PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The article considers the current regulatory framework governing the market of advanced production technologies in Russia. Based on the analyzed information, it was concluded that at present the implementation of legal acts to eliminate administrative barriers in the implementation of advanced technologies is only at an early stage.
innovation, production technologies, National Technological Initiative, regulatory framework.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г., перед Правительством Российской Федерации была поставлена задача войти в пятерку стран с наиболее развитой экономикой. Более того, была поставлена задача ускорить технологическое развитие Российской Федерации, а также увеличить количество организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа и обеспечить ускорение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере [1]. В современных реалиях трансформации мировой экономики и все более возрастающей роли научно-технического прогресса в развитии национальных экономик, России необходимо сделать качественный скачок в разработке и внедрении новых технологий в отечественную экономику.
14 февраля 2017 г. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России был одобрен план реализации кросс-отраслевого направления «Технет» (Передовые производственные технологии, далее – ППТ) Национальной технологической инициативы (далее – НТИ), принципиально нового проекта по модернизации и развитию экономики России. Национальная технологическая инициатива – это приоритетная, долгосрочная межведомственная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. В качестве основного инструмента реализации НТИ определена система «дорожных карт», которые реализуются в форме проектов НТИ, и была разработана по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 г. [2].
Следует отметить, что направление «Передовые производственные технологии» НТИ базируется на объединении усилий органов государственной власти, ведущих научных и исследовательских центров страны, крупных деловых объединений, предприятий, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ. Так же то, что рынок инновационных производственных технологий становится все более глобальным, обуславливает необходимость в тесном международном сотрудничестве, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне государств. Поэтому вопрос разработки нормативно-правовой базы, регулирующей рынок передовых производственных технологий в России и мире, является как никогда актуальным.
Нормативно-правовая база России в сфере инноваций начала сформировываться с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Несмотря на то, что ни в одном пункте статьи четвертой ГК РФ не обозначается понятие «инновации», она стала фундаментом законодательства об интеллектуальной собственности и дальнейшего развития законодательства о новых технологиях.
Определение термина «инновация» содержится в Федеральном Законе №127 «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. (в редакции от 23.05.2016), где термин «инновации» определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [3]. В российском законодательстве также дается определение «технологической инновации», как представляющей собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе [4]. Также в законодательстве существует два определения инноваций в промышленном производстве: первое – это «продуктовые инновации», которые включают в себя разработку и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов, а второе – это «процессные инновации» – освоение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов [5].
Анализируя нормативные источники ключевых определений инновационной деятельности, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день российское законодательство в сфере инноваций состоит из большого количества разрозненных законодательных актов, из-за чего возникают определенные трудности в практической работе по правовому регулированию внедрения передовых производственных технологий в промышленность.
В рамках законодательной базы инновационной деятельности Российской Федерации можно выделить следующие группы:
1. Нормативно-правовые акты, определяющие государственную политику в сфере инноваций. Как правило, эти акты носят декларативный или концептуальный характер. Данная группа нормативных актов содержит основные положения реформирования, модернизации и развития российской экономики, а также меры по стимулированию и активизации инновационной деятельности. Примеры: Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 08.11. 2011 г. №2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.», Указ Президента Российской Федерации от 22.07.1998 №863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», Федеральный Закон №127 от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 23.05.2016 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 г. №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» и т.д. Данные нормативно-правовые акты составляют базу для дальнейшего развития законодательства в инновационной сфере и выражают политическую руководства Российской Федерации в области инноваций.
2. Федеральные законы, указы, постановления и распоряжения, определяющие создание и функции федеральных органов государственной исполнительной власти, научных и негосударственных организаций и фондов в сфере инноваций. Примеры: Федеральный закон от 19.07.2007 г. №139-Φ3 (ред. от 31.05.2010 г.) «О Российской корпорации нанотехнологий», Федеральный закон от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"», Федеральный закон от 28.09.2010 г. №244-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) «Об инновационном центре "Сколково"», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.08.2011 г. №1393-р «Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"» (в редакции от 12.11.2015 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 24.08.2006 г. №516 «Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания"». Данные нормативно-правовые акты четко регламентируют цели, обязанности, функции и меры поддержки основных институтов в сфере инноваций в Российской Федерации.
