Russian Federation
The article is devoted to the problem of teaching in the framework of University courses on the choice of problems of African history on the example of the actual topic of historical and geographical study of Ethiopia by Russian scientists at the turn of XIX-XX century. The author concludes that it is necessary to use modern educational approaches and methods in teaching this course.
African history, scientific study, history teaching.
Как показывает практика, изучение истории африканского континента, жизни и быта африканских народов представляется достаточно сложной задачей в рамках существующих университетских курсов, т.к. в учебных планах отводится совсем немного времени для изучения подобных дисциплин и существующие курсы дают лишь самые общие обзорные представления об истории «освоения» Африки белыми колонизаторами. Еще сложнее обстоит дело с изучением особенностей географического исследования континента российскими учеными-исследователями, т.к. эта страница истории остается практически неизученной и по сей день. О географических экспедициях великих западных исследователей африканского континента – Д. Ливингстона, Г. Нахтигаля, Ж. Маршана и других написаны десятки научных работ, тогда как их российским коллегам А.К. Булатовичу, Л.К. Артамонову, Н. Курмакову и др. повезло гораздо меньше и они остались практически в тени своих более знаменитых предшественников. Особую роль в этих научных исследованиях россиян в 1880–1900 гг. играла находящаяся в Восточной Африке христианская Абиссиния (как называли страну европейцы – прим. авт.) или Эфиопия, на протяжении полутора десятилетий привлекавшая к себе отечественных ученых и путешественников и ставшая первой африканской страной, установившей дипломатические отношения с Российской империей (1898 г.).
Десятки россиян побывали в этой стране в составе множества экспедиций – ученых, инженеров, военных, врачей, оставивших по возвращении крайне интересные материалы об Эфиопии, ее государственном и общественном устройстве, полезных ископаемых, климате, плодородии почв. Эти сведения стали ценнейшим вкладом в развитие отечественной эфиопистики в последующие годы, однако сама история географического и научного изучения этой страны по-прежнему требует изучения, т.к. вопросы, связанные с формированием научных представлений об Эфиопии, отборе и критике полученных в результате исследовательских экспедиций научных данных не получили достаточного отражения в специальной исследовательской литературе, по причине отсутствия обобщающих исследований по данной теме.
С начала 1880-х – в середине 1890-х гг. в Абиссинии побывали многие российские путешественники: В.Ф. Машков, А.В. Елисеев, Н.С. Леонтьев, А.К. Булатович, Л.К. Артамонов, регулярно публиковавшие на страницах отечественных газет и журналов результаты проведенных ими новейших исследований на территории Африки, знакомили читателей с жизнью и бытом населяющих эфиопское нагорье африканских народов. Наиболее влиятельные и популярные отечественные издания, такие как «Вестник Европы», «Нива», «Русское богатство», «Гражданин», «Новое время», «Наблюдатель», «Нижегородские Ведомости», «Московские Ведомости», публиковавшие статьи и заметки, посвященные политической истории и религиозным верованиям Абиссинии, анализировали и внешнеполитическую деятельность в регионе крупнейших колониальных держав.
Результатом деятельности русских дипломатов, ученых, представителей духовенства и организации успешных научно-исследовательских и официально-деловых экспедиций в Абиссинию в конце XIX в. явилось не только расширение представлений российских политических кругов и общественности об Эфиопии, но и установление первых политических, религиозных и культурных контактов России с Эфиопией, ставших своего рода основой для последующего научно-исследовательского изучения Абиссинии и способствовавших дальнейшему развитию дипломатических и общественных отношений двух стран [4, с. 68].
Экономическая заинтересованность российских промышленных и деловых кругов в зоне Красного моря приводила к еще более внимательному изучению российской прессой политических событий в Восточной Африке, порождая невиданный доселе интерес россиян к истории и культуре Абиссинии.
Особое значение в формировании этих общественных и научных представлений об Эфиопии, наряду с периодическими изданиями имели и издававшиеся в России отчеты и дневники Императорского Российского географического общества (далее – ИРГО), имеющие непреходящую ценность первоисточника [1, с. 22].
