DIGITAL STATE ADMINISTRATION FOR THE PROJECT “SERVICE STATE 2.0”: REGULATORY LEGAL REGULATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the main provisions of the digital public administration program "Digital economy of the Russian Federation" in accordance with the regulatory framework of the relevant information relations - decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 № 204. The influence of transformation of quality of public services in the conditions of digitalization is studied. It is concluded that as a result of the digital transformation, citizens will receive high-quality public services online, and the state will be able to plan costs.

Keywords:
digital economy, public services, digital technologies, system of interdepartmental electronic interaction, digital public administration, unified system of identification and authentication, electronic public services, digital profile.
Text
Publication text (PDF): Read Download

16 октября 2018 г. заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин представил презентацию концепции цифровизации государственного управления на 2018–2024 гг. «Сервисное государство 2.0» [1].

Планируется создание государства (юридизация соответствующих информационных отношений), принципами которого станет отсутствие физических документов, кроме удостоверения личности гражданина, возможность получения государственных услуг в проактивном режиме, а также запрос необходимых документов из электронных реестров органов власти по единому идентификатору.

С 2010 г. происходило построение цифрового государства версии 1.0. Государственное управление трансформировалось с применением инновационных технологий, введения новых принципов оказания государственных услуг и внесения соответствующих изменений в их нормативную правовую базу. Успешным опытом стали многофункциональные центры, действующие по правилу «единого окна». Впоследствии некоторые ведомства сократили использование собственных помещений.

По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2017 г. сохранилась тенденция роста количества пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг, вырос объём платежей через портал. В 2017 г. число зарегистрированных пользователей портала увеличилось на 25 млн и составило 65 млн. Всего с 2012 г. количество пользователей портала увеличилось почти в 20 раз. В 2012 г. было зарегистрировано 3,6 млн граждан, в 2013 г. – 6,9 млн, в 2014 г. – 13 млн, в 2015 г. – 22,5 млн, в 2016 г. – 40 млн [2].

Проект «Цифровое государственное управление» с 2018 до 2024 г. подготовлен в соответствии с нормативным правовым регулированием – Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3].

Основные направления проекта «Цифровое государственное управление»: 1) «суперсервисы»; 2) «цифровой профиль»; 3) «единый фронт»; 4) «единый транспорт»; 5) «единая модель данных»; 6) «единая платформа услуг и сервисов».

1. По направлению «суперсервисы» будет создано 25 цифровых суперсервисов, среди которых оформление предусмотренных законодательством Российской Федерации пособий и льгот, электронный больничный, полис ОСАГО, полис обязательного медицинского страхования и трудовая книжка. Сформулированы и принципы оценки эффективности трансформации: безбумажные технологии, принятие решений онлайн на основе алгоритмов, проактивность, новая роль многофункциональных центров во взаимодействии государственных органов.

2. Цифровой профиль и идентификация.

Планируется развитие Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) как идентификационной подсистемы цифровой платформы электронного правительства посредством использования цифрового профиля, облачной электронной подписи, биометрической идентификации, реестра полномочий и согласий.

ЕСИА входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для оказания предусмотренных законодательством Российской Федерации государственных и муниципальных услуг в электронной форме. К данной инфраструктуре также относятся:

– портал предусмотренных законодательством Российской Федерации госуслуг, обеспечивающий доступ граждан к услугам в электронной форме;

– СМЭВ, с помощью которой осуществляется обмен информацией и сведениями, необходимыми для оказания государственных услуг в соответствии с законом [4].

3. «Единый фронт» означает сплочение в единую систему всех официальных информационно-сервисных интернет-порталов, сайтов, мобильных и интернет-приложений, выпускаемых органами власти. По статистике существует около ста порталов государственных услуг и услуг муниципального управления, объединение которых предполагается на основе принципов цифровой экосистемы, работы с данными, контента, единой доверенной среды информационного взаимодействия.

4. Направление «единый транспорт» касается данных и документов, связанных с упрощением электронного взаимодействия, развитием электронного документооборота. Увеличивается на 50% количество запросов по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Развитие СМЭВ – стратегическое направление, она станет центральной системой управления данными.

5. «Единая модель данных», которую некоторые исследователи считают основополагающей, подразумевает создание и развитие Национальной системы управления данными (НСУД) [5].

6. «Единая платформа услуг и сервисов» – это бэк-система услуг и сервисов, где будет осуществляться, в том числе, контроль сроков и качества предоставления услуг. Это недостающая система, позволяющая сделать вывод о построении государства сервисной платформы.