3. Законы, указы, приказы, регулирующие статус особых экономических зон, территорий опережающего развития и территорий опережающего социально-экономического развития. Примеры: Федеральный закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2018 г. №660 «Об утверждении Плана проведения проверок исполнения резидентами особых экономических зон условий соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне на 2019 г.», Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и т.д. Данные законодательные акты регламентируют создание и функционирование территорий опережающего социально-экономического развития – частей территорий субъектов Российской Федерации, включая закрытые административно-территориальные образования, на которых установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [6]. Эти территории создают благоприятные условия для внедрения передовых производственных технологий в промышленность.
4. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере инноваций. В последние годы российские регионы активно включились в деятельность по модернизации национальной экономики и внедрению инноваций во все сферы экономики. Зачастую, региональные власти разрабатывали или принимали достаточно эффективные нормативно-правовые акты, наиболее четко отвечающие потребностям региона в инновационной деятельности. Примеры: Закон г. Санкт-Петербург от 12.10.2009 г. №411-85 (ред. от 17.07.2013 г.) «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 г. №63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», Указ Президента Республики Татарстан от 17.10.2014 г. №УП-988 «О мерах по созданию в Республике Татарстан инновационного территориального кластера в сфере нанотехнологий», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 587 от 09.07.2012 г. «О мерах по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Республике Татарстан», Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04.12.2017 г. №2259 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы"», Указ Президента РС(Я) от 18.10.2011 г. № 989 (ред. от 04.06.2012 г.) «О грантах Президента Республики Саха (Якутия) для поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности», Закон Приморского края от 15.02.2008 г. №195-КЗ «Об инновационной деятельности на территории Приморского края», Закон Липецкой области от 27.10.2010 г. № 425-ОЗ (ред. от 18.06.2014) «Об инновационной деятельности в Липецкой области», Закон Республики Адыгея от 28.12.2007 г. №145 «Об инновационной деятельности в Республике Адыгея», Закон Иркутской области от 05.05 .2004 г. №21-ОЗ (ред. от 11.06.2014 г.) «Об областной государственной поддержке научной, научнотехнической и инновационной деятельности», Закон Самарской области от 09.11.2005 г. №198-ГД (ред. от 06.02.2015 г.) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области», Закон Чеченской Республики от 06.03.2007 г. №7-РЗ (ред. от 11.05.2012 г.) «Об инновационной деятельности в Чеченской Республике», Закон Калужской области от 04.07.2002 г. №134-ОЗ (ред. от 05.12.2014 г.) «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области», Закон Новосибирской области от 20.04.1995 г. №17-ОЗ (ред. от 30.04.2014 г.) «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области», Закон Новосибирской области от 15.12.2007 г. №178-ОЗ (ред. от 02.07.2014 г.) «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы», Закон Республики Башкортостан от 02.03.1994 №ВС-22/39 (ред. от 29.04.2014) «О научной и научно-технической деятельности в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 28.12.2006 г. №400-з (ред. от 30.03.2015 г.) «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» и т.д. Одним из факторов активизации разработки региональных нормативных актов в области инноваций является координация деятельности регионов с федеральным центром. От того насколько будет доработана федеральная законодательная база зависит развитие регионов в этом направлении. При этом федеральный центр может перенять наиболее успешный опыт регионов и активизировать обмен опытом между субъектами федерации, что будет способствовать развитию нормативно-правовой базы в сфере внедрения инноваций по всей стране в целом.
Большое количество нормативно-правовых актов и их разрозненность создают барьеры и трудности в практической работе с ними. Поэтому появляется острая необходимость в «кодификации» нормативно-правовых актов в сфере инноваций или принятии нового закона, где содержалось бы нормативное определение ключевых терминов в сфере инноваций, описывался механизм государственный поддержки инновационной деятельности, одновременно позволяющий устранить нормативные барьеры, затрудняющие практическую работу в сфере передовых производственных технологий.
На сегодняшний день уже начали появляться законодательные инициативы по упорядочиванию нормативно-правовой базы в сфере инноваций и устранению барьеров по внедрению передовых производственных технологий. Одним из основных таких законопроектов является проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», который также предполагает замену базового Федерального закона №127 «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. (в редакции от 23.05.2016 г.).
