THE EUROPEAN UNION'S POSITIONS IN WORLD TRADE
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the current stage of development of the European Union as the largest integration group in the system of international economic relations. The author analyzed and presented an assessment of the European Union’s position in modern international trade, the possibility of preserving the principles of liberalism, effective multilateralism, and sustainable development.

Keywords:
the European Union, international trade, strategy, principle, agreement, partnership, Russia, Europe.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Научный руководитель:

Гладков И.С.

д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра европейской торговли, Институт Европы Российской академии наук (ИЕ РАН); профессор кафедры мировой экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

e-mail: professorgis@rambler.ru

 

Европейский союз (ЕС) на современном этапе остается крупнейшим интеграционным  объединением, торговым блоком, объединяющим пока 28 стран. Евросоюз участвует во Всемирной торговой организации (ВТО) на полноправной основе. Современную стратегию Европейского союза следует определить как «достойное управление» (good governance) [1]. «Достойное управление»  подразумевает «…взаимодействие общества и государства при  неукоснительном соблюдении прав человека, демократических свобод, сокращении неравенства в обществе» [2]. Торгово-экономические отношения Евросоюза с третьими странами во многом зависят от приверженности этих стран европейским ценностям. Европейский союз при этом соблюдает собственные интересы на международной арене и распространяет общие европейские ценности на глобальном уровне.

Основной принцип внешней политики ЕС – принцип эффективной многосторонности, под которым следует понимать определение, предложенное Робертом Кеохейном: «практика согласования национальной внешней политики в группах из трех и более государств в  рамках специальных соглашений или с помощью общих институтов» [3].

Одним из таких проектов в начале XXI в. стало так называемое Трансатлантическое партнерство, которое обусловливалось общим культурно-историческим прошлым его основных участников – ЕС и США (см. [8; 9; 10; 11; 14; 16]).

Для современной Европы США являются одним из основных торгово-экономических  партнеров.

Оценив обороты торговли Европейского союза и США, можно отметить, что экономические отношения между США и ЕС на современном этапе остаются основными на  атлантическом пространстве. Объем товарного импорта ЕС из США в 2017 г. равнялся 283,9 млрд долл. При этом стоимость экспорта товаров Евросоюза в Соединенные Штаты составляла 444,6 млрд долл. США. Таким образом, баланс внешней торговли между ними складывался в пользу Европейского союза [4; 6; 7].

Доля США в товарном вывозе Евросоюза к 2018 г. равнялась 20,0%, а во ввозе ЕС – 13,8%. На втором месте был Китай с соответствующими данными 10% и 20,2%. Россия находилась на четвертом месте по доле в общем вывозе товаров Евросоюза в страны вне сообщества (4,6%), на третьем месте – по ввозу товаров в ЕС (7,8%) [4; 5; 6].

При этом доля Европейского союза в общем экспорте США в 2017 г. равнялась 18,4%, а в общем товарном импорте США – 18,5%. Таким образом, Евросоюз и Соединенные Штаты  остаются взаимно важными внешнеторговыми партнерами.  

Современная европейская внешнеполитическая стратегия определяется следующим образом: стратегические отношения между США и ЕС имеют первостепенное значение для трансатлантического процветания и стабильности, принимая во внимание, что товарооборот между ЕС и США составляет большую долю мировой торговли [14; 22].

Поэтому Европейский союз совместно с США действует при решении целого ряда  глобальных вопросов, в том числе вопросов безопасности, экономического развития и т.д. Основная форма взаимодействия между ЕС и США состоит в диалоге, определяемом планом действий Трансатлантического экономического партнерства, сформированном в 1998 г.

В феврале 2013 г. было официально объявлено о начале переговоров о перспективах Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП). Такое партнерство относится к соглашениям высокого стандарта, поскольку рассматривает все аспекты совместной торговли, отменяет тарифные ограничения и все виды экономической дискриминации. Подписание подобного соглашения способствовало бы признанию норм Америкой и Европой, что позволило бы участникам задавать тон  и устанавливать свои международные стандарты.

Вместе с тем, партнерство ЕС и США сопровождается сложными торгово-экономическими конфликтами, которые рассматриваются Всемирной торговой организацией [21].

Наиболее спорным вопросом такого договора  является расхождение в стандартах между ЕС и США. Видный российский экономист А.Н. Спартак в этой связи отмечает, что, учитывая масштабы ТТИП, контрагенты ЕС и США будут вынуждены подстраиваться под режим и нормы ТТИП, а это, в свою очередь, создаст предпосылки для ЕС и США для выхода на рынки торговых партнеров [14].

Таким образом, США  рассматривают такое мегапартнерство с ЕС для достижения своих геополитических и экономических целей, для непрямого контроля над собственными партнерами, сдерживая при этом Китай и страны БРИКС.

В целом, заключение Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства в значительной мере не соответствует принципам многосторонности, приверженцем которых выступает ВТО.

Европа (ЕС) для создания подобного мегапартнерства с США имела достаточную мотивацию, которую можно оценивать  как с положительной, так и с отрицательной стороны. ТТИП – определенный вызов сложившимся правилам глобальной системы торговли. Можно отметить противоречивость интересов стран – членов ВТО, страны не торопятся либерализовать свои рынки, но при этом стремятся открыть для себя новые товарные рынки. Такую позицию можно объяснить тем, что определенные секторы по разным причинам оказываются чувствительными как для развитых, так и развивающихся стран (здесь и далее см. [12; 13; 15; 16; 17; 18; 19; 20]).

