PROSPECTS OF USING CROWDFUNDING IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main source of financing of investment activities is the savings of citizens. The role of their savings is very significant in the country's economy, as the lack of and heterogeneity in the amount of savings and investment can lead to an imbalance in the economy. Under such conditions, special attention should be paid to attempts to attract investment into the country's economy, including through cooperation public-private partnership and crowdfunding projects. The article discusses the possibility of attracting savings of citizens in the projects of public-private partnership with the use of such a modern tool to increase the financial activity of citizens and the use of investments, which is crowdfunding.

Keywords:
public-private partnership, crowdfunding, investment climate, investments.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основным источником инвестиций в государстве являются сбережения граждан. Они играют значительную роль в сохранении баланса экономики и влияют на инвестиционный климат в целом. Для того, чтобы экономическая сфера не отклонялась от равновесия, государство может использовать свои механизмы регулирования деятельности, одним из которых является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП).

Экономическим поведением в инвестиционной сфере называют относительно самостоятельный вид экономической активности, который напрямую связан с обращениями, реализацией инвестиционных ресурсов и получением инвестиционной прибыли от этих ресурсов. Инвестиционное поведение – действия, которые связаны с функционированием социального инвестиционно-финансового института и включают большой ряд обязательств, которые нацелены на постоянное перераспределение капиталов между теми, кто ими распоряжается и теми, кто в них нуждается. В инвестиционный цикл вовлечены как профессиональные инвесторы, так и непрофессиональные категории населения, размещающие собственные средства в различные активы с целью получения и сохранения дохода. В зависимости от уровня и регулярности дохода, общих стандартов качества потребления частные хозяйства реализуют разные тактики и стратегии сберегательного поведения от консервативных, нацеленных на надежность и ликвидность собственных активов, до агрессивных и рискованных. С повышением воздействия фактора риска и неопределенности сберегательное поведение  превращается в непосредственно инвестиционное поведение, которое нацелено на размещение  сбережений в вещественные либо денежные активы уже с большим доходом.

Таким образом, в субъектах  инвестиций можно выделить группу пассивных инвесторов (доверителей), которые:

•          не осуществляют операций с инвестиционными активами;

•          передают инвестиции на контрактной основе институциональным инвесторам;

•          ожидают выполнения обязательств.

Инвестиционное поведение непрофессиональных инвесторов можно приравнять к массовым сберегателям, которые функционально сфокусированы на выборе формы и места вложения ресурсов под контролем институциональных инвесторов, выступающих посредниками и обеспечивающих взаимную выгоду. Несмотря на то, что инвестиционное поведение занимает центральное звено в структуре экономического поведения, оно играет второстепенную роль, так как непосредственно инвестиционная активность реализуется другими субъектами, а именно активными инвесторами. Институциональные инвесторы – лица, имеющие специальную квалификацию, которые вовлечены в сферу трудовой занятости и профессионально осуществляют финансовую деятельность (менеджеры страховых обществ, инвестиционных компаний, фондов, банков, также дилеры фондовых рынков, брокеры, маклеры, инвестиционные консультанты) [1].

Инвестиционное поведение базируется на двух социально-экономических установках:

•          представление индивида о своём положении в социально-экономической структуре;

•          представление своих функций в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества.

В то время как первая установка обусловлена доминирующим положением и возможностями государства над способностями индивида в принятии инвестиционных решений, то вторая оперирует экономической эффективностью и личной социальной активностью, базируясь на свои личные компетенции с минимальным участием государства в экономической жизнедеятельности человека [2].

При максимизации доходов в инвестиционном цикле сфокусированы интересы следующих участников:

1.         Реальные инвесторы (для получения прибыли от оборота собственных материальных и иных активов, которые находятся у институциональных инвесторов).

2.         Массовые внешние инвесторы-сберегатели, которые стремятся к сохранению и обеспечению ликвидности вкладов, к гарантийному доходу сбережений и их использованию в соответствии с иерархией краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных потребностей.

