student from 01.01.2017 to 01.01.2019
Saint-Petersburg State University (Department of Ontology and Epistemology, post-graduate student)
graduate student from 01.01.2019 until now
Permskiy kray, gorod Perm', Perm, Russian Federation
Perm', Russian Federation
UDK 10 Философия
GRNTI 02.15 Общефилософские проблемы
OKSO 47.04.01 Философия
BBK 8730 Всемирная история философии
TBK 824 Прикладная философия
Valerie Solanas is described as a thinker. The problem of the Other in the works of V. Solanas is analyzed. Given the evolution of the American writer on the subject under discussion — from the psychological to the ontological. Social and psychological reasons of Valerie's views on her are revealed. The conclusion is made about the relationship with the Other Valery, which she is trying to either destroy or otherwise tries to bring him to Me.
Valerie Solanas, the Other, radical feminism, SCUM, gender relations, sex determination, automation of society, rejection of labor, abolition of the monetary system, anti-capitalism, anti-patriarchy.
Возникновение данной работы вызвано тем, что в науке существует мало исследований, связанных с личностью Валери Соланас. В США (стране, которой родилась Соланас), равно как и в других западных странах, большинство исследований посвящено ей лишь в контексте личности и творчества Энди Уорхола; как самостоятельная личность, которая внесла свой вклад в историю мысли, она не рассматривается. В свою очередь, в российском научном сообществе нет ни одного официального исследования, посвященного ей.
Валери Соланас (9 апреля 1936, Вентор, Нью-Джерси, Соединенные Штаты Америки 26 апреля 1988, Тендерлойд, Сан-Франциско, Соединенные Штаты Америки) – американская писательница и актриса, радикальная феминистка. Известна в массовой культуре Запада тем, что стреляла в короля поп-арта – Энди Уорхола.
Причины радикального феминизма Соланас можно найти ещё в раннем детстве. Ее отец Луис Соланас, когда девочке не было еще и 4 лет, многократно домогался ее [1], что, безусловно, оставило отпечаток как на личности Соланас, так и на её взглядах. Кроме того, когда Валери не захотела идти в католическую школу, её выпорол дед [2].
Стоит отметить, что как актриса В. Соланас снялась в двух фильмах, режиссером которых был непосредственно Энди Уорхол: 1) «I, A Man» («Я, мужчина») (1967 г.); 2) «Bike Boy» («Мотоциклист») (1967 г.) [3].
Как писательница Валери творила на протяжении всего трех лет, и за эти три года официально написала три текста – «Up Your Ass» (1965 г.); «A Young Girl's Primer on How to Attain the Leisure Class» (1966 г.), «SCUM Manifesto» (1967 г.). Все эти тексты были переведены на русский язык в 2016 г. издательством KOLONNA Publications [4].
Первый текст В. Соланас «Засунь себе в задницу» (1965 г.) представляет собой одноактную пьесу. Помимо основного названия, она имеет три других: 1) «От колыбели и до лодки»; 2) «Великий отстой»; 3) «Из грязи в князи».
В пьесе присутствуют несколько различных психологических типажей как мужчин, так и женщин. Позиция, которую занимает в пьесе В. Соланас, может быть обозначена как радикальный феминизм. Все мужчины, несмотря на их заметные различия в мировоззрении (Цветной чел, Белый чел, Элвин Кунц, Расселл, Мальчик), являются сексуально озабоченными, даже Мальчик, который, казалось бы, еще не вступил в период полового созревания. Так видит Соланас мужчин: похотливыми и одержимыми, помешанными на сексе и сводящими все к нему, любящими, чтобы женщины им во всем подчинялись. «Всем известно, что мужчины гораздо больше уважают женщин, если те ловко хавают говно» [4, c. 58]. Все женщины, кроме главной героини пьесы – Бонджи Перес, тем или иным способом, поддерживают существующее капиталистическое общество, основанное на патриархате. Так, официантка не позволяет Бонджи вести себя так, как она хочет, ставя ее в рамки, которые приняты в существующей культуре. Другая героиня – Имбирек – вписана в патриархат в качестве обслуги для мужчин, но сама не замечает этого, так как считает это нормальным, жить в «мужском мире», занимая в нем своё, приметное, по ее мнению, место. Училка и вовсе пропагандирует ценности существующего общества, основанного на мужской доминации. Лишь Артур в самом конце пьесы, убив Мальчика, присоединяется к Бонджо. Она производит акт убийства Другого и становится феминисткой-лесбиянкой.
