Russian Federation
The article discusses in detail the various aspects of the activity of a professional revolutionary — the outstanding, though ambiguous personality of S. Ter-Petrosyan (the revolutionary and militant Kamo). Quite rightly, the author raises the question of the modern assessment of his activities. Kamo: is he a hero or a terrorist?
revolution, expropriation, financing, party, Bolsheviks.
В программу ряда российских вузов в 2016 г. был введён новый курс – «Гражданское население в противодействии идеологии терроризма». Преподается он на первом курсе, включает в себя довольно объёмный материал, связанный как с юридическим, так и с историческим аспектами проблемы. Именно в связи с историческим аспектом данного курса возникли некоторые проблемы, вызванные необходимостью осмысления нашего прошлого.
Констатируя факт, что на рубеже ХХ–ХХI вв. такое явление как террористическая деятельность, к сожалению, стало повседневной реальностью, мы не должны отворачиваться от другого факта – что это уже было, и было в России. Это относится к 70-м гг. XIX в., ещё в большем масштабе – к началу ХХ в. Хотя бы по этой причине мы должны задать себе вопрос – как это случилось? Было ли что-то в нашем прошлом, что этому способствовало? При попытке ответа возникает необходимость заново рассмотреть деятельность некоторых знаменитых персонажей нашей истории и, возможно, посмотреть на них другими глазами.
Одним из таких людей является, безусловно, героическая личность, человек, которым восхищались многие предыдущие поколения жителей России, один из выдающихся революционеров – Камо.
При советской власти имя Камо было знакомо если не всем, то очень многим. Он был символом настоящего революционера, человека, способного на подвиги (и совершавшего их), на риск, проявившего удивительное мужество и стойкость. Но никто не задумывался о том, что именно делал этот человек, как это соотносилось с законом, просто с уважением к окружающим? И это было логично: ведь в его время был «реакционный» царский закон, который можно и нужно было нарушать, и делалось это во имя будущей социалистической революции, в необходимости которой нельзя было сомневаться.
Сейчас, когда уже нет советской власти, и когда мир стал полем деятельности множества террористических группировок, не всё в деятельности Камо так однозначно.
Симон Тер-Петросян – так на самом деле звали Камо – родился в 1882 г. в Тифлисе в семье торговца, человека тяжелого, пьющего, который часто избивал жену и дочь. Как-то попытался ударить и сына, но мальчик замахнулся на него стулом, а потом сбежал из дома. Так началась его самостоятельная жизнь. Образования он не получил – отчислили из 3-хклассного церковного училища. Но у него началась другая жизнь – революция. В революцию он попал в 1901 г. через нового приятеля – семинариста Сосо (Иосифа) Джугашвили.
Именно здесь Симон (уже тогда появилась его знаменитая кличка Камо) нашёл свой путь в революцию. У него не было образования, и вообще он был не силён в «теории». Зато был очень храбрым и отчаянным. Его делом стало добывание денег для партии большевиков – через так называемые «эксы» – экспроприации, а проще говоря, через грабежи государственных учреждений. Имперское государство – это враг трудящихся, поэтому кое-что забрать у него можно и нужно, это и есть воплощение знаменитого лозунга «Грабь награбленное!». Если кто-то из охраняющих награбленное при этом погибнет – жалко их, конечно, лучше бы без этого, но – что поделаешь! Зачем служат неправедной власти?[1]
Только с 1905 по 1907 г. в Закавказье было совершено 5 вооруженных ограблений казначейств. Организатором их был Сосо (Коба) Джугашвили (будущий Сталин), а главным исполнителем – Камо. В 1906 г. Камо познакомился с Лениным и тот объяснил ему, что партии очень нужно оружие, а для закупки оружия – деньги. Нужно заметить, что уже тогда Камо имел славу абсолютно бескорыстного человека. Не доброго, нет – иногда он бывал очень жесток. Но – бескорыстного, к рукам которого никогда ничего не «прилипало», в то время как на Джугашвили всегда лежала тень определённых подозрений, что он не забывает и себя. Камо же был абсолютно честным и всегда готовым помочь товарищам по партии.