3.         Массовые внутренние инвесторы:

•          вкладывающие инвестиции в производство с целью получения прибыли в долгосрочной перспективе;

•          ожидающие «сиюминутную» выгоду от получения дивидендов и процентов в краткосрочной перспективе.

4.         Рантье, ожидающие стабильности и возрастания доходов от материальных, финансовых и иных активов.

5.         Институциональные финансовые и нефинансовые посредники, получающие выгоды:

•          в виде платы за услуги либо по минимизации трансакционных издержек, проявляя институциональный интерес;

•          по предоставлению конфиденциальной информации, имея контрактный интерес;

•          по управлению активами, имея экономический интерес.

6.         Институциональные и индивидуальные агенты финансового и фондового рынков с целью извлечения прибыли от «игры» колебания курса и котировок активов методом скупки и продажи.

7.         Государство через механизм регулирования для обеспечения оптимального баланса сил между агентами инвестиционного рынка, что даёт возможность:

•          создать и поддержать благоприятную экономическую конъюнктуру с помощью регламентации «жёстких» правил инвестиционного поведения;

•          сократить риск и минимизировать диспропорции в распределении доходов от инвестиций;

•          увеличить свободные средства населения в инвестиционном цикле, а также защитить их сбережения и инвестиционные возможности;

•          свести к минимуму монопольные эффекты.

Сектор домашних хозяйств включает в себя население страны и более других стремится как к сбережению, так и к инвестированию средств. В качестве одного из  способов вложения средств  потенциальные инвесторы рассматривают краудфандинг [3]. Краудфандинг представляет собой коллективной метод финансирования деятельности, где денежные средства или иные инвестиционные ресурсы добровольно объединяются вместе посредством использования сети Интернет через краудфандинговые платформы для того чтобы поддержать экономические или социальные усилия другой части населения или организаций. В качестве цели сбора денежных средств могут выступать:

•          помощь пострадавшим от стихийных бедствий;

•          поддержка политических кампаний; 

•          финансирование стартапов и малого бизнеса;

•          поддержка социально-значимых / инфраструктурных проектов.

С помощью краудфандинга предприниматель обращается к интернет-сообществу с целью привлечения инвестиций от физических лиц, не имеющих профессиональной квалификации, но желающих инвестировать часть своих средств,  как для получения экономической выгоды, так и социального признания. Реализация данного рода проектов осуществляется путём:

•          сбора денег у населения страны без непосредственного материального вознаграждения тем, кто поддержал проект в форме благотворительного фандрайзинга;

•          сбора средств и публичного освещения имени грантодателя в благодарность за поддержку деятельности;

•          сбора средств под видом акционерного капитала;

•          сбора средств в виде инвестиционного капитала;

•          сбора средств в виде пожертвований;

•          сбора средств населения взаймы (краудинвестинг).

Краудинвестинг представляет собой акционерный краудфандинг и является альтернативным финансовым инструментом для:

•          привлечения средств в стартап-компании и малый бизнес от круга индивидуальных и профессиональных инвесторов, которые имеют статус микроинвесторов;

•          привлечения средств в новые предприятия, которые не имеют убедительного бизнес-плана и обширной кредитной истории для банковских организаций.

Основное отличие краудинвестинга от краудфандинга заключается в том, что инвесторы обладают не только частью акционерного капитала компании, но и рискуют потерять вложенные средства, так как размер потенциальной прибыли не фиксируется, как в кредитном краудфандинге (равное кредитование). Присущие ему законодательные ограничения в большинстве стран вызваны пограничным состоянием, которые связаны с инвестиционными пирамидами.