Изучение Красноморского региона с середины 1880-х гг. стало систематическим и носило комплексный характер, о чем свидетельствует не только увеличение числа публикуемых материалов и статей в периодических изданиях общества, но и тематика исследований, богатство фактического материала об Абиссинии. В этих изданиях общества особое место занимали выдержки из мемуаров многих российских путешественников, являвшихся действительными членами ИРГО: В.Ф. Машкова, К.С. Звягина, А.К. Булатовича, Л.К. Артамонова, П.Н. Краснова. Наибольшее число статей, посвященных Эфиопии и Африке, в целом пришлось на период с конца 1880-х – конец 1890-х гг. в «Известиях РГО», годовых отчетах.
С начала 1890-х гг. появились материалы о климатических особенностях Эфиопии и Эритреи в «Метеорологическом вестнике», приводились данные о динамике климатических изменений. Более редкими являлись заметки по разделу «Мелкие известия», кратко знакомящие читателей с происходящими в Абиссинии политическими событиями, анализировались и успехи основных колониальных держав в этом регионе [1, с. 24].
Сами же имеющиеся записки и дневники ИРГО об Абиссинии данного периода условно делились на несколько основных направлений:
- описание быта, условий жизни эфиопских племен, сбор этнографических коллекций;
- проведение аэросъемки, определение высот и составление карт, барометрических исследований;
- изучение природы и фауны, описание существующих животных видов и условий их обитания:
- изучение структуры существующих языков, запись отдельных слов и терминов, анализ древних эфиопских рукописей;
- публикация научных материалов, рецензий, записок иностранных исследователей;
- сведения о государственном строе Абиссинии, внешней политике европейских стран в ее отношении.
«Известия ИРГО» и другие периодические издания общества могут служить полезным источником для изучения отношения российской общественности и научных кругов к этой стране, ее богатой истории и культурным традициям, содержат крайне ценные в научном отношении сведения о том, как последовательно проводилось исследование Восточной Африки отечественными учеными. Благодаря сугубо научному подходу, энтузиазму и непредвзятости своих членов, а также стремлению со стороны Общества дать качественную оценку происходящим в этом регионе событиям, ИРГО сумело поставить исследования по Эфиопии в России на подлинно научную основу.
В целом же деятельность ИРГО в отношении изучения Эфиопии в этот период носила не только сугубо научный характер, но и являлась отражением официальной государственной политики России в отношении африканских стран, своего рода формой государственного участия в освоении богатого ресурсами Красноморского региона.
Однако изучение данной темы в рамках университетских курсов по выбору представляется достаточно сложной задачей, т.к. научная литература по этой теме начала появляться в отечественной историографии лишь в последние годы [1, 2, 3, 4, 5]. Особенно следует выделить работу А.В. Хренкова [5], посвященную деятельности в Эфиопии поручика Н.С. Леонтьева – ставшего единственным подданным Российской империи, который удостоился звания губернатора одной из Эфиопских провинций. Н.С. Леонтьев также внес весомый вклад в изучение страны и развитие с ней дипломатических отношений.
Проблема изучения Северо-Восточной Африки российскими исследователями – членами Императорского Русского географического общества на рубеже XIX–XX вв. имеет не только сугубо научный, но и методический аспект, т.к. спецкурс по данной теме в высших учебных заведениях может рассматриваться в качестве составной части более обширного курса по истории географического изучения Африки европейскими и российскими исследователями. Для изучения данной темы в рамках существующих университетских курсов представляется крайне желательным обращение студентов-историков к воспоминаниям участников российских исследовательских экспедиций, их отчетам и дневникам, знакомство с материалами ИРГО, отличавшимися особой точностью в описании проделанной исследователями научной работы. Оптимальным в целях изучения темы участия русских исследователей в научном освоении Северо-Восточной Африки представляется работа в рамках курса по выбору «История колониальных империй и независимых государств Африки».
При прохождении данного курса особое внимание следует уделить проблеме развития политической и экономической заинтересованности российской общественности и деловых кругов в освоении Красноморского региона, который с открытием Суэцкого канала в 1869 г. приобрел значение важнейшей торговой и геостратегической артерии для европейских держав. Именно с этого момента Эфиопия привлекала к себе внимание и российских научных кругов, вызвав настоятельную необходимость изучения страны отечественными исследователями и ее природных ресурсов, благодаря чему с середины 1870 х гг. появились специальные исследования, брошюры и статьи, посвященные жизни отдельных племен эфиопского нагорья, гипсометрическим особенностям профиля страны, в изданиях общества стали публиковаться материалы европейских исследователей Абиссинии, содержащие подробные сведения о религии, флоре и фауне, климатических условиях страны.