Иные герои пьесы – Мисс Коллинз и Шахразада, которые, в свою очередь, являются трансвеститом и гомосексуалом, занимают подрывную позицию, которая грозит разрушить патриархат. Они стремятся стать женщинами, при этом, будучи мужчинами, поэтому они — друзья Бонджи. Лучший мужчина, по мнению Перес, это лишь недоделанная женщина [4, c. 77] .
Бонджи, по ее собственному мнению, не имеет никаких пороков – она никогда не пьет, не играет в азартные игры и не работает [4, c. 59]. При возможности она совсем бы отказалась от секса, но, пока она существует в таком обществе, ей нужны деньги. Она не хочет вступать в брак, а также заводить детей, и строить какую-либо карьеру внутри общественной системы, в которой она живет. Она считает, что мужчины глупее женщин, и по умственному развитию остаются всю жизнь на уровне маленьких мальчиков [4, c. 66]. Она негативно относится к психоанализу, считая его шарлатанством [4, с. 70]. Она предлагает раз и навсегда прекратить войну полов детерминацией пола, оставив только женский, который перестанет им быть, когда процесс детерминации будет окончен [4, c. 78].
Уже в первой работе Соланас просматривается, что Другой для нее – это враг, которого надо уничтожить. Здесь он предстает, преимущественно, в психологическом плане. Она не может позволить себе принять Его вследствие психических травм, полученных в детстве, когда происходит формирование личности. Даже потенциально она не может принять существование Другого как Иного, так как это невозможно для нее, это значило бы разрушение ее существующей, на данный момент, личности. Для Соланас есть только один пол – женский, все отклонения у мужчин, такие как гомосексуализм, трансгендерность, входят в множество этого пола – это недоженщины, стремящиеся стать ими. Так как у них нет сексуального влечения к ней, то она положительно относится к ним. Сексуальное влечение ею на психологическом уровне с мужчинами отвергается, она просто сношается с ними, как например, с Расселлом в кустах, будучи лесбиянкой, но поневоле, ибо травма, произошедшая с ней в детстве, сильна и не позволяет иметь близких духовных контактов с представителями мужского пола.
Вторая работа Валери – «Как примазаться к праздному классу: букварь для девочек» (1966 г.). Главной героиней этой работы предстает сама Соланас, бывшая на тот момент попрошайкой-проституткой, решившей написать своего рода краткое учебное пособие по разводу мужчин на деньги. В этом тексте заметно, что попрошайничает она только лишь у мужской половины человечества, полагая, что нужно эксплуатировать эксплуататоров. Здесь она открыто выражает свои взгляды на всякую легальную работу: она считает ее частью системы эксплуатации мужчинами женщин. Она пишет: «Что я как женщина могу сделать для страны? Разве что воровать в магазинах». Такое отношение формируется у нее вследствие того, что она отвергает систему, основанную на детерминантах «труд – деньги», которые поддерживают капитализм и патриархат (их она отождествляет). При этом, существуя в рамках этой системы, она считает, что «время – деньги», и что просто так разговаривая с мужчиной, она их теряет, что для нее является непозволительной роскошью.
В этой работе заметно, что Валери хорошо знает психологию вообще, и психологию мужчин, в частности (она училась на психолога). Практически каждый мужчина дает ей 15 центов (такова раньше, в Америке, в Нью-Йорке в 1966 г. была цена на проезд), отказывают ей только мужчины, которые не хотят ее сексуально по той или иной причине (старость, наличие иной девушки, субъективный вкус). Некоторые дают ей и больше, запрашиваемых ею пятнадцати центов, особенно те, кто нечто хотят узнать о сексе или же сами заняться им, сняв девочку (ек). Валери берет с мужчин деньги даже за обычную беседу, считая, что мужчины должны платить за нее, так как они эксплуатируют женщин по полной, должна же быть с них какая-то компенсация за это.
