The paper tries to grasp essential foundations of a personality as a subject for applying developmental efforts and creating conditions for development of the so-called «basic foundations of personality» within the educational process. The author defines the concepts of «basic» and «secondary» personality features and suggests that the educational process should be arranged in a systemic manner, conducive to development of basic, rather than secondary, personality features. The latter imply a number of personal traits, involved in the educational space, such as potential versatility (ambiguousness), transcendence (infiniteness), identification ability (ability to be empathic and/or different) and selfsufficiency (ability to be one’s own self). The paper points out psychological and pedagogical conditions facilitating the task to develop basic foundations of a personality, that is, conditions for play and creative activities.
versatility, transcendence, identification ability, ability to autonomy, playing, gaming technique.
Организация образовательного процесса должна носить системный характер, предполагающий развитие не столько вторичных, сколько базовых характеристик личности. К числу первых принадлежат, например, определенные умения, компетенции, повышающие степень адекватности личности конкретно-историческим условиям существования общества, удовлетворяющие социальному заказу.
В качестве вторых подразумеваются такие базовые основания личностей, вовлеченных в образовательное пространство, как потенциальная универсальность (неоднозначность); трансцендентность (неконечность); способность к идентификации (способность быть другим) и автономии (способность быть собой). Современной концепцией развития и модернизации системы образования утверждается примат актуализации личностного потенциала учащихся. А формирование конкретных компетенций может полноценно осуществляться тогда, когда параметры образовательной среды станут адекватными потребности развития базовых системообразующих оснований личности. Целью написания данной статьи является осмысление сущностных оснований личности как предмета приложения развивающих усилий и условий их развития в образовательном процессе.
Классиками философии, психологии в качестве свойств, специфичных природе человека в тех или иных вариациях, называются:
- потенциальная универсальность (неоднозначность);
- трансцендентность (неконечность);
- способность к идентификации (способность быть другим) и автономии (способность быть собой).
Согласно субъектно-деятельностному подходу, активность субъекта и условия, в которых она протекает, определяют характер развития субъекта, верно и обратное отношение. Какими должны быть психолого-педагогические условия, удовлетворяющие задаче сопровождения развития базовых оснований личности? Представитель отечественной школы психологии Н.И. Непомнящая считает таковыми (условиями, способным оказывать на базовые основания личности системное развивающее воздействие) условия игровой и творческой деятельности [3]. Открытие и воплощение нового понимания в бытии достигается человеком через акты самоизменения, через процесс саморазвития. Среди ученых бытует мнение о том, что самому развитию человека присущ творческий характер, творчество — норма нашего развития, самоосуществления. Итак, творчество — функция личности, реализация ею такого основания личности, как трансцендентности, базовой потребности в выходе за пределы известного, осуществленного [3].
1. Bratus´ B.S. K izucheniyu smyslovoy sfery lichnosti [The study of semantic sphere of personality]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Psychology]. 1981, no. 2, pp. 46-56.
2. Kashapov M.M. Psikhologiya pedagogicheskogo myshleniya [Psychology pedagogical thinking], St. Petersburg, 2000.
3. Nepomnyashchaya N.I. Tselostno-lichnostnyy podkhod k issledovaniyu cheloveka [Personal integrity approach to the study of human]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2005, no. 1.
4. Slastenin V.A. Gumanitarnaya kul´tura spetsialista [Humanitarian culture expert]. Magistr [Magistr]. 1991, no. 1, pp. 3-2.