Инвестиционная пирамида обеспечивает доходами участников инвестиционно-финансовой структуры путём перманентного привлечения инвестиций от новых участников системы. Принцип её функционирования заключается в том, что первые участники обретают доход за счёт вкладов вновь присоединившихся инвесторов. В данной системе высокая доходность достигается в краткосрочной перспективе, а удовлетворение потребностей всех участников невозможно, так как в случае, если проект приносит ниже средств, чем было заявлено, то часть новых инвестиций отправляется на выплату дохода первым участникам, приводя либо к банкротству проекта, либо к убыткам последних инвесторов. Основное отличие пирамиды от бизнес-проекта заключается в источнике выплаты дохода. Если сумма выплат стабильно превышает объём прибавочной стоимости, обеспечивающийся инвестиционным проектом в виде бизнес-проекта, то он является пирамидой. Потенциальных участников такие инвестиционные проекты привлекают обещаниями в виде отсутствия рисков, высокой доходности и быстрого возврата вложенных средств. Однако, по мнению авторов, большинство негативных моментов позволит избежать принятие Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», который уже прошел первое чтение в Государственной думе РФ [4].

Инвестиции дают социальным и хозяйствующим субъектам возможность быстрее начать увеличивать свои производственные мощности, также инвестирование облегчает процесс структурных преобразований, направленных на увеличение доходности предприятия. Надо отметить, что есть ряд экономических явлений, способных деструктивно повлиять на инвестиционный процесс, к ним можно отнести высокую инфляцию и высокие кредитные ставки. На сегодняшний день требуется поиск и использование новых механизмов,  которые позволят  взаимовыгодно сотрудничать в инвестиционной сфере двум или более сторонам, к примеру, возможное  триадное взаимодействие в формате: сотрудничества «государственный сектор – частный сектор – сектор домохозяйств». Одной из таких возможностей является ГЧП.

ГЧП увеличивает спектр возможностей инвесторов и способствует возникновению новых благоприятных условий с целью:

•          привлечения инвестиций в экономику страны, субъектов РФ и муниципального образования;

•          улучшения качества производимых товаров, работ, услуг, имеющих отношение к органам государственной власти и местного самоуправления.

В законодательном аспекте ГЧП  базируется на положениях, представленных в Конституции, а также в бюджетном, гражданском, водном, лесном, градостроительном, воздушном кодексах РФ, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах РФ и субъектов РФ. В нормативно-организационном аспекте оно основывается на взаимовыгодных организационных формах содействия государства и бизнеса, в виде публичного и частного партнеров.

Главная ценность подобного партнёрства выражается на основе объединения ресурсов и разделения рисков в целях:

•          привлечения в экономическую сферу частных инвестиций;

•          обеспечения доступности товаров, услуг, работ, а также повышения их уровня качества  органами власти.

Инвестиционный механизм взаимодействия  предоставляет гарантию в отношении успешной реализации проекта, а также защищает от потенциальных рисков. Участниками  взаимодействия являются публичные и частные партнеры. К первому типу относятся:

1.         Правительство РФ или уполномоченный орган исполнительной власти (федеральный уровень).

2.         Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта РФ (региональный уровень).

3.         Глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления (муниципальный уровень).

В зависимости от уровня они имеют соответствующие дифференцированные полномочия [5].

Ко второму типу участников  взаимодействия относятся российские юридические лица, которые заключают соглашения о ГЧП или МПЧ. При этом частным партером не может стать:

•          государственное и муниципальное унитарное предприятие;

•          государственное и муниципальное учреждение;

•          публично-правовая компания и иное юридическое лицо, создаваемое РФ на основании федеральных законов;

•          хозяйственное товарищество и общество, хозяйственное партнёрство, которые находятся под контролем РФ, субъектов РФ или муниципального образования;

•          дочернее хозяйственное общество, которое находится под надзором РФ, субъектов РФ или муниципального образования;

•          некоммерческая организация, созданная РФ, субъектами РФ и муниципальным образованием в форме фондов.

Государственно-частному и муниципально-частному партнёрствам присущи принципы:

•          открытости и доступности информации о ГЧП / МЧП, исключая сведения, имеющие вес государственной или иной охраняемой тайны; 

•          обеспечения конкуренции;

•          отсутствия дискриминации, которая, в свою очередь, выражается равноправием сторон и равенством перед законом;

•          добросовестного исполнения соглашения обязательств;

•          справедливого распределения рисков и обязательств между участниками соглашения;

•          свободы заключения соглашения.

