Russian Federation
The article deals with the migration potential of the population of rural regions of modern Belarus as a factor of social and economic development. Particular attention is paid to the problems of emigration potential of the Belarusian village. Based on official statistics are analyzed the processes of the rural population movement in the dynamics that determine the social and demographic situation in the regions. Based on the distribution of answers to a number of questions of annual monitoring of the Institute of Sociology of NAS of Belarus, are detected migration intentions of the country's population and its determinants.
migration, migration potential, emigration potential, rural region, social and economic development
В качестве ключевого показателя устойчивого развития административно-территориальной единицы страны (будь то населенные пункты городского или сельского типа) выступают человеческие ресурсы. В этой связи актуализируется обоснование миграционного потенциала как явления, определяющего состояние социально-экономического развития сельских регионов современной Беларуси.
Прежде, чем обратиться к анализу ключевого в рамках данной статьи понятия «миграционный потенциал», необходимо привести наиболее общее определение миграции, а также выяснить, что подразумевается в целом под потенциалом.
На современном этапе в широком смысле слова миграция представляет собой территориальное передвижение людей, которое происходит между населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от факторов продолжительности, регулярности и целевой ориентации, сопровождающих данный процесс [1, с. 22]. Миграция в узком смысле характеризует законченный вид территориального передвижения человека, социальной группы. Результатом такого перемещения становится смена им постоянного места жительства, что в буквальном смысле означает переселение [2, с. 3].
Классический социологический подход к изучению миграционных процессов одними из первых представили У. Томас и Ф. Знанецки в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке», в которой можно обнаружить предпринятую авторами попытку анализа последствий миграционных процессов и адаптации мигрантов на основе обращения к качественным методам исследования.
Большое внимание вопросам миграции уделяли теоретики Чикагской социологической школы (Р. Парк, Э. Берджес, Р. Маккензи), обосновавшие идею о том, что миграция зачастую выступает как показатель и движущая сила социальной мобильности [3, с. 3].
В современной социологической миграционной теории значимое место занимает концепция социальных сетей. Сети здесь рассматриваются как «совокупности связей (родственные связи, дружеские отношения и т.д.), соединяющие мигрантов, давних мигрантов и немигрантов в регионе происхождения и принимающих регионах» [4, с. 55]. Для мигрантов сетевые связи имеют важное значение, поскольку способствуют поиску работы, жилья, социокультурной адаптации в привлекательном для переселения населенном пункте.
Являясь одной из острых и актуальных проблем в глобализированном мире, миграция притягивает внимание с различных ракурсов: она рассматривается не только как простое передвижение населения между регионами, но и как сложный процесс, который затрагивает политическую, экономическую, социокультурную сферы общества. В связи с этим на начальном этапе анализа миграционных процессов в каком-либо регионе, необходимо принимать во внимание сложившиеся и в иных сферах научного знания (демография, экономика, право, история, психология и т.д.) определения и критерии изучения данного феномена.
Среди множества функций миграции населения следует обратить внимание на социальную, которую (среди прочих) выделил современный российский специалист в данной области Л.Л. Рыбаковский: «социальная функция миграции определяется уровнем развития экономики региона – в связи с этим мигранты, выбирая способ перемещения в более успешные в экономическом плане регионы, мотивированы на изменение своего уровня и качества жизни» [18, с. 132]. Содержательная сторона данной функции как нельзя лучше отражает многосторонний подход к миграционным перемещениям населения.
В результате обращения к энциклопедической и научной литературе можно убедиться в том, что понятие «потенциал» используется в различных значениях относительно определенных процессов, явлений, сфер деятельности. Что касается гуманитарных и социально-экономических дисциплин, потенциал чаще всего характеризуется как синоним ресурсов, резервов или возможностей и активности человека. Например, под потенциалом представляется «совокупность всех средств, запасов, источников, которые при необходимости могут быть использованы с какой-либо целью» [5]. Также потенциал может указывать на степень возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. К потенциалу можно отнести «возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [6]. Каждый социальный актор в зависимости от факторов жизнедеятельности обладает определенным потенциалом.
