INDIVIDUAL PERSONAL FACTORS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES AND LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH AS COMPETITIVE SPECIALISTS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article contains the results of an empirical research aimed at identifying the factors hindering the successful training of persons with disabilities and disabilities as competitive specialists in adaptive physical culture. An empirical study was conducted for four years at twelve Russian universities that provide professional training for future specialists in adaptive physical culture. The study involved 42 graduate students with disabilities and disabilities and 132 graduate students without deviations in health status. The organizational and methodological basis of the study was a complex of reliable and valid methods aimed at identifying the individual characteristics of their personality. As a result of the study, it was concluded that the individual and personal factors of professional training of persons with disabilities and disabilities as future specialists in adaptive physical culture are the low level of their volitional regulation, due to their orientation towards states and a tendency to fixation on their experiences, the inability to realize their intentions, to really perceive reality, their strengths and weaknesses.

Keywords:
disability, limited health opportunities, professional training in adaptive physical culture, volitional regulation, reflection.
Text

Введение
На современном этапе развития общества решение проблемы профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является приоритетным направлением всей государственной политики. В Российской Федерации на законодательном уровне утверждается право лиц с инвалидностью и ОВЗ на доступное и качественное образование, в том числе и высшее, получение той специальности, которая будет востребована на современном рынке труда и которая может стать для инвалида источником его социальной защищенности и достижения определенного социально-экономического статуса. Во многих исследованиях отмечается, что в России еще не создана действующая система профессионального непрерывного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ [1], отражающая способы актуализации их профессионально-личностного самоопределения [6] и педагогические условия их профессиональной подготовки как специалистов определенного профиля [7]. Наше исследование посвящено проблеме создания педагогических условий для эффективной профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре (АФК). На наш взгляд, разработка целостной педагогической теории профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ должна осуществляться на основе результатов специальных исследований конкретных проблем, выявленных в процессе изучения особенностей их профессиональной подготовки как будущих специалистов определенного профиля, способных конкурировать со специалистами без инвалидности и ОВЗ на рынке труда. Теоретический анализ особенностей профессиональной подготовки специалистов по АФК показал, что такие особенности определяются спецификой самой профессиональной деятельности специалиста.
К таким особенностям можно отнести:
• во-первых, специалист по АФК может осуществлять свою профессиональную деятельность в различных учреждениях и организациях, функционирование которых так или иначе имеет свою специфику: это дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные организации, образовательные организации высшего образования или начального, среднего профессионального образования, учреждения здравоохранения,
реабилитационные центры, клубы, спортивные школы, секции, учреждения социальной защиты населения и т.д.;

References

1. Alehina S.V. Metodologicheskie podhody k psihologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu inklyuzivnogo processa v obrazovanii [Tekst] / S.V. Alehina, I.V. Vachko // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2014. - № 5. - S. 97-103.

2. Artamonova L.L. Lechebnaya i adaptivno-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura / L.L. Artamonova, O.P. Panfilov, V.V. Borisova. - M.: Vlados, 2014. - 400 c.

3. Balashova V.F. Trebovaniya Gosstandarta k rezul'tatam osvoeniya osnovnoy obrazovatel'noy programmy «Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura» v kompetentnostnom formate [Tekst] / V.F. Balashova, N.N. Chesnokov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2009. - № 3. - S. 60-64.

4. Balashova V.F. Ocenka professional'noy gotovnosti specialista po AFK [Tekst] / V.F. Balashova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2008. - № 7. - S. 37-39.

5. Baharev Yu.A. Model' lichnosti specialista po adaptivnoy fizicheskoy kul'ture [Tekst] / Yu.A. Baharev // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2010. - № 4. - S. 51-55.

6. Bonkalo T.I. Aktualizaciya lichnostnogo i professional'nogo samoopredeleniya obuchayuschihsya s OVZ v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya [Tekst] / T.I. Bonkalo, M.N. Cygankova. - M.: Perspektiva, 2015.

7. Gluzman A.V. Nepreryvnoe inklyuzivnoe obrazovanie lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Tekst] / A.V. Gluzman, Yu.V. Boginskaya // Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustoychivogo razvitiya. - 2015. - S. 30-33.

8. Filippova S.O. Professional'noe obrazovanie sportsmenov-invalidov v oblasti adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Elektronnyy resurs] / S.O. Filippova, A.E. Mitin // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. - 2013. - URL: http://sportfiction.ru/articles/professionalnoe-obrazovaniesportsmenov-invalidov-v-oblasti-adaptivnoy-fizicheskoykultury/

9. Hazova S.A. Kompetentnost' konkurentosposobnogo specialista po fizicheskoy kul'ture i sportu [Tekst] / S.A. Hazova. - M.: Akademiya estestvoznaniya, 2010. - 216 s.

Login or Create
* Forgot password?