Первой экспедицией, предпринятой с целью устройства на побережье Красного моря российской угольной станции для обеспечения транзита русских судов, стала экспедиция Н.И. Ашинова, обернувшаяся дипломатическим фиаско из-за противодействия французских властей. Однако она не носила научного характера, и ИРГО не участвовало в ее организации и подготовке.
При изучении тематики необходимо обратить особое внимание и на то обстоятельство, что именно частные инициативы, предпринятые на средства отдельных представителей российской общественности, стали первым подготовительным этапом на пути к научному изучению страны российскими исследователями и путешественниками. Поэтому, несмотря на отсутствие должной подготовки и специальных научных знаний, экспедиция Н.И. Ашинова способствовала усилению интереса российской общественности к региону, а, следовательно, и его дальнейшему научному изучению [1, c. 73]. С целью усвоения материала студентам требуется ознакомиться с отчетами и дневниками русских путешественников, составить подробный маршрут их экспедиций, проанализировать характер собранных ими сведений. Весьма полезным может оказаться использование сравнительного метода для анализа результатов, полученных экспедицией Н. Леонтьева, в сравнении с более ранними экспедициями В. Машкова, а также А.К. Булатовича. При решении этой задачи студентам поможет составление собственных комментариев к материалам отчетов и дневников Н.С. Леонтьева, А.К. Булатовича, с которыми им следует ознакомиться до семинарского занятия по теме. Подведение итогов научной деятельности российских исследователей в Эфиопии целесообразно проводить, разбившись на группы.
Крайне важной является работа с картой региона Красного моря, что позволяет не просто использовать принцип наглядности в обучении, но и оценить масштаб проведенных научных экспедиций российскими исследователями. К сожалению, могу отметить по собственному опыту преподавания различных исторических курсов, у многих студентов исторических факультетов знания о географии изучаемых регионов являются весьма общими и нередко находятся на уровне старших классов средней школы.
При работе с историческими источниками также необходимо составить собственный развернутый комментарий, на основании данных преподавателем контрольных вопросов по теме. Подготовка подобных контрольных вопросов представляется крайне важной и насущной задачей, т.к. это позволит изучить данную тематику в рамках курса по выбору более проблемно и глубоко. Особое внимание при этом следует уделить оценке характера деятельности российских путешественников в Эфиопии, собранных ими богатых этнографических материалах и наблюдениях; провести сравнение результатов их исследований с более ранними научными достижениями россиян.
В конце каждого занятия по темам курса по выбору необходимо подвести итоги обсуждения в группе, а также оценить представленные сообщения и студенческие проекты. В заключение курса необходимо подвести итоги по данной теме и всему спецкурсу – отметить значение исследований ИРГО конца XIX – начала XX в. в Восточной Африке для последующего развития отечественной науки, в качестве рекомендации для преподавания спецкурса. В целом же, разработанная методика и практические рекомендации не исключают и включение данного курса по выбору в качестве дополнительного блока в рамках научного изучения стран Азии и Африки российскими и зарубежными исследователями.
1. Agureev S.A. Istoriya geograficheskogo izucheniya Efiopii chlenami Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obschestva v konce XIX-nachale XX v. (nauchno-metodicheskoe izdanie). - M., «U Nikitskih vorot». - 2010. - 112 s.
2. Agureev S.A. Deyatel'nost' Rossiyskogo Obschestva Krasnogo Kresta v Efiopii 1896-1897 gg. i rossiyskaya obschestvennost'. Stat'ya// Vostok. Afro-aziatskie obschestva: istoriya i sovremennost'. - M., - 2008. - № 6. - S. 57-65.
3. Agureev S.A. Vospriyatie Efiopii v rossiyskom obschestvennom soznanii na rubezhe XIX-XX vv. Stat'ya// Rossiyskaya istoriya. M., - 2009. - № 2. - S. 36-42.
4. Agureev S.A. Efiopiya v otrazhenii rossiyskogo obschestvennogo mneniya v konce XIX- nachale XX vv. Monografiya - M., RUDN, 2011. - 265 s.
5. Hrenkov A.V. Afrikanskoe general-gubernatorstvo poruchika N.S. Leont'eva// Aziya i Afrika segodnya. - M., 2001. - № 4. - S. 35-44.