Наиболее основательно на постсоветском научном поприще подошли к определению понятия миграционного потенциала, а также предложили ряд методических предложений его измерения и оценки российские демографы и социологи. Однако ученые больше склонны использовать понятие «миграционный потенциал» относительно межстрановой, нежели внутренней миграции. Например, видный современный российский исследователь данной проблематики Л.Л. Рыбаковский определяет миграционный потенциал следующим образом: «это та часть населения стран-доноров, которая обладает возможностью мигрировать в государство-реципиент и соответствует по своим характеристикам его требованиям, то есть геополитически и социально-экономически заданным критериям отбора, предъявляемым к иммигрантам» [7, с. 25]. Другой социолог, изучающий миграционные процессы, Т.Н. Юдина [4] в своих работах опирается в выявлении миграционного потенциала на оценку возможной к эмиграции в Россию как страну вселения социальной совокупности, анализируя удаленность населения территории-донора относительно населения территории-реципиента по ряду свойств: культурным, языковым, национальным.
Исследование миграционного потенциала сельских регионов Беларуси было бы невозможным без смещения фокуса с миграции международной на миграцию между различными типами территориальных границ (сельские, городские регионы) проживания людей в рамках одного государства. Данная задача решаема благодаря прослеживаемой тенденции соотнесения миграционного потенциала какой-либо территории с количеством населения, потенциально способным совершить выбытие с территории проживания, в дефинициях большинства ученых. Исходя из этого, миграционный потенциал сельских регионов Беларуси можно определить как часть населения сельских регионов, которая обладает возможностью мигрировать из региона своего проживания (в другой населенный пункт в границах Беларуси либо за ее пределами) – выездной миграционный потенциал; с другой стороны, это население, имеющее возможность иммигрировать либо из другого населенного пункта Беларуси (внутренний въездной миграционный потенциал), либо из другой страны в сельские регионы Беларуси, соответствующее по своим характеристикам, предъявляемым к иммигрантам – будущим гражданам страны (внешний въездной миграционный потенциал, иммиграционный потенциал). Далее под миграционным потенциалом сельских регионов Беларуси будет подразумеваться категория населения, относящаяся к первой части приведенного определения, то есть эмиграционный потенциал сельских территорий, поскольку затруднен доступ к статистическим и эмпирическим данным относительно въездной миграции на селе.
На миграционные настроения отдельного человека могут повлиять как некоторые окружающие его объективные условия жизни (социально-культурные, экономические, экологические и другие условия), которые выявляются на основе анализа данных официальной статистики и переписей населения (экономических, демографических и статистических показателей); а также субъективные факторы, которые возможно установить благодаря проведению эмпирических социологических исследований (выявление направленности населения региона на миграцию, преобладающих миграционных мотивов, оценка населением условий жизни и работы в соответствующем регионе и др.).
Опираясь на данные официальной статистики, можно представить реальную демографическую ситуацию в сельских регионах Республики Беларусь, которая во многом определяет их уровень социально-экономического развития.
В Республике Беларусь происходит одновременное течение двух разнонаправленных процессов: прирост общей численности городского населения, которое преобладает в поселенческой структуре, при одновременном снижении численности сельских жителей. Подтверждается указанный факт данными текущего учета численности населения Белорусского национального статистического комитета за последние пять лет [8]. Если на начало 2014 г. число жителей городских населенных пунктов соответствовало 7274,8 тыс. чел., то к началу 2018 г. оно (за счет тенденции постепенного роста) пришло к 7412,1 тыс. Численность населения сельских регионов в динамике за рассматриваемый период характеризуется постепенным снижением с показателя 2193,4 тыс. до 2079,7 тыс. чел. соответственно [8]. Численность жителей регионов формируется за счет демографических процессов естественного и миграционного движения населения.
В целом в исторической перспективе для Республики Беларусь в статусе независимого государства характерен отрицательный естественный прирост населения. Рассматривая данный процесс в разрезе последних 20 лет, можно проследить положительную тенденцию: показатель естественной убыли населения постепенно приближался к нулю (приросту): если на начало 2006 г. население страны в результате естественного движения сократилось на 37,6 тыс. чел., то на тот же период 2015 г. убыль населения составляла лишь 1 тыс. чел. К началу 2016 г. естественная убыль населения пошла в сторону отрицательной тенденции – население страны сократилось за отчетный период на 1,6 тыс. чел. Как ни парадоксально, но убыль населения к началу 2017 г. составила 16,8 тыс. чел. [8].