Развитые страны, в числе которых страны ЕС, Япония, США уже не могут навязывать свою волю через ВТО, поскольку развивающиеся страны, объединившись, способны им противостоять.  По этой причине развитым странам, в том числе и странам – членам Европейского союза, для сохранения позиций в мировой торговле приходится разрабатывать и применять новые методы – партнерства  по типу ТТИП призваны стать стратегическими центрами,  с правилами которых вынуждена будет считаться любая страна, не входящая в такие партнерства.

Основные опасения Европы в партнерстве с США связаны  с техническими барьерами: в Европейском союзе и в США действуют разные принципы стандартизации. В Евросоюзе существуют определенные требования к технологии производства и конечной продукции, что обеспечивает унификацию товаров на внутреннем рынке и  возможность выхода на внутренний рынок ЕС. В то время как для США практика выработки стандартов одной авторизованной организацией неприемлема. Так, продукция  сельскохозяйственного сектора Европы, соответствующая достаточно высоким стандартам, может проигрывать по цене  американской продукции, поскольку разрешенные к использованию в пищевой промышленности США ГМО и гормоны значительно понижают конечную стоимость продукции.

Перспектива подписания  Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства  в полном объеме на сегодняшний момент сомнительна, что осложняется политикой, проводимой президентом США Дональдом Трампом. По оценкам, Европейский союз обладает решимостью на продолжение переговоров и  не заинтересован в развороте американского курса в сторону протекционизма. Переговоры в этом направлении способствуют продвижению собственных подходов к рынку как единственно верных и передовых [11; 13].

Современные реалии таковы, что США, совместно с западными странами, рассматривают способы глобального управления нормами и правилами международной торговли, практически игнорируя ВТО как организацию, регулирующую мировую торговлю.

 

 

References

1. Sommunication from the Commission to the Council, the European Parliament and the European Economic and Social Committee - Governance and development / COM/2019/0615 final [Electronic resource].Mode of access: http://eurlex.europa.eu/legal-content.

2. White Paper on governance [Electronic resource]. Mode of access: http://eurlex.europa.eu/legal-content.

3. Keohane R. O. Multilateralism: An agenda for research // International Journal. 1990. Vol. 45. Issue 4. P. 732-764.

4. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 g.: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut//Vlast'. - 2018. - T. 26. - № 5. - S. 77-84.

5. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 g.: razvorot na vzlet//Vlast'. - 2018. - T. 26. - № 3. - S. 38-46.

6. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo Soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. - 2017. - T. 25. - № 10. - S. 105-111.

7. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza na etape poslednego ego rasshireniya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2017. - № 4 (12). - S. 6-22.

8. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya v 2001-2013 gg.: trendy v gruppe liderov//Vlast'. - 2014. - № 5. - S. 15-18.

9. Gladkov I.S. Postkrizisnaya evolyuciya mezhdunarodnoy torgovli//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2014. - № 7. - S. 31-38.

10. Gladkov I.S. Proekt «Transtihookeanskoe partnerstvo» v sisteme sovremennoy mezhdunarodnoy torgovli//Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2016. - № 1. - S. 25-33.

11. Evropeyskiy soyuz v poiske global'noy roli: politika, ekonomika, bezopasnost' / Pod obsch. red. Al.A. Gromyko, M.G. Nosova. - M.: Ves' mir, 2017. S. 379.

12. Piskulov Yu.V. Geopoliticheskie riski v global'noy ekonomike i mezhdunarodnoy torgovle//Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. - 2015. - № 2. - S. 14-21.

13. Piskulov Yu.V. Rossiya - Zapad: obratnaya storona konflikta (razmyshleniya ekonomista)// Mezhdunarodnaya ekonomika. - 2015. - № 1. - S. 4-8.

14. Spartak A.N. Transatlanticheskoe torgovoe i investicionnoe partnerstvo: vozmozhnye effekty dlya Rossii i EAES// Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. - 2016. - № 6. - S. 6.

15. Hasbulatov R.I. Megatrendy v sovremennom mire i novyy amerikanskiy global'nyy ekonomicheskiy poryadok// V sbornike: Megatrendy global'noy ekonomiki i mezhdunarodnogo predprinimatel'stva sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. -2018. - S. 9-24.

16. Hasbulatov R.I. Mirovaya ekonomika: illyuzii edinstva, noveyshie yavleniya i amerikanskiy global'nyy ekonomicheskiy poryadok// Vestnik Chechenskogo instituta povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. - 2017. - № 2 (27). - S. 76-112.

17. Hasbulatov R.I. Sankcii kak instrument politiki i ih vliyanie na rossiyskuyu ekonomiku // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obschestva Rossii. - 2015. - T. 195. - № 6. - S. 912-942.

18. Hasbulatov R.I. Mirovaya ekonomika posle velikoy recessii: slabaya dinamika, vliyanie dunoveniy holodnoy voyny// Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plehanova. - 2015. - № 1 (79). - S. 14-27.

19. Hasbulatov R.I. Proryv k evropeyskomu miru, bezopasnosti i sotrudnichestvu. Nesbyvshiesya nadezhdy// Mezhdunarodnaya zhizn'. - 2015. - № 11. - S. 157-165.

20. Hasbulatov R.I., Piskulov Yu.V. Novyy mirovoy gumanisticheskiy poryadok diktuet neobhodimost' otbrosit' politiku konfrontacii, protekcionizma i sankciy // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. - 2015. - № 2. - S.19-35.

21. Breuss F. Economic Integration, EU-US Trade Conflicts and WTO Dispute Settlement [Electronic resource]. Mode of access: http://eiop.or.at/eiop/pdf/2019

22. European Parliament. Towards a new European security strategy? Assessing the impact of changes in the global security environment. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2019/

Login or Create
* Forgot password?