Publication text
(PDF):
Read
Download
Введение Сегодня потребитель выбирает не только качественный, но и безопасный пищевой продукт. Про- изводители пищевой продукции, в свою очередь, заинтересованы работать с поставщиками, которые способны удовлетворить требованиям организации 125 по качеству и безопасности поставляемой продук- ции или услуг, так как многие проблемы безопас- ности пищевых продуктов ведут свое начало от поставщиков. Производителям пищевой продукции важно понимать, какими критериями необходимо и достаточно руководствоваться при выборе постав- ISSN 2074-9414. Техника и технология пищевых производств. 2015. Т. 37. № 2 щиков, чтобы гарантировать безопасность выпус- каемой продукции. Обеспечивая безопасность выпускаемой про- дукции, многие производители внедряют и под- держивают системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Общепризнанным регламен- тирующим документом в этой области является международный стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продук- ции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке», который в 2005 году впервые утвержден международной организацией по стан- дартизации (ISO) [1]. Цель международного стандарта ISO 22000: 2005 - гармонизировать на глобальном уровне тре- бования к менеджменту безопасности пищевой продукции для участников бизнес-деятельности внутри пищевой цепочки, начиная от производите- лей кормов и пищевого сырья до оптовых и роз- ничных торговцев. Стандарт применим ко всем организациям независимо от размера, которые лю- бым образом вовлечены в пищевую цепочку. Он требует, чтобы организация посредством своей си- стемы менеджмента безопасности пищевой про- дукции выполняла все применимые законодатель- ные и нормативные требования, относящиеся к безопасности пищевой продукции. Внедрение и поддержание системы менеджмен- та безопасности пищевой продукции на основе ISO 22000:2005 позволяет организациям получать ста- тус «надежного поставщика» и «партнера» у своих клиентов, а также повысить степень доверия клиен- тов к фирме. Международный стандарт ISO 22000:2005 объ- единяет ключевые элементы: - интерактивная коммуникация; - системный менеджмент; - программы предварительных условий (prere- quisite programmes - PRP); - принципы HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points) [1]. Принципы HACCP (анализ рисков и определе- ние критических контрольных точек) и программы предварительных условий создают основу для воз- можности производства безопасной продукции. Элемент «системный менеджмент» подразуме- вает, что система менеджмента безопасности пищевой продукции может быть наиболее результативной только в рамках структурированной систе- мы менеджмента организации. В этой связи меж- дународный стандарт ISO 22000:2005 согласован с ISO 9001 [2]. В рамках элемента «интерактивная коммуника- ция» международный стандарт ISO 22000:2005 устанавливает требования к внешней коммуника- ции: организация должна обеспечить по всей пи- щевой цепочке информацию по вопросам, касаю- щимся безопасности пищевой продукции, и для этого внедрить и поддерживать в рабочем состоя- нии результативные мероприятия для общения: - с поставщиками и подрядчиками; - с потребителями или клиентами, в особенно- сти в отношении информации о продукции (вклю- 126 чая инструкции относительно предназначенного использования, специфические требования к хра- нению и, если это уместно, информацию о сроках годности), информации об обращении с запросами, контрактами или заказами, включая поправки, и обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей; - с законодательными и регулирующими органами; - с другими организациями, которые оказывают влияние на результативность или актуализацию системы менеджмента безопасности пищевой про- дукции или которые окажутся под влиянием ре- зультативности или актуализации этой системы [1]. Предъявляются требования к коммуникации с поставщиками услуг. Если организация решает пе- редать осуществление каких-либо процессов, кото- рые могут влиять на соответствие конечной про- дукции требованиям, сторонней организации (при- менить аутсорсинг), она должна обеспечить управ- ление такими процессами. Управление аутсорсин- говыми процессами должно быть идентифицирова- но и документировано в рамках системы менедж- мента безопасности пищевой продукции [1]. Таким образом, организация должна установить процедуру коммуникации с поставщиками (сырья и материалов, оборудования, услуг и др.). При этом необходимо учесть, что в программах предвари- тельных условий, функционирующих в рамках си- стемы менеджмента безопасности пищевой про- дукции, к поставщикам также предъявляются опре- деленные требования. Так, Техническая специфи- кация ISO/TS 22002-1 «Программы предваритель- ных условий для безопасности пищевых продуктов. Часть 1. Производство пищевых продуктов» уста- навливает требования к выбору и управлению по- ставщиками. А именно должна быть установлена процедура для выбора, одобрения и мониторинга поставщиков. Используемая процедура должна быть обоснована путем выполнения оценки потен- циальной опасности, включая потенциальный риск для конечного продукта, и должна включать оценку способности поставщика удовлетворять ожиданиям и требованиям качества и безопасности продукта, описание того, как оцениваются поставщики, мо- ниторинг работы поставщика для обеспечения не- прерывного подтверждения статуса [3]. Цель настоящего исследования - определение методов оценки поставщиков в организациях, обес- печивающих выполнение требований международ- ного стандарта ISO 22000:2005. Объект и методы исследования Объектом исследования являлись научные дан- ные отечественных и зарубежных источников ин- формации. В качестве методов исследований использова- лись теоретические методы: - метод анализа и селекции информационных источников; - обобщение и систематизация информацион- ных данных. ISSN 2074-9414. Food Processing: Techniques and Technology. 