Естественная убыль населения страны в целом обусловлена сокращением главным образом сельского населения: снижение численности при этом колеблется в положительную либо отрицательную сторону значения показателя естественной убыли на одну-две тысячи чел. Для городского населения в указанный период характерен естественный прирост [8].
Естественная убыль населения сельских регионов обусловлена снижением рождаемости и ростом смертности, что неуклонно порождает увеличение числа пожилых людей, обусловливающее в свою очередь процесс «старения населения» не только на селе, но и в стране в целом.
Численность трудоспособного населения на селе имеет тенденцию сокращаться: на начало 2013 г. приходилось около1180 тыс. чел., а уже на начало 2018 г. – 1052,2 тыс., что практически на 128 тыс. чел. меньше. Возрастает доля людей пенсионного возраста относительно числа работающего населения (рис. 1).
Характеризуя современные тенденции обмена населением с сельскими населенными пунктами Беларуси, следует отметить, что показатель миграционного оборота на начало 2017 г. по отношению к показателю на начало предыдущего года снизился. Однако исход сельского населения страны продолжает существовать, что отчасти замещается иммиграционными движениями иностранных граждан, которые делают выбор в пользу сельских населенных пунктов.
На основании данных официальной статистики выше были изложены тенденции демографического развития, а также проанализированы показатели миграционных потоков сельских регионов за последние годы, которые ранее мы отнесли к объективным условиям формирования миграционного потенциала. В данную группу факторов также должны быть включены показатели экономического развития сельских регионов; показатели, характеризующие региональный рынок труда; показатели уровня жизни сельского населения; показатели, характеризующие доступность жилья для жителей сельской местности; показатели политической стабильности и т.д.
Если же вести речь о субъективной стороне миграционного потенциала населения сельских регионов, то склонность к миграции – это скорее «состояние души» сельского жителя, а также показатель его отношения к собственной стране. Агрегирование этой склонности в масштабе населения определяет миграционный потенциал. Так, миграционный потенциал – это скорее не социальная группа с четко определяемой численностью, а качественная характеристика степени удовлетворенности населения социально-экономическим и политическим уровнем развития.
По данным мониторинга Института социологии НАН Беларуси, проведенном во втором полугодии 2018 г. по репрезентативной выборке (2100 чел., в том числе сельское население 556 чел.) среди сельских жителей преобладает количество тех, кто не имеет желания уехать из страны – 66,9%. Городские жители также в меньшей степени склонны покинуть пределы Республики – 57,9% ответивших. Среди населения сельских регионов с целью временной работы покинули бы Беларусь 10,8%, на постоянное место жительства уехали бы 8,8% из них (рис. 4).
Среди основных причин, которые, по мнению опрошенного населения Беларуси, подкрепляют желание уехать за границу на постоянное место жительства, городские и сельские жители отметили схожие по степени распространенности. Среди тех сельчан, кто прибегнул бы к пересечению границы, хотели бы улучшить свое материальное положение за рубежом – 5,5%, повысить уровень жизни – 4,7%, реализоваться в профессиональной сфере – 3,1%, обеспечить достойное будущее и хорошее образование своим детям – 2,9% (рис. 5). Из этого следует, что в большей степени направленность на международную миграцию имеет та часть населения, которая беспокоится о материальной стороне своей жизнедеятельности.
Неудивительно, но большинство опрошенного сельского населения Беларуси (так же как и городского), принявшего участие в мониторинге, не имеют желания, чтобы их дети в перспективе остались жить и работать в сельских населенных пунктах (или переехали бы с таким намерением в село) – 50,0%, однако 26,8% из них рассматривают такой вариант будущего для своих детей.
На основании приведенных выше данных социологического опроса, который включал малую долю вопросов по миграционной проблематике, можно получить лишь узкое представление о миграционных установках сельского населения, что не позволяет делать обобщающие выводы и на этой основе выдвигать конкретные рекомендации. Миграционный потенциал как многомерный процесс следует рассматривать с социологического ракурса на основании изучения миграционной мобильности жителей сельских населенных пунктов и ее детерминант: удовлетворенность уровнем и качеством жизни; влияние личностных установок, предпочтений на поведение потенциальных мигрантов; обусловленность демографическим, социальным и профессиональным статусом, уровнем образования и т.п.
