The paper considers issues related to customization of training with regard to cognitive styles within the information and educational space of an educational institution. Analyzed challenges of innovative educational technologies, designed to customize student training in a higher school networked educational environment. The author considers the task of developing technologies for customizing educational process as a sine qua non for creating intellectual foundation of the information-oriented society. Innovative technologies for customizing educational process helps to radically enhance effectiveness and quality of training.
customization of training, information and educational space, innovative pedagogical technologies, cognitive styles, network educational paradigm.
Потребности современного образования настоятельно требуют разработки новых теоретических концепций, взаимодействия педагогов и психологов в системной организации научного поиска по приоритетным проблемам. При этом педагогическая и психологическая науки не могут «игнорировать своеобразный вызов со стороны других научных направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие: социальной антропологии, феноменологии, когнитологии, культурологии, социологии, информатики» (Д.И. Фельдштейн, 2008). Основой развития цивилизации в современном информационном обществе выступают процессы, в которых широкое применение находят информационнокоммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Разработка инновационных педагогических технологий должна учитывать становление глобального информационного пространства, смену форм социальной коммуникации, обусловивших вхождение в жизнь человека мировой информационной сети. Следовательно, усиливается тенденция комплексного, междисциплинарного, компетентностного подходов, в том числе к изучению педагогических проблем. Вопросы индивидуализации обучения, внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, использования компьютерных технологий исследуются нами в русле теоретической платформы гуманизации образования и теории сетевого образования и направлены на разрешение основного противоречия образовательного процесса — индивидуализации обучения в условиях его всеобщности [2–4]. Обучение в условиях сетевой образовательной среды вуза рассматривается сегодня как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества [1]. Цель сетевого образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формировании новой информационной культуры путем индивидуализации образования.
1. Berulava G.A. Metodologiya sovremennoy psikhologii [The methodology of modern psychology]. Moscow, Psycho-social Moscow University Publ., 2009.
2. Zimovina O.A. Individualizatsiya obucheniya studentov s uchetom dominiruyushchikh u nikh kognitivnykh stiley [Individualized instruction students based on their dominant cognitive styles]. Sochi, Scientific Educational Center of the Russian Academy of Sciences Publ., 2003.
3. Zimovina O.A. Problemy individualizatsii obucheniya v informatsionno obrazovatel´nom prostranstve vuza [Individualization of learning problems in the information space of the university educational]. Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy Internet-konferentsii [Proceedings of the IX International Scientific and Practical Internet-Conference]. Tambov, 2013, pp. 158-161.
4. Zimovina O.A. Teoreticheskie osnovy individualizatsii obucheniya [Theoretical Foundations of individualization of learning]. Sochi, 2007.
5. Izvekov I.N. Istoriya sem´i v istorii Otechestva: genealogiya v uchebnom protsesse vysshey shkoly [Family history in the history of the country: the genealogy in educational process of higher education: teaching. allowance]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. Available at: http://www. Znanium.com