2015. Vol. 37. № 2 Результаты и их обсуждение Являясь неотъемлемой частью системы менеджмента безопасности пищевой продукции, про- цедура выбора поставщиков в организации должна быть определена и документирована. Должен быть разработан внутренний документ организации, ко- торый в соответствии с ISO 22000:2005 и ISO/TS 22002-1 устанавливает требования к процедуре оценки поставщиков. Организация должна доку- ментировать результаты оценки поставщиков и необходимые действия, вытекающие из оценки. В документе должны быть отражены: - типы поставщиков, на которых распространя- ется процедура выбора; - методы выбора поставщиков; - ответственные лица, осуществляющие проце- дуру выбора, и ответственное лицо, которое на ос- новании результатов оценки утверждает список одобренных поставщиков; - сроки проведения процедуры выбора, а также периодичность, с которой производится повторная оценка. Организация определяет продукцию и услуги, которые оказывают влияние на безопасность вы- пускаемой продукции. В этот перечень должны входить поставщики: - сырья и материалов, контактирующих с про- дукцией, в том числе упаковочных материалов; - технологического оборудования; - услуг (услуги по дезинсекции и дератизации, по медицинским осмотрам сотрудников, перевоз- чики сырья и готовой продукции и др.). Организация может также установить необхо- димость оценки таких поставщиков, как, например, поставщики моющих и дезинфицирующих средств для производства, специальной санитарной одеж- ды. По решению организации процедура выбора может распространяться абсолютно на всех по- ставщиков. Перечень продукции и услуг, влияющих на без- опасность выпускаемой продукции, должен актуа- лизироваться один раз в год или чаще: - при изменении законодательных или собственных требований в области безопасности пи- щевой продукции; - при изменении технологии; - при появлении новых поставщиков. Методика оценки поставщиков заключается в присвоении поставщику определенной категории (статуса), которая указывает на уровень качества и безопасности предоставляемой продукции или услуг. Она состоит из трех основных этапов: - определение критериев оценки поставщика; - определение категорий поставщика; - оценка способности поставщика поставлять продукцию (услугу) в соответствии с требованиями организации. При определении критериев для оценки по- ставщика учитывают вид поставляемой продукции или услуги; степень влияния поставляемой продукции или услуги на безопасность пищевой продукции (риски пищевой безопасности должны быть учтены); первичная или повторная оценка произ- водится. Основными критериями для оценки поставщика являются следующие (курсивом выделены крите- рии, которые не используются для оценки и выбора новых поставщиков). 1. Уровень качества продукции или услуг в сравнении с собственными или рыночными требованиями. Соответствует ли произведенная продукция по качеству и безопасности нормативной до- кументации, принятым на рынке стандартам и собственным требованиям организации? Соответствуют ли возможные объемы по- ставки требованиям организации? Существует ли система менеджмента каче- ства или безопасности пищевой продукции или интегрированная система менеджмента? Имеется ли возможность проводить аудит системы менеджмента поставщика? Какие меры по обеспечению качества и без- опасности выполняются? Каков уровень брака в гарантийный период? 2. Политика ценообразования/адаптация к изменениям на рынке. Соответствует ли цена уровню качества по- ставляемой продукции, существенным условиям контракта? Предоставляются ли льготы заказчикам? Предъявляются ли требования о повышении цены в случае наличия похожей на монопо- лию ситуации? Каково поведение при необходимости повы- шения цен; соразмерны ли такие требова- ния? 3. Место размещения предприятия/организационно-транспортные условия. Каковы расстояния и транспортные пути к поставщику? 4. Контракты. Имеется ли возможность при подписании контракта выдвинуть существенные условия относительно качества и безопасности про- дукции в соответствии с собственными тре- бованиями организации? Соблюдаются ли условия подписанных кон- трактов, в частности, по качеству и без- опасности поставляемой продукции, по сро- кам поставки? 5. Сервис / сотрудничество. Существует ли надежная (возможно, регио- нальная) сервисная сеть? Насколько общительны и открыты сотруд- ники? Каковы перспективы дальнейшего развития предприятия с учетом намерений организа- ции о долгосрочной политике закупки? Какова компетентность, квалификация со- трудников в отдельных структурных подраз- делениях и на отдельных иерархических ступенях? Проявляют ли сотрудники большой интерес, работая для своих заказчиков? Какова скорость реагирования на претензии (по качеству и безопасности продукции, срокам поставки и др.)? 127 ISSN 2074-9414. Техника и технология пищевых производств. 2015. Т. 37. № 2 6. Состояние производственного оборудования. В каком состоянии находится производ- ственное оборудование? Применяются ли современное оборудование и технологические процессы, соответствую- щие современному уровню техники? 7. Стратегическое / относительное значение поставщика. Имеет ли поставщик монопольное или гос- подствующее положение на рынке? Для каждого критерия определяется коэффици- ент взвешивания - это значимость данного критерия в оценке поставщика. В зависимости от представляемой важности критерия коэффициент взве- шивания может принимать значение от 0 до 5, он должен быть зафиксирован и не меняться при оценке другого поставщика. При оценке поставщика ему по каждому крите- рию присваивают оценку от 0 до 3 - это фактиче- ское исполнение поставщиком заданного критерия, при этом: оценка 1 = недостаточно / плохо; оценка 2 = среднего качества / достаточно; оценка 3 = хорошо / надежно. Балл для каждой категории критериев получа- ют перемножением оценки на коэффициент взве- шивания. Для расчета максимальных баллов необходимо наибольший коэффициент взвешивания умножить на максимальную оценку и умножить на количе- ство категорий. Пример: имея 7 критериев при мак- симальной оценке равной 3, и максимальном коэф- фициенте взвешивания