Таким образом, под миграционным потенциалом сельских регионов Беларуси, в данной статье рассматривалась в первую очередь та часть населения сельских регионов, которая имеет установки и обладает возможностью мигрировать из региона своего проживания (в другой населенный пункт в границах Беларуси либо за ее пределами) – эмиграционный потенциал.
Миграционный потенциал определяется на основании анализа объективных данных официальной статистики (демографическая ситуация, экономические показатели и т.д.), а также субъективных факторов, которые возможно выявить благодаря проведению эмпирических социологических исследований (миграционная мотивация, установки на миграцию и т.д.). Выходит, что в первом случае можно установить степень фактической реализации миграционного потенциала, а с помощью социологического метода миграционный потенциал представляется как условное явление (возможная миграция в перспективе).
Изучив статистические демографические показатели, а также данные относительно миграционных процессов предыдущих лет, можно утверждать, что демографическая ситуация в сельских регионах Беларуси характеризуется естественной убылью населения, тенденцией к сокращению населения трудоспособного возраста, сокращением трудовых ресурсов в результате выездной миграции, что в итоге сказывается на социально-экономическом развитии периферийных регионов Беларуси. На основании данных социологического мониторинга, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2018 г., было выявлено, что жители села рассматривают вариант эмиграции за границу либо на постоянное место жительства, либо для работы, что обусловлено, прежде всего, материальным фактором. Так, эмиграционный потенциал сельских регионов Республики характеризуется относительно высокой степенью реализации на практике как в прошлом, так же как неизбежны переселения сельского населения и в будущем. Причины, влияющие на миграцию, прежде всего, коренятся в отсутствии возможностей для обеспечения и поддержания достойного уровня и качества жизни в регионах-донорах. Как свидетельствует статистика, из села выезжают в основном люди в трудоспособном возрасте. Следовательно, выездной миграционный потенциал порождает стагнацию.
На современном этапе демографическая ситуация, которая сложилась в сельской местности, требует незамедлительного решения проблемы половозрастной структуры и снижения темпов передвижения населения из сельских населенных пунктов с помощью формирования благоприятных социально-экономических условий, которые будут способствовать закреплению коренных жителей, а также привлечению в село горожан.
1. Rybakovskiy L.L. Prakticheskaya demografiya / L. L. Rybakovskiy. - M. : CSI, 2005. - 199 s.
2. Fedorako, A. Migraciya naseleniya: ponyatie, prichiny, posledstviya / A. Fedorako // Zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnosheniy. - 2012. - № 4.- S. 3-11.
3. Blinova M.S. Sovremennye sociologicheskie teorii migracii naseleniya : dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk : 22.00.01 / Blinova Marina Sergeevna; [Mesto zaschity: Mosk. gos. un-t im. M. V. Lomonosova]. - Moskva, 2008. - 181 s.
4. Yudina T.N. Sociologiya migracii: Uchebnoe posobie dlya vuzov / T. N. Yudina. - M. : Akademicheskiy Proekt, 2006. - 272 s.
5. Sovremennyy slovar' po obschestvennym naukam / pod obsch. red. O. G. Danil'yana // Biblioteka slovarey INFRA-M [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://znanium.com/catalog/product/329802. - Data dostupa: 02.12.2018.
6. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar' / B. A. Rayzberg, L. Sh. Lozovskiy, E. B. Starodubceva // Biblioteka slovarey INFRA-M [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://znanium.com/catalog/product/1003268. - Data dostupa: 29.12.2018.
7. Rybakovskiy L.L. Migracionnyy potencial: kriterii ocenki i sovremennye masshtaby / L. L. Rybakovskiy // Sociologicheskie issledovaniya. - № 4. - 2011. - C. 23-34.
8. Chislennost' i estestvennyy prirost naseleniya // Nacional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/chislennost-i-estestvennyi-prirost-naseleniya/. - Data dostupa: 12.12.2018.