Выше изложены основные направления цифрового государственного управления, но проект предусматривает и иные.

Есть направление программы и по модификации нормативно-правового регулирования. Нормативное регулирование можно разделить на блоки.

1. Enablement – снятие законодательных барьеров использования цифровых технологий в бизнес-коммуникации B2G, создание правовых и организационных условий для электронного документооборота, электронного гражданского оборота.

2. Framework – рамочное законодательство о принципах взаимодействия физических и киберфизических систем, работа с большими данными и др.; о создании общих правовых и организационных условий для проверки моделей взаимодействия, это «песочницы» в отношении определённых отраслей экономики, территории, на которые распространяется действие специальной модели регулирования.

3. Regulatory – устанавливает правовые модели поведения, юридическую ответственность с учётом постепенности изменений и анализа последствий. Интернет хорошо развивался без специальных норм права, но в регулировании IT-сферы Россия отстаёт от развитых стран. Сомнения вызывает выпуск токенов и трудности ICO и IPO в Российской Федерации. Насколько известно, в России проведено всего два ICO. А зарубежное законодательство и нормы сложны и находятся также в стадии формирования, поскольку отношение к данным институтам пока формируется, а законодательство США накладывает строгие санкции на нарушителей правового режима работы с ценными бумагами.

В предшествующие года в программе «Цифровая экономика»  проведена частичная цифровизация государственного управления с положительными результатами.

Всемирный банк анализирует соответствующие позиции в рейтинге стран Doing business по благоприятности условий ведения бизнеса [6].

В октябре 2018 г. в Москве вышел отчёт для оценки успеха бизнеса в РФ [7]. В очередном рейтинге Всемирного банка, посвящённом условиям ведения бизнеса в государствах мира, Россия за год поднялась на пять позиций, заняв 35-е место. Наилучшие условия по критериям рейтинга у России в простоте подключения предприятий к сетям, регистрации собственности, обеспечении исполнения контрактов. Существенные улучшения за год достигнуты в доступе к международной торговле и кредитованию. В России развиты роботоассистирование, электронные услуги. Более 70 млн чел. обладают доступом к электронным услугам, и 2/3 удовлетворены их качеством.

Недостаточно в бизнесе инноваций, технологий искусственного интеллекта (AI). Правительство РФ работает над продвижением технологических проектов. Информация должна использоваться во взаимосвязи и содействии государственных структур. Например, в Эстонии государство лишь однажды запрашивает у гражданина информацию.

Решение об изменениях в деятельности Федеральной налоговой службы принято около 27 лет назад и много создано за это время. На портале ФНС России зарегистрировано 24,4 млн физических лиц – пользователей личного кабинета. Сервисы сайта федеральной налоговой службы стали более удобными, обращение налогоплательщиков в отделения стало исключением.

Тенденциями цифровизации в деятельности Федеральной налоговой службы станет применение технологий: облачные технологии, мобильные платежи, большие данные, открытые интерфейсы (API), искусственный интеллект и роботизация, блокчейн, маркетплейс (peer-to-peer economy), кастомизация (customer intelligence).

27 июля 2010 г. принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», обязавший создание системы межведомственного электронного взаимодействия. Развивается налоговое администрирование, а при возмещении НДС принято решение об отказе от отчётности и переходе на обмен данными.

Первой попыткой создать аналитическую систему контроля налогоплательщиков было появление федеральных информационных ресурсов (ФИРов): «Однодневки», «Номиналы», «Адреса массовой регистрации» и др. Данные из ФИРов сильно облегчали сотрудникам налоговых служб выбор компании для выездной налоговой проверки. При пересечениях компании с организациями, занесёнными в ФИР, повышались риски внесения организации в план проверок.

Следующим этапом развития электронных средств контроля стала система АСК НДС-2. Система в автоматическом режиме сопоставляет данные книг покупок и продаж и позволяет в режиме настоящего времени находить неплательщиков и производить доначисления в рамках камеральных проверок.

Внедряется система АСК НДС-3, интегрированная с банками. Теперь налоговые службы смогут отслеживать движение денежных средств и товаров в режиме настоящего времени.

В Федеральной налоговой службе работа ведётся по направлениям: сбор данных по всем сделкам в стране, роботизированные проверки [8], интеграция контрольной работы в учётные системы налогоплательщиков. Но и у предпринимателей появляются преимущества. Это сокращение сроков возмещения НДС для добросовестных налогоплательщиков (с 3 до 2 мес.) [9], ускорение оборачиваемости капитала.