В этой работе Другой для Валери Соланас также враг, но в ином аспекте (не в психологическом, а, преимущественно, в социальном), он есть эксплуататор, который должен сам быть подвергнут эксплуатации. Презрение к Другому как Иному и неосознаваемая Соланас зависимость от него пронизывают все это пособие. Эта зависимость не может быть преодолена в рамках капиталистического (патриархального) общества – капиталисту нужен пролетарий, мужчине нужна женщина (как и наоборот), так как друг без друга они просто перестанут существовать в своем качестве.
Третья и главная для понимания мировоззрения Соланас – ее последняя работа – это «ОТБРОС ("Общество Тотального и Беспощадного Расчленения и Отмены Самцов"): Манифест» [5]. Она сама лично издала этот манифест и продавала его на улицах, за 1$ – женщинам, за 2$ – мужчинам, чтобы хоть как-то показать несправедливое, по мнению Соланас, экономическое превосходство мужчин над женщинами.
В интервью «Village Voice» журналисту Хауарду Смиту она сказала, что ОТБРОС – «это гипотетическое общество. Нет, "гипотетическое" – не то слово. Это просто литературный приём. Организации ОТБРОС не существует. […] мне это видится состоянием сознания. Иными словами, женщина, мыслящая определенным образом, – это ОТБРОС. Мужчина, который думает определенным образом, – член мужской группы поддержки ОТБРОС» [4, c.15-16]…
Этот Манифест – реакция на угнетение женщин мужчинами в западном патриархальном капиталистическом обществе (середина 60-х гг. в США), как его видит Валери Соланас. Ее цель – ни много ни мало – «свергнуть правительства, разрушить денежную систему, внедрить полную автоматизацию и уничтожить мужской пол» [4, c. 112]. Это утопия для женщин и антиутопия для мужчин. Соланас считает, что «мужчина – биологическая случайность […] мужская особь – незавершенная женская, ходячий аборт, выкидыш на генной стадии [4, c. 112]. Манифест наполнен проекциями и перверсиями Валери. «Приятны лишь те, кто способен воспринимать и принимать других» [4, c .113]. Мужчина […] «великолепно преуспел, убедив миллионы женщин, что мужчины – это женщины, а женщины – это мужчины» [4, c. 115] с соответствующими характерологическими особенностями. «У женщин нет зависти к пенису – это мужчины завидуют влагалищу» [4, c. 116] (переворот фрейдистского тезиса).
Кроме того, она обвиняет мужчин в разжигании войн, создании и возвеличивании ценности денег, нежелании уменьшать количество часов рабочего дня [4, c. 116–118]. Соланас утверждает ущербность всякого отцовства, которое может порождать умственные расстройства у детей (страх, трусость, робость, самоуничижение, неуверенность, пассивность) [4, c. 120]. Мужчины, согласно Соланас, не обладают внутренней индивидуальностью, они различаются лишь манерой защиты от собственной пассивности и желания быть женщиной [4, c. 125–126]. Функция мужчин – лишь производство спермы, в то время как функции женщин разнообразны, а главная – «творить волшебный мир» [4, c. 126]. Мужчины не позволяют вести частную жизнь – ни себе, ни женщинам, ни детям, так как они являются собственниками. Они изолируют женщин от других мужчин и женщин путем увоза в пригород, где каждая семья живет отдельно как ячейка (хотя ячейкой общества, по мнению В. Соланас, является индивид [4, c. 129]). Согласно ей мужчина не способен развиваться социально, так как он мечется между изоляцией и групповухой [4, c. 130] . Мужчина конформен, боится отличаться от других мужчин, так как его могут принять за гомосексуала, трансгендера или вовсе женщину, а это грозит его репутации. Мужчина нуждается во внутреннем контроле, так как не имеет «представления о добре и зле, не имеет совести, которая произрастает лишь из переживания, чрезмерно конкурентный и от природы не способный на сотрудничество» [4, c. 131], поэтому создает различные авторитеты мужского же пола и правительство (хотя на деле он хочет, чтобы его направляла мамочка). Самый главный страх мужчины, по Соланас, это быть пойманным на том, что он не женщина, а мужская особь, животное [4, c. 145]. По своей природе он пиявка, эмоциональный паразит и, значит, не имеет морального права жить, поскольку никто не вправе жить за чужой счет [4, c. 149], поэтому «уничтожение любого мужчины […] – поступок добрый и праведный, весьма выгодный для женщин, а также акт милосердия [4, c. 150]. В общем, она обвиняет мужчин во всех бедах человечества (вплоть до болезней и смерти) [1, c. 112–165] и считает, что их надо ликвидировать.