Более того, при  реализации проектов ГЧП / МЧП необходимо  финансирующее лицо. Ими являются как юридическое лицо, так и их объединения, которые действует без образования юридического лица по договору о совместной деятельности, предоставляя заемные средства частной стороне для реализации соглашения на условиях возвратности, платности и срочности.

Три стороны участников  взаимодействия заключают  соглашение о ГЧП / МЧП в виде гражданско-правового договора между публичными и частными партерами, преследуя цель регулирования порядка и условий их взаимодействия, сроком не менее чем на 3 года. Содержательной частью ГЧП (МПЧ) может служить:

•          использование объекта соглашения для осуществления производственной деятельности, выполнения работ, оказания услуг на условиях определённых соглашений;

•          техническое обслуживание в виде мероприятий, направленных на поддержание объекта соглашения в исправном, безопасном и пригодном эксплуатационном состоянии.

Объектами ГЧП / МПЧ являются:

•          частные автомоторные дороги, мосты, специальные защитные дорожные сооружения, производственные объекты, которые используются при ремонте и содержании автомобильных дорог; объекты для взимания платы и дорожного сервиса;

•          общественный транспорт (кроме метрополитена);

•          железнодорожные транспортные объекты;

•          объекты трубопроводного транспорта;

•          морские и речные порты, искусственно созданные участки, портовые гидротехнические сооружения (кроме объектов инфраструктуры морских портов, находящихся в федеральной собственности);

•          морские и речные суда, а также суда, которые осуществляют ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки (кроме объектов, которые находятся в государственной собственности);

•          воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства (кроме объектов, относящихся к государственному имуществу);

•          объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;

•          гидротехнические сооружения, стационарные и плавучие платформы, искусственные острова;

•          подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;

•          объекты здравоохранения, а также  объекты, осуществляющие деятельность по санаторно-курортному лечению и иной деятельности в сфере здравоохранения;

•          объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, объекты социального обслуживания населения;

•          объекты, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов;

•          объекты по благоустройству территорий, в том числе для их освещения;

•          мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры (кроме государственных мелиоративных систем) [6].

Таким образом, ГЧП / МЧП удовлетворяет потребность частного сектора в инвестировании  своих средств. Однако, тот факт, что население страны, выступающее в роли индивидуальных инвесторов и физического лица, может принимать участие в инвестиционных проектах лишь опосредствованно, через инвестиционные институты, при этом взаимодействуя с институциональными инвесторами, не всегда является оптимальным и удобным способом для рядового вкладчика.

В инвестиционном поведении преимущественно присутствует целесообразность и рациональность личности инвестора, мотивом которой является накопление и сбережение собственных инвестиционных ресурсов и использование в дальнейшем накопленного капитала в инвестиционном процессе, а также осуществление инвестиций на отечественном или зарубежных рынках.

Основные мотивы к осуществлению инвестиционной деятельности можно разделить на 2 группы:

•          экономические мотивы в виде извлечения наибольшего дохода;

•          социальные мотивы в виде решения социальной проблемы, которая связана с повышением уровня и качеством жизни личности.

 

По нашему мнению,  ГЧП может являться  неким инструментов социального контроля в развитии финансовой деятельности. Несмотря на то, что граждане не вкладывают средства, связанные с реальным приростом капитальных благ, тем не менее, роль их довольно значительна, поскольку различия в процессе сбережения и инвестирования могут обременять  экономику и приводить к дисбалансу. Большинство граждан не обладают знаниями в области финансов, чтобы осуществлять инвестиционную деятельность без посредников [7]. Выходом из подобной ситуации может служить краудфандинг. На сегодняшний день эта тема мало изучена в России, о чем свидетельствует практическое отсутствие статей и работ по данной тематике, за редким исключением [8-10], не говоря уже о реализации проектов ГЧП через краудфандинговые платформы. Тем не менее, мы можем обратиться к зарубежному опыту, и подчерпнуть некоторые моменты развития данной идеи на территории России.

