SECURITY AND DIVERSIFICATION OF EXTERNAL SOURCES OF OIL SUPPLIES TO THE EU
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the main case study results of the EU geographical market diversification of four Russian oil major buyers and reveals the various-directional dynamics of this process coupled with the continued high dependence on supplies from the Russian Federation.

Keywords:
energy security; oil; import dependence; risks; diversification; Herfendal-Hirschman index; The EU; Russia.
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Исследования рисков энергобезопасности постоянно остаются в фокусе внимания Европейской комиссии (ЕК) ввиду высокой зависимости ЕС от внешних поставок, которая сохраняется для импорта нефти на уровне 87–88% (см.: [17; 20; 23; 24; 25]). Используемая методика оценки рисков импортной зависимости стран ЕС включает такие индикаторы, как спрос на энергию и ее удельный вес в ВВП; количество источников поставки и внутренний потенциал для производства сырой нефти и нефтепродуктов; риски перебоев с поставками; наличие инфраструктуры и географические факторы, позволяющие переключаться на другие виды энергии в случае возникновения дефицита [16, с. 17]. Не менее важным направлением является совершенствование методик и механизмов поддержания стратегических запасов нефти [21].

В последние годы эксперты ЕС отмечают повышение рисков энергобезопасности ввиду того, что источники импорта сместились в сторону более геополитически нестабильных регионов, к которым относят страны Северной Африки, Россию, Ближний Восток. По оценкам Всемирного банка, в 2016 г. они имели наиболее высокий уровень риска в диапазоне 6-7 баллов, тогда как страна с наименьшим показателем, Норвегия, чуть более 2 баллов [16, с. 18].

Наиболее подвержены рискам безопасности страны, имеющие единственный источник трубопроводных поставок [24]. К ним относятся Словакия, Венгрия и Чехия с индексом более 4 баллов, на 100% зависящих от экспорта нефти из России. Напротив, многие страны, например, Бельгия, Болгария, Дания, Германия, располагающие крупными морскими портами, способны переключиться на других поставщиков в случае возникновения сбоев (см. также: [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 12; 13; 14]). При этом в 18 странах ЕС вся импортируемая нефть поставляется морским путем. Среди них Великобритания и Дания имеют наименьшие риски, что обеспечивается также наличием собственных производственных мощностей [16, с. 20].

Крупнейшими покупателями российской нефти являются Германия, Нидерланды, Польша и Бельгия, на которые приходится 4,8; 4,5; 3,7 и 2,9% импортируемой Евросоюзом нефти из РФ соответственно (рассчитано автором по: [22]). Среди всех членов ЕС Польша и Германия имеют минимальную долю нефти в импортной корзине, транспортируемую по морю – около 40 и 30% соответственно, что обусловливает средний индекс геополитического риска в этих странах на уровне 3 и 2 баллов соответственно [16,  с.  20-21].

В целях изучения изменения зависимости этих стран от внешних поставок с точки зрения уровня диверсификации поставщиков нами было проведено исследование на основе расчета индекса концентрации Херфиндаля-Хиршмана по данным 2013 и 2017 г. Индекс рассчитывался по данным шести стран - крупнейших внешних поставщиков ЕС. Далее проводилось сравнение с аналогичными показателями 2005 г., полученными Эдвардом Кристи (Edward Christie, 2007) [17, с. 16].

Как показали расчеты, максимальный индекс концентрации в 2017 г. имеет Польша – 0,929, далее по убыванию - Бельгия (0,292), Нидерланды (0,259) и Германия (0,184)[1]. Сравнение полученных данных 2017 г. с аналогичными показателями 2013 г. позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, процесс диверсификации в группе этих стран имел разнонаправленную динамику: в Польше и Германии индекс Херфиндаля-Хиршмана снизился, соответственно на 0,287 и 0,013 пункта, что свидетельствует об усилении уровня диверсификации рынка, тогда как в Бельгии и Нидерландах вырос на 0,035 и 0,069 соответственно, что говорит о его снижении. Причины таких результатов следующие. Так, в Польше существенно увеличилось количество поставщиков: кроме России, Норвегии и Казахстана (поставки крайне малы) на польский рынок начали экспортировать нефть в значительных объемах Ирак, Иран и США. В Германии объемы поставляемой нефти стали распределяться более равномерно среди шести крупнейших экспортеров, и их доля в общем импорте несколько уменьшилась. В Бельгии и Нидерландах возросла доля России – почти на 10%. По сравнению с результатами, полученными Эдвардом Кристи, уровень концентрации импорта в Германии и Бельгии в 2017 г. стал существенно ниже, чем в 2005 г., тогда как в Нидерландах повысился. На всех страновых рынках РФ сохранила доминирующее положение - с долей 79,9% в Польше, 48,4% в Бельгии, 45,9% в Нидерландах и 37,4% в Германии от всего объема нефтяного импорта (рассчитано по: [18; 22]).

Диверсификация поставщиков нефти особенно важны для Германии и Польши, так как именно эти две страны среди изучаемой группы имеют наибольшие риски, связанные с невысокой долей нефти, поставляемой морем и, как следствие, меньшей гибкостью при смене поставщиков в непредвиденных обстоятельствах. По данным ЕС, в 2016 г. все четыре страны сохраняли высокую зависимость от импорта нефти: Польша – 99,7%, Германия – 98,9%, Бельгия – 96,7% и Нидерланды – 94,5% [18]. По сравнению с аналогичными показателями 2010 г. о сколько-нибудь существенном ее снижении можно говорить лишь в отношении Нидерландов (с 98,4%), но исключая 2015 г., когда этот показатель вырос до 100,5%.