Идеал женщины для Соланас – это она сама (хотя она и ссылается на некое «состояние сознания») – ОТБРОС [4, c. 143–144]. ОТБРОС – властная, спокойная, уверенная в себе, злая, агрессивная, эгоистичная, независимая, гордая, авантюрная, отвязная, самонадеянная женщина, которая считает, что способна править вселенной, в отвязности своей достигла границ этого «общества» и готова направиться далеко за пределы того, что оно может предложить [4, c.153–154]. Ей противостоит Папина Дочурка – полная противоположность ОТБРОСа [4, c. 154].
Чтобы достичь своих целей, Соланас предлагает принятие следующих мер для ОТБРОСа: отказ быть рабочей силой, отказ от денежных отношений и покупок, грабеж и отлуп всем законам, которые женщин не устраивают, избирательное уничтожение собственности, разваливание семейных гетеросексуальных пар, совершение убийств мужчин («Уничтожьте мужчин – и женщины возьмут себя в руки» [4, c. 159]), вербовка в свое общество.
Тактика ОТБРОСа – действовать всегда криминальными методами, а не гражданским неповиновением, ибо ОТБРОС выступает против самой системы, против самой идеи законов и правительства. ОТБРОС добивается уничтожения системы, а не прав в ее рамках [4, c. 160–161]. По сути, ее форма действия – это индивидуальный избирательный и точечный терроризм. И он будет продолжаться до тех пор, «пока не прекратит свое существование система деньги-труд и не будет внедрена полная автоматизация или же пока нужда в насилии не отпадет, поскольку к ОТБРОС примкнет достаточно женщин, которые станут саботировать или бросать работу, начнут грабить, отказываться от мужчин, не пожелают и дальше подчиняться законам, которым не место в истинно цивилизованном обществе» [4, c.162].
Можно выделить, что Другой для Соланас в «ОТБРОС: Манифест» по-прежнему представляет собой врага, но не только, преимущественно, в психологическом и / или социальном аспекте, а полноценно в онтологическом. Другой – это совершенно Иной. Его нужно истребить или полностью нивелировать атрибуты Другого, которыми Он обладает. Нужно сделать из мужчины женщину, при том такую женщину, которая бы устраивала Соланас, такую же, как образ себя у нее в сознании. Этот отказ от Другого продиктован невозможностью принятия самой Валери части себя, которая была вытеснена вследствие психических травм раннего детства.
Тем самым можно сделать вывод, что В. Соланас, прожив 52 года, существовала в собственном мире тотального Я, в котором всякая инаковость была болезненной, если она проникала в ее жизнь, то, либо исключалась как дефектная, либо пыталась свестись Валери к тождественному, что, в конечном счете, значило к сведению другой личности к самой себе – к Валери Соланас (не зря ее невыпущенная в свет четвертая работа, которую она писала на закате своей жизни, называлась «Валери Соланас» как абсолютизация своего Я и тотальная аннигиляция Другого).
1. Violet, Ultra Famous for 15 Minutes: My Years with Andy Warhol. - New York: Avon Books, 1990. - 316 p.
2. Baer, Freddie About Valerie Solanas. In Valerie Solanas “SCUM Manifesto”. - Edinburgh: AK Press, 1996. - pp. 48-57.
3. Uorhol, Endi i Hekket, Pet POPizm. Uorholovskie 60-ye. - Moskva: Ad Marginem, 2016. - 352 c.
4. Solanas, Valeri Zasun' sebe v zadnicu! - Tver': KOLONNA Publications, 2016. - 214 c.
5. Lyon, Janet Manifestoes: Provocations of the Modern - Ithaca: Cornell University Press,1999. - 230 p.