Во всем мире ГЧП  играют все более важную роль в удовлетворении потребностей в инвестициях в общественную  инфраструктуру. Тем не менее, проектам ГЧП в США часто не удается добиться успеха из-за политической оппозиции, отсутствия прозрачности и общественного сопротивления частному контролю над критически важными инфраструктурными активами. Кроме того, прямые инвестиции в инфраструктуру, как правило, ограничиваются институциональными инвесторами, создавая ограниченные рынки для капитала и снижая экономическое воздействие инвестиций в инфраструктуру на местное сообщество [11].

Тем не менее, изменения в законодательстве США о ценных бумагах в соответствии с законом 2012 г. (JOBS ACT) сняли ограничения на общее привлечение ценных бумаг для общественности, что позволяет краудфандингу вкладывать долговые инвестиции в новые проекты. Как мы уже отметили, инвестиционный краудфандинг – это способ получения средств для проекта путём инвестирования небольших сумм взамен на акции будущей компании. Поскольку «компания специального назначения», SPV, созданная разработчиком ГЧП, является новым предприятием, то она может воспользоваться новыми правилами инвестиционного краудфандинга.

Новое законодательство подстегнуло растущую индустрию инвестиционного краудфандинга. По данным Forbes,  краудфандинговые инвесторы вложили $ 1 млрд в рынок недвижимости США в 2014 г. Как и проекты коммерческой недвижимости, инвестиционный краудфандинг позволяет разработчикам инфраструктуры привлекать капитал от местных индивидуальных инвесторов, что приносит пользу ГЧП во многих отношениях, включая: увеличение общественной и политической поддержки; повышение прозрачности; продвижение местных проектов с финансированием из нескольких источников. Показателем потенциала краудфандинговых инвестиций в проекты ГЧП может служить офис штата Вирджинии по государственно-частного партнёрству, который в 2015 г. включил метод краудфандинга в проект ГЧП  газопровода, тем самым создавая расширенную модель государственно-частного партнёрства, способную обеспечить необходимый уровень конкуренции для тех, кто желает инвестировать в проекты ГЧП, а также  открыть двери для участия общественности, в особенности это касается местных сообществ, в качестве равноправного партнера в модель ГЧП (P3 Model) [12]. Подобная модель также позволит создать возможности для распределения рисков, обмена идеями, повышения уровня транспарентности и укрепления общественного взаимодействия. В краудфандинговой модели ГЧП вкладываются средства, как государства, так и граждан. Это даёт возможность сохранить часть прибыли от инвестиций проекта ГЧП в обществе, тем самым увеличивая экономический эффект от развития инфраструктуры.

Наличие государственных инвестиций также повышает прозрачность деятельности государственно-частного партнёрства. Информация, касающаяся рисков инвестирования в проектах ГЧП, будет раскрываться публично, проводя надлежащую проверку. Документы о раскрытии информации, которые будут общедоступны на краудфандинговой платформе для заинтересованных инвесторов, могут включать:

      –     реестр рисков проекта:

•          все общедоступные документы о закупках;

•          любое доступное заявление о публичном размещении или официальное заявление об облигациях;

•          документы по контрактным соглашениям;

•          проектные исследования, такие как исследования пассажиропотока или трафика и доходов.

Самое главное, краудфандинговые инвестиции для ГЧП могут помочь в продвижении устойчивых инфраструктурных проектов. Инвесторы, которые поддерживают устойчивую инфраструктуру, могут голосовать своими деньгами и инвестировать в проекты, которые продемонстрировали приверженность устойчивости, будучи оцененными по рейтингу Envision (Институт инфраструктуры). Если будет доказано, что инвесторы отдают предпочтение устойчивым инфраструктурным проектам по сравнению с неустойчивыми проектами, то разработчики инфраструктуры будут заинтересованы в обеспечении устойчивости, с тем чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынках капитала. Кроме того, если спонсоры проекта могут продемонстрировать социальную отдачу, связанную с устойчивостью их проекта, инвесторы могут согласиться на более низкую финансовую отдачу, тем самым снижая стоимость капитала и повышая экономическую жизнеспособность проекта.

