гигиены, который и выдает такое разрешение. Вместе с таким обращением импортер должен представить ряд документов:

– копию инвойса;

– сертификат на продукцию;

– результаты лабораторных анализов производителя;

– этикетку (на польском языке).

Получив разрешение, продукт может быть ввезен в Польшу. Если такое разрешение уже выдано в другой стране ЕС, импортер может подать (на таможне) декларацию производителя с указанием страны, выдавшей такое разрешение на продукт.

Лицензии типа САР (единая сельскохозяйственная политика) на импорт требуются на некоторые продукты, ввозимые из третьих стран, при пересечении товаром границы любой страны – члена ЕС. Такие лицензии на импорт, обычно называемые сертификатами на сельскохозяйственный импорт (AGRIM), выдаются в Польше Национальным центром поддержки сельского хозяйства.

Пограничному санитарному контролю подлежат продукты питания и корма для животных. Процедура осуществления такого контроля описана Регламентом (ЕС) № 882/2004 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. «Об официальном контроле» и Законом от 25 августа 2006 г. «О безопасности пищевых продуктов и продуктов питания». После прохождения процедуры выдается свидетельство о выполнении требований (что позволяет ввозить пищевые или кормовые продукты) или продукт вносится в систему RASFF (что означает запрет его ввоза на территорию какого-либо государства – члена ЕС и Европейской экономической зоны). Кроме того, импорт органических продуктов питания охвачен системой электронной сертификации в системе TRACES.

Вывод

Международная торговля является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. Поэтому на текущем этапе значительно возрастает необходимость в изучении и оценки влияния правовых, экономических и технических барьеров на международную торговлю.

Глобализация мирового рынка требует, чтобы государственные сообщества и Союзы скорее переходили на единые стандарты (экономические, технические, правовые). Поэтому главной задачей для государств – членов ЕАЭС должна стать совместная разработка стандартов, правовых регламентов, используя мировой опыт и практику.

Интеграция ЕАЭС со странами дальнего зарубежья практически гарантирует успех. И это касается, прежде всего, интеграции в сторону ЕС.

References

1. "Tamozhennyy kodeks Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza" (prilozhenie N 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza).

2. Kardanov V.A. Pravovaya reglamentaciya mezhdunarodnyh aviaperevozok gruzov. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya Chelovek i obschestvo. - 2019. - S. 153-159.

3. Cedilin L.I. Protekcionizm v rossiyskoy ekonomicheskoy politike: institucional'nyy istoricheskiy opyt: monografiya. M., - 2014. - S. 9.

4. Ocenka ekonomicheskih effektov otmeny netarifnyh bar'erov v EAES. Doklad № 29 - 2015 g. Sankt-Peterburg.

5. Direktiva 2006/42/ES

6. UNCTAD, 2010

7. Internet-sayt Evropeyskoy ekonomicheskoy komissii: http://www.un.org/ru/ecosoc/unece/docs.shtml/

8. http://stats .oecd .org/glossary/detail .asp?ID=1837

Login or Create
* Forgot password?