Как писал знавший его М. Горький, у него полностью отсутствовал «инстинкт собственности»: он мгновенно отдавал своё, если кто-то рядом нуждался [1].
Самым знаменитым его «делом» стало тифлисское ограбление госказначейства. Решение о нём было принято при участии Ленина: оружие было очень нужно, на кону стояли 300 тыс. руб. (теперь эта сумма эквивалентна примерно 5 млн долл.).
13 июня 1907 г. небольшая группа боевиков под началом Камо напала на казачий конвой, который сопровождал перевозимые деньги госбанка. В конвой бросили бомбы, от которых по всей Эриванской площади вылетели стёкла. Фаэтон был разбит, мешки с деньгами вылетели наружу. Как говорили очевидцы, «злоумышленники воспользовались паникой, схватили мешки и скрылись». Сам Камо на коне в форме казачьего офицера крикнул подъехавшей полиции: «Не волнуйтесь, господа, деньги спасены!» – и благополучно ускакал с места происшествия. Организацией ограбления руководил и Джугашвили (Камо встречался с ним непосредственно перед началом), но в самом налёте он не участвовал.
Это была уж слишком дерзкая операция. Вся полиция была поднята на ноги. Против революционеров было то обстоятельство, что были известны номера большей части самых крупных пятисотрублёвых купюр, и они были срочно по телеграфу переданы во все государственные и коммерческие банки Российской империи и за границу. К неудаче революционеров, «отмыть» эти деньги будет практически невозможно: при попытке их обменять в европейских банках будет задержан целый ряд видных членов партии большевиков, в том числе Л. Красин и сам Камо. С самим Камо произошло следующее: часть денег ему всё же удалось обменять, и на них было закуплено оружие. Но доставить в Россию его не удалось – Камо выдал провокатор.
Последующие полтора года в Берлине будут самыми страшными в его жизни, но и принесут ему огромную славу. Дело в том, что Камо должен был быть выдан России как уголовный преступник, а там ему грозила смертная казнь. Единственный выход, который он для себя нашёл – симулировать психическую болезнь. Камо не разбирался в психических болезнях. Но в берлинской тюрьме у него оказался сосед, попавший туда за отсутствие документов. Это был молодой парень-армянин, у которого в детстве на глазах турки чудовищным образом убили всю семью. Из-за пережитого потрясения у него возникло редкое психическое заболевание, связанное в том числе и с тем, что человек не чувствует боли и холода. Камо пришлось изображать именно такого сумасшедшего – ведь других он не видел. Страшнее всего было убедить врачей, что он и вправду не чувствует ни боли, ни холода. И он их убедил в этом. В какой-то момент, как он потом вспоминал, он дошёл до такого состояния, что не узнал себя в зеркале… он плюнул в это отражение, а потом ударил его… и врачи дополнительно убедились, что перед ними больной.
Закончилась эта ужасная история фактом, у которого нет однозначной интерпретации. Немецкие психиатры всё же не верили ему до конца, и решили провести самое страшное испытание. Смысл его был в том, что у человека от боли расширяются зрачки и поделать с этим ничего нельзя. Решено было причинить испытуемому очень сильную боль (ему ввели иглу под ноготь) и параллельно следить за реакцией зрачков. И вот здесь… одни источники говорят, что немецкий профессор ничего не заметил. А другие – что заметил, но был настолько этим потрясён, что не выдал его и подписал документ о его душевной болезни.
В итоге Камо всё же выдали российским властям, но с соответствующим диагнозом. Его поместили в знаменитую своим суровым режимом Метехскую тюрьму в Тифлисе, откуда он вскоре сбежал, спустившись на верёвке из окна в туалете, после чего вернулся к своим прежним революционным занятиям… Снова арестовали его в 1913 г., но повесить не успели: подоспела амнистия в честь 300-летия Дома Романовых. Из тюрьмы он вышел после Февральской революции.