После того, как проект ГЧП был выбран для инвестирования, частный разработчик работает с краудфандинговой платформой, такой как InfraShares [13], для разработки и запуска инвестиционной краудфандинговой кампании. Разработчик определит количество и тип ценных бумаг, предоставит памятки о предложении и определит продолжительность кампании по  размещению ценных бумаг. По правилу 506 регуляции D (rule 506 of regulation D) пожертвования на сумму могут быть увеличены неограниченно, но инвесторы должны быть аккредитованными [14]; по правилам A+ (Regulation A+) предложения имеют лимит в $50 млн от неаккредитованных инвесторов [15]; и по разделу III (TITLE III CF) предложения капитала могут достигать до $1 млн от неаккредитованных инвесторов со сниженным требованием к отчетности [16]. Тип капитала является очень гибким и может быть собственным, привилегированным капиталом, а также конвертируемыми и корпоративными нотами.

Сама инвестиционная краудфандинговая кампания очень похожа на модель, используемую на сайтах краудфандинга коммерческой недвижимости, таких как Fundrise, RealtyShares и RealtyMogul. Информация о проекте размещается на сайте, который могут просматривать потенциальные инвесторы, включая коммерческие условия, проформы финансовых моделей и видео с описанием проекта (соглашение о неразглашении (NDA) может потребоваться по желанию разработчика. Инвесторы, посещающие сайт, могут искать информацию по типу проекта, географии, безопасности, внутренней нормы доходности и таким образом найти предложение, соответствующее их инвестиционным целям. Более того, инвестор может задать вопросы разработчику или инвестиционному сообществу в целом для проведения проверки. Сайт также предложит инструменты сравнения и анализа, чтобы помочь инвесторам определить, какие проекты подходят для них.

После инвестиций, InfraShares выступает в качестве постоянного инструмента взаимодействия для инвесторов. Платформа  распространяет всю финансовую отчетность, выкладывает  информацию и строительных обновлениях. InfraShares также облегчает все выплаты прибыли инвесторам и позволяет им отслеживать эффективность своих индивидуальных инвестиций или портфеля проектов. Таким образом, цель краудфандинговой модели ГЧП заключается в содействии вовлечения общественности, особенно членов местных сообществ, в качестве основного партнера в  реализуемом проекте ГЧП. Инвестиционный краудфандинг является проверенной моделью для повышения вовлеченности общественности, а также прозрачности в сложных проектах развития и новых предприятий. Кроме того, помимо согласования интересов участников проекта  ГЧП, государственные агентства и краудфандинговые платформы могут выступать в качестве катализатора для содействия более успешной реализации проекта во время строительства.

На основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что ГЧП и краудфандинг являются взаимосвязанными элементами. Это обосновывается тем, что ГЧП является инструментом повышения уровня финансовой активности в стране, а краудфандинг, в свою очередь, является способом использования этой активности, выражающейся в участии в инвестиционной активности.. Краудфандинговая модель ГЧП является новым форматом  развития инвестиционной составляющей. Теперь в социально важных проектах могут участвовать не только профессиональные инвесторы, имеющие огромные капиталы, но и граждане, которые имеют возможность просто вкладывать небольшие суммы благодаря простому механизму работы краудфандинговой платформы. По мнению авторов, это особенно актуально в случае реализации проектов ГЧП на местном уровне. Подобный опыт использований краудфандинговой модели ГЧП можно применить и в России, но для этого требуется время, развитие соответствующего законодательства и конечно необходим опыт реализации таких проектов, наработка лучшей практики, поскольку начало краудфандинговой российской деятельности было положено совсем недавно и ещё малоразвито.

