Abstract and keywords
Abstract (English):
Archetypal features of rural community and of a rural school are discussed, highlighted are specific features of museological and pedagogical activity in the context of rural social settings.

Keywords:
rural community, rural school, school museum, museological and and pedagogical activity, museological and pedagogical activity in the rural social setting.
Text

Составной частью современного музееведения является музейная педагогика. Это междисциплинарное направление усиленно развивается. Тем не менее имеются аспекты, исследованные не в полной мере. Один из них — музейно-педагогическая деятельность в условиях сельского социума. По нашему мнению, данному виду деятельности свойственны некоторые особенности. Знание и учет этих особенностей представляется особенно важным для той категории педагогической общественности, которая обращается к музейной педагогике как средству формирования гражданской идентичности в условиях российской глубинки. В рамках статьи поставим задачу — охарактеризовать особенности музейно-педагогической деятельности в условиях сельской среды.

Чтобы осознаннее подойти к обозначенной проблеме, сначала необходимо указать на специфические черты сельского социума современной России, определенные учеными в ходе комплексных исследований [2–4; 7]. Среди характеристик выделяются такие, как социальная неустроенность, отсутствие полноценной социокультурной жизни на селе, снижение влияния школы на сельский социум, на социализацию подрастающего поколения, неорганизованность досуга детей, подростков, молодежи, усиление тенденции к преобладанию на селе социально неблагополучных семей. У сельских жителей меняется отношение к сельскохозяйственному труду, исчезает чувство хозяина земли. Происходит депопуляция сельских поселений. Наблюдается низкий материальный уровень жизни большей части сельского населения. Условия развития человека в сельской местности значительно отстают от города. Молодежь не находит перспектив в жизни на селе. В сельскую среду привносится рыночная психология с чуждыми большинству сельских жителей потребительскими ценностями. Реальной угрозой безопасному выживанию села является алкоголизация. Деформация сельского образа жизни ведет к разрушению связи поколений. 

С другой стороны, в сельской среде действуют факторы иного плана: особая роль общественного мнения; открытость, прозрачность сельской жизни; особая роль природы; приверженность национальным традициям, нравственным ценностям; важная роль прихода в духовной жизни; ключевое значение сельского учителя в жизни села.

Школа в сельской местности является важнейшим социальным институтом. Она также имеет свою специфику: малочисленное наполнение классных коллективов, близость к естественной природе, сельскохозяйственное окружение, информированность о жизни друг друга, удаленность от интеллектуально-информационных центров [5].

References

1. Artemov E.G. Muzeyno-pedagogicheskaya tekhnologiya [Museum and educational technology]. St. Petersburg, 1999.

2. Bayborodova L.V. Organizatsiya uchebnogo protsessa v sel´skoy shkole [Organization of educational process in a rural school]. Yaroslavl´, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky Publ., 2013.

3. Bayborodova L.V., Repina A.V. Vospitanie grazhdanskoy identichnosti sel´skikh shkol´nikov: opyt regional´noy innovatsionnoy ploshchadki [Educating civic identity of rural students: the experience of the regional innovation platform]. Yaroslavl´, Kantsler Publ., 2013.

4. Gur´yanova M.P. Sotsial´no-pedagogicheskiy resurs sela kak faktor ego razvitiya [Socio-pedagogical resource village as a factor in its development]. Pedagogika [Pedagogy]. 2013, no. 4, pp. 34-40.

5. Korshunova O.V. Eksperimental´naya deyatel´nost´ Volgo-Vyatskogo regional´nogo nauchno-obrazovatel´nogo tsentra Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Experimental activity Volga-Vyatka regional scientific and educational center of the Russian Academy of Education]. Kirov, Raduga-PRESS Publ., 2012.

6. Naletova E.L. Formirovanie vospitatel´nogo prostranstva sredstvami muzeyno-pedagogicheskoy deyatel´nosti (na primere g. Tol´yatti) Kand. Diss. [The formation of educational space means museum and educational activities (for example, Tolyatti) Cand. Diss. Ul´yanovsk, 2010.

7. Sillaste G.G. Sel´skaya shkola i selo Rossii v nachale XXI veka [Rural School and Russian village in the beginning of XXI century] Moscow, Tsentr obrazovatel´noy literatury Publ., 2003.

8. Stolyarov B.A. Muzeynaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika [Museum education. History, Theory, Practice]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004.

9. Ogorodnikova S.V., Konysheva T.A., Komarova T.I. Shkol´nyy muzey novogo tipa - sredstvo grazhdanskogo obrazovaniya v sel´skom sotsiume [School Museum of the new type - a means of civic education in rural society]. Kirov, Vyatka State University of Humanities Publ., 2009.

10. Shlyakhtina L.M. Osnovy muzeynogo dela: teoriya i praktika [Fundamentals of museology: Theory and Practice]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2009.

Login or Create
* Forgot password?