Несколько меньше, точнее, с меньшими подробностями мы знаем, чем Камо занимался во время Гражданской войны. Это были, главным образом, диверсии в тылу армии Деникина, на южном фронте, а также некоторые разведывательные операции, осуществлённые на территории Ирана.
После победы большевиков Камо почувствовал некоторую пустоту, как он сам говорил – «скуку победителей», никак не мог найти себе места. Так как у него не было никакого образования, он начал учёбу в Военной академии, тщательно навёрстывая всё то, что не выучил в юности. Но… в какой-то момент всё бросил и вернулся в Тифлис (Тбилиси). В это время там находился старый друг Сталин и Камо надеялся, что тот найдёт ему достойное применение.
14 июля 1922 г. 40-летний Камо ехал по тбилисской улице на велосипеде. И его насмерть сбил грузовик, принадлежавший, однако, местному ЧК. Как грустно шутили тбилисцы, единственный в Тбилиси велосипед попал под единственный в Тбилиси грузовик… Трудно сказать, была ли это такая «благодарность» «старого друга», нашёл ли он ему таким образом достойное применение? Впрочем, зачем ему был рядом нужен тот, кто помнил его молодость, «эксы» и неоднозначную репутацию?
Сразу после смерти Камо поставят памятник, в родном городе Гори откроют музей. В 1930-е годы Сталин, уже будучи вождём, велит снести этот памятник и арестовать родных Камо. Музей же в виде двух маленьких комнаток в Горийском музее самого Сталина доживёт до 1991 г.
Глядя на жизнь этого удивительного человека, поневоле задаёшься вопросом: что осталось после него? На что он потратил свою жизнь, своё мужество, отвагу и очевидный талант? Ради чего шёл на такие тяжелейшие испытания? В другое время он мог бы стать великим разведчиком или, возможно, великим артистом. Но – времена не выбирают: выбирают свою роль в этих временах. Он – выбрал.
[1] Некоторые аспекты социально-экономической ситуации в Российской империи и новой революционной России подробнее рассматривались в работах ряда отечественных исследователей, см.: [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].
1. Gor'kiy A.M. Kamo // Polnoe sobranie sochineniy. T.20. M., 1974.
2. Gladkov I.S. Menedzhment. Moskva, 2016. (3-e izdanie pererabotannoe i dopolnennoe). 216 s.
3. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Razvitie rossiyskoy promyshlennosti v XIX - nachale XX vekov//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2009. - № 5. - S. 72-76.
4. Zurabov A.A. Tetrad' dlya domashnih zanyatiy. M., Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1987.
5. Kaschenko T.L. O cennostyah molodezhi s pozicii realizma//V sbornike: Molodezh' v sovremennom obschestve Sbornik materialov Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. pod red. S.A. Burilkinoy, B.T. Ischanovoy, O.L. Potrikeevoy, E.N. Raschikulinoy, G.A. Suprunenko. - 2015. - S. 123-128.
6. Piloyan M.G. Domashnee obrazovanie dvoryanok kak vazhneyshaya sostavlyayuschaya zhenskogo obrazovaniya v Rossii: istoricheskie osobennosti//Zhurnal istoricheskih issledovaniy. -2018. - T. 3. - № 3. - S. 42-48.
7. Piloyan M.G. Formirovanie organizacionnyh principov sistemnogo razvitiya nauki i obrazovaniya v Rossii po ideyam G.V. Leybnica//Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 7. - S. 68-75.
8. Shatilo I.S., Buharina A.V., Kaschenko T.L. Kul'turologiya. Uchebnoe posobie. - Moskva: Izdatel'stvo Paleotip, 2012. - 136 s.
9. Shaumyan L.S. Kamo. Zhizn' i deyatel'nost' professional'nogo revolyucionera S.Ter-Petrosyana. M., Gospolitizdat, 1959.