С 1 июля 2017 г. обязательными стали онлайн-кассы (за исключением плательщиков единого налога на вменённый доход), когда налоговые службы в режиме реального времени просматривают оборот наличных. А с 1 июля 2018 г. и плательщики ЕНВД обязаны применять онлайн-кассы. Для прозрачности в ведомство налоговой службы перенесены страховые взносы, таможенные платежи. Появляются различные чипирования товаров, например, маркировка меховых изделий. Пример маркировки меховых изделий хорошо показывает, как увеличились сбор налогов и выход из тени бизнеса в результате применения технологии больших данных.

Международное взаимодействие позволяет эффективно решать общие проблемы.

Во-первых, это законодательство. В Европейском союзе принято законодательство о защите цифровой информации. Европейский парламент в сентябре 2018 г. принял закон об авторском праве в Интернете [10]. Предоставлена свобода передвижения и перекрёстного взаимодействия данных. Единая база данных между странами основана на последующем использовании данных и решений, имеющихся в других странах.

Во-вторых, инфраструктура для обслуживания экосистемы. Это дефицит кадров редких специальностей, цифровых компетенций, soft skills.

В-третьих, проблема доверия государственному сектору, которое зависит и от кибербезопасности, уровня защиты от хищения данных и денежных средств. В информационной безопасности разрабатываются методики пресечения деятельности преступных группировок, крупнейшими из которых называют Carbanak group, Lazarus group, Buhtrap, RTM и иные. Безопасность – базовое понятие, включающее принципы построения цифровых услуг, обмена данными; поиск платформ, позволяющих обмен данных между системами.

Таким образом, реализация проектов – это инвестиция в создание новых компетенций, методов, а также обмен данными и сотрудничество. В соответствии с этими критериями будет оценена эффективность программы сервисное государство 2.0.

 

References

1. Servisnoe gosudarstvo novogo pokoleniya. // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.comnews.ru/content/115366/2018-10-16/servisnoe-gosudarstvo-novogo-pokoleniya, svobodnyy. - (data obrascheniya: 03.11.2018).

2. Podvedeny itogi raboty Edinogo portala gosuslug v 2017 godu//[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://minsvyaz.ru/ru/events/37879/, svobodnyy. - (data obrascheniya: 03.11.2018).

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 7 maya 2018 g. N 204 "O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda". // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html, svobodnyy. - (data obrascheniya: 28.10.2018).

4. Zemskova I.A. Transformaciya kachestva gosudarstvennyh uslug pod vliyaniem cifrovizacii gosudarstvennyh organov // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta. 2018. №3 (72)// [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-pod-vliyaniem-tsifrovizatsii-gosudarstvennyh-organov, svobodnyy. - (data obrascheniya: 28.10.2018).

5. Pravitel'stvo namereno sozdat' v Rossii «nacional'nuyu sistemu upravleniya dannymi» na baze Rosstata. // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://d-russia.ru/pravitelstvo-namereno-sozdat-v-rossii-natsionalnuyu-sistemu-upravleniya-dannymi-na-baze-rosstata.html , svobodnyy. - (data obrascheniya: 04.11.2018).

6. Reyting stran. // [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://russian.doingbusiness.org/ru/rankings , svobodnyy. - (data obrascheniya: 28.10.2018).

7. Rossiya podnyalas' na pyaterku, zanyav 35-e mesto v reytinge Doing Business-2018// [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/3455375, svobodnyy. - (data obrascheniya: 28.10.2018).

8. Natal'ya Poboykina: nalogovye «roboty» izmenyat shemy vyezdnyh proverok. RBK, interv'yu 15 iyunya 2017 goda // [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/nsk/15/ 06/2017/59421e319a7947 fc3ceb089c , svobodnyy. - (data obrascheniya: 28.10.2018).

9. FNS vvela uskorennoe vozmeschenie NDS dobrosovestnymi nalogoplatel'schikami.// [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://taxslov.ru/st/st80.htm , svobodnyy. - (data obrascheniya: 28.10.2018).

10. Evroparlament prinyal zakon ob avtorskom prave v internete.//[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rtvi.com/news/evroparlament-prinyal-zakon-ob-avtorskom-prave-v-internete/ , svobodnyy. - (data obrascheniya: 04.11.2018).

Login or Create
* Forgot password?