Таким образом, изучение процесса диверсификации внешних поставок нефти в четырех странах ЕС позволяет сделать вывод о том, что в 2013–2017 гг. только две страны – Германия и Польша – смогли диверсифицировать импорт нефти, при этом нефтяная зависимость всех стран этой группы от России как доминирующего поставщика сохраняется на очень высоком уровне.

 

 

[1] Прим.  Полученный результат подтверждается также расчетом доли двух крупнейших поставщиков нефти на рынки этих стран. Так, максимальный объем импорта нефти в Польше приходится на Россию и Ирак – 84,4%, в Бельгии – Россию и Саудовскую Аравию (68,8%), в Нидерландах – Россию и Ирак (62,2%), в Германии – Россию и Норвегию (50,8%). Рассчитано по [22].

 

References

1. Bogachev V.F., Veretennikov N.P., Agarkov S.A. Formirovanie infrastruktury neftegazovogo kompleksa Arktiki. SPb, 2018. «Info-da». 244 s.

2. Gadzhiev S.M. Eksportnye postavki nefti v ES v usloviyah neravnovesnoy dinamiki sprosa // V knige: Innovacionnyy tehnologicheskiy proryv: antikrizisnaya strategiya Rossii v usloviyah sistemnogo krizisa mirovoy ekonomiki 2014. S. 41-43.

3. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 g.: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut//Vlast'. 2018. T. 26. № 5. S. 77-84.

4. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 g.: razvorot na vzlet//Vlast'. 2018. T. 26. № 3. S. 38-46.

5. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. 2017. № 10. S. 105-111.

6. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na etape poslednego ego rasshireniya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2017. № 4 (12). S. 120-136.

7. Pashkovskaya I.G. Pervye itogi ispolneniya vnutrenney energeticheskoy politiki Evropeyskogo Soyuza: novye trendy v razvitii energetik gosudarstv-chlenov ES // Trendy i upravlenie. 2019. № 1. S.1-12.

8. Pashkovskaya I.G. Ramochnaya strategiya razvitiya Energeticheskogo soyuza Evrosoyuza // Politika i Obschestvo. 2018. № 4. S.53-61.

9. Razumnova L.L. Novye faktory formirovaniya konkurentnoy sredy mezhdunarodnogo neftyanogo biznesa // Chelovek i trud. 2010. № 1. S. 59

10. Razumnova L.L., Svetlov N.M. Vliyanie finansovogo rynka na cenu nefti // Ekonomika i matematicheskie metody. 2010. T. 46. № 4. S. 28-55.

11. Razumnova L.L., Svetlov N.M. Mirovoy rynok nefti: mehanizm cenoobrazovaniya v period «tret'ego neftyanogo shoka» // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010. № 2. S. 3-13.

12. Hasbulatov R.I. Novye regional'nye konstrukcii sovremennoy mirohozyaystvennoy sistemy // V sbornike: Sovremennaya ekonomika: koncepcii i modeli innovacionnogo razvitiya. Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: v 3 knigah. 2016. S. 141-148.

13. Hasbulatov R.I. Rossiya, balansiruyuschaya mezhdu Evropoy i Aziey // Mezhdunarodnaya ekonomika. 2017. № 12. S. 14-27.

14. Hasbulatov R.I. Energoresursy Rossii v global'noy sisteme mezhdunarodnyh otnosheniy //Mezhdunarodnaya ekonomika. 2006. № 8. S. 14-25.

15. Hasbulatov R.I., Piskulov Yu.V. Novyy mirovoy gumanisticheskiy poryadok diktuet neobhodimost' otbrosit' politiku konfrontacii, protekcionizma i sankciy //Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2015. № 2. S.19-35.

16. A Study on Oil Dependency in the EU. A report for Transport and Environment. July 2016. URL: https://www.transportenvironment.org/sites/te/files/publications/2016_07_Study_EU_oil_dependency.pdf. (data obrascheniya: 15.02.2019)

17. Christie Edward Oil and Gas Dependence of EU-15 Countries wiiw Research Reports/343. December 2007. URL: https://wiiw.ac.at/oil-and-gas-dependence-of-eu-15-countries-dlp-451.pdf (data obrascheniya: 13.02.2019)

18. Country datasheets - August 2018 update - European Commission. URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/countrydatasheets_august2018.xlsx (data obrascheniya: 15.02.2019)

19. In-depth study of European Energy Security. Brussels, 2.7.2014, SWD(2014) 330 final/3 URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/20140528_energy_security_study.pdf

20. Lutz Mez. European energy security: Challenges in diversifying and decarbonizing. URL: https://doc-research.org/2017/11/european-energy-security-challenges-diversifying-and-decarbonising/

21. Mid-term evaluation of Council Directive 2009/119/EC imposing an obligation on Member States to maintain minimum stocks of crude oil and/or petroleum products. Com. Brussels, 24.11.2017 SWD(2017) 438 final. URL: ttps://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/mid-term_evaluation_of_council_directive_2009119ec.pdf (data obrascheniya: 20.02.2019)

22. EU Crude Oil Imports and supply cost. URL: https://ec.europa.eu/energy/en/data-analysis/eu-crude-oil-imports (data obrascheniya: 13.01.2019)

23. Scholl Ellen and Westphal Kirsten. SWP Research Paper Stiftung Wissenschaft und Politik German Institute for International and Security Affairs. March 2017. Berlin. URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/research_papers/2017RP04_Scholl_wep.pdf

24. The Commission's press release on 9 January 2007, on cuts in oil supplies from Russia via Belarus. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-24_en.htm?locale=en (data obrascheniya: 15.12.2018)

25. https://finance.rambler.ru/business/

Login or Create
* Forgot password?