Принятие нового Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» позволит:
– определить нормативную терминологическую базу в сфере инноваций, инновационных проектов и внедрения передовых производственных технологий;
– определить единую государственную политику в сфере инноваций;
– определить полномочия органов государственной власти в сфере инноваций;
– определить полномочия субъектов Российской Федерации в сфере инноваций;
– определить права местного самоуправления в инновационной деятельности.
Устранение административных барьеров в сфере передовых производственных технологий обуславливается быстрыми изменениями на рынке и частым внедрением инноваций, в условиях которых необходимо максимально быстро реагировать. Большое количество административных барьеров влияет на скорость внедрения инноваций и создает практические сложности в реализации инновационных проектов, что может отразиться на конкурентоспособности отечественных передовых производственных технологий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 г. №483-р был утвержден План мероприятий («Дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (Передовые производственные технологии), в соответствии с которым устранение административных барьеров должно производиться в три этапа.
Первый этап охватывает 2018–2019 гг. На данном этапе планируется устранение барьеров использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации, что позволит устранить барьеры при применении цифровых моделей и виртуальных испытаний для подтверждения и сертификации соответствия продукции. Второй этап охватывает 2020–2025 гг. На данном этапе должен быть произведен мониторинг первого этапа. На третьем этапе, который охватывает 2026–2035 гг., также должен быть проведен мониторинг реализации и эффективности «Дорожной карты» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров.
Что касается первого этапа реализации «дорожной карты», перед федеральными органами государственной власти были поставлены конкретные задачи по приведению в порядок нормативно-правовой базы, в целях устранения административных барьеров.
В целях устранения барьеров использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации, на данный момент разрабатываются законопроекты или изменения в существующие законы по упрощению процедур оформления, учета, хранения, обмена цифровой документации. Например, разрабатывается проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», который предусматривает введение 3d-моделей при регистрации интеллектуальной собственности. Так, в п. 2 ст. 1354 слова «чертежи» будут замены словами «чертежи и трехмерная модель». Это позволит упростить процедуру регистрации патента и сократит время внедрения передовых технологий в производство. Кроме того, проектом предлагается предусмотреть возможность подачи заявок в электронной форме с простой электронной подписью заявителя, а также выдачу патентов и свидетельств в виде электронных документов.
Министерство промышленности и торговли утвердило программу национальной стандартизации на 2018 г., где целый раздел (ТК 141) посвящен робототехнике. Таким образом, предложенные законопроектом изменения соответствуют современным требованиям с учетом задач инновационного развития и построения цифровой экономики и обеспечивают возможность реализации целей обеспечения единства измерений в современных условиях функционирования экономики и социальной сферы Российской Федерации. По мнению авторов, данные законодательные изменения сыграют большую роль в реализации национальных проектов, в первую очередь тех, которые связаны с использованием современных технологий, в частности, Федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», входящего в Национальный проект «Экология» [7].
Подводя итог, можно констатировать, что в рамках реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (Передовые производственные технологии), проводятся работы по первому этапу. Большинство нормативно-правовых актов по устранению административных барьеров в сфере внедрения передовых производственных технологий, на данный момент, находятся на стадии разработки, общественных обсуждений или на анализе у экспертного сообщества. Доработка, утверждение и принятие нормативно-правовых актов по снятию барьеров в сфере внедрения передовых производственных технологий будет способствовать эффективной реализации Национальной технологической инициативы.
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
2. Perechen' porucheniy po realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 4 dekabrya 2014 goda. Pr-2821, p.1, 29. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/47182.
3. Federal'nyy zakon "O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tehnicheskoy politike" ot 23.08.1996 N 127-FZ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
4. Prikaz Rosstata ot 06.09.2012 N 481 «Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizacii federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya za deyatel'nost'yu v sfere doshkol'nogo obrazovaniya, nauchnoy i innovacionnoy deyatel'nost'yu, zanyatost'yu naseleniya». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136073/
5. Prikaz Rosstata ot 06.08.2018 N 487 (red. ot 04.09.2018) «Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizacii federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya za deyatel'nost'yu v sfere obrazovaniya, nauki, innovaciy i informacionnyh tehnologiy». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304631/
6. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2014 goda № 473-FZ «O territoriyah operezhayuschego social'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federacii», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/
7. Pasport Federal'nogo proekta «Vnedrenie nailuchshih dostupnyh tehnologiy» http://mineconom74.ru/sites/default/files/field_downloads/1323/ndt.pdf