 

References

1. Gerasimov V.M. Protivorechiya finansovogo vzaimodeĭstviya bankovskogo i real'nogo sektorov ekonomiki sovremennoĭ Rossii: monografiya. - M.: Dashkov i K0, 2014. - 190 s.

2. Malyutina T.D. Modeli i metody analiza investicionnyh processov v usloviyah strategicheskogo vzaimodeĭstviya predpriyatiĭ: monografiya. - Volgograd: Volgogradskoe nauch. izd-vo, 2012. - 144 s.

3. Zakirova Yu.A., Husnutdinova S.R., Kasimova A.R. Metodika partisipativnogo proektirovaniya gorodskoĭ sredy v sovremennom rossiĭskom gradostroitel'stve [Elektronnyĭ resurs] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-partisipativnogo-proektirovaniya-gorodskoy-sredy-v-sovremennom-rossiyskom-gradostroitelstve

4. Proekt Federal'nogo zakona "Ob al'ternativnyh sposobah privlecheniya investiciy (kraudfandinge)" URL :http://www.cbr.ru/content/document/file/48806/20180125_02.pdf

5. Kopytova E.D. K voprosu o vzaimodeystvii vlasti, biznesa i obschestva v reshenii zadach razvitiya territoriy URLa: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimodeystvii-vlasti-biznesa-i-obschestva-v-reshenii-zadach-razvitiya-territoriy/

6. Federal'nyĭ zakon «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossiĭskoĭ Federacii i vnesenii izmeneniĭ v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiĭskoĭ Federacii» ot 13.07.2015 No 224-FZ. [Elektronnyĭ resurs] / Oficial'nyy saĭt. : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_182660/

7. Finansovaya sociologiya: uchebnoe posobie / pod red. d-ra sociol. nauk, prof. A.V. Novikova, d-ra ekonom. nauk, prof. A.V. Yarashevoĭ. - M.: Finansovyĭ universitet, 2016. - 344 s.

8. Galimova M.P., Galimzyanova S.D. Kraudsorsing i kraudfanding kak rynochnye mehanizmy vovlecheniya potrebitelya v sozdanie novogo produkta // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. №6 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudsorsing-i-kraudfanding-kak-rynochnye-mehanizmy-vovlecheniya-potrebitelya-v-sozdanie-novogo-produkta (data obrascheniya: 26.01.2019).

9. Kopeykin V.V., Savilov E.S. Perspektivy ispol'zovaniya kraudfandinga v razvitii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva penitenciarnoy sistemy // Ugolovno-ispolnitel'naya politika i voprosy ispolneniya ugolovnyh nakazaniy Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. V 2-h tomah. 2016 Izdatel'stvo: Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy (Ryazan') URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28959473

10. Zaynasheva Z.G., Sabirova Z.E. Osnovnye formy realizacii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v social'noy sfere // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika . 2013. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-realizatsii-gosudarstvennochastnogo-partnerstva-v-sotsialnoy-sfere (data obrascheniya: 27.01.2019).

11. About the Institute for Sustainable Infrastructure [Elektronnyĭ resurs] - URL: https://sustainableinfrastructure.org/about-isi/

12. Virginia Office of Public-Private Partnerships [Elektronnyĭ resurs] - Rezhim dostupa: http://www.p3virginia.org

13. Infrashares is the first platform dedicated to crowdfunding investment in critical public infrastructure projects [Elektronnyĭ resurs] - URL: https://www.infrashares.com

14. Rule 506 of Regulation D [Elektronnyĭ resurs] - Rezhim dostupa: https://www.sec.gov/fast-answers/answers-rule506htm.html

15. Regulation A [Electronic resource] - access Mode: https://www.sec.gov/smallbusiness/exemptofferings/rega

16. Regulation Crowdfunding: A Small Entity Compliance Guide for Issuers [Electronic resource] - access Mode: https://www.sec.gov/info/smallbus/secg/rccomplianceguide-051316.htm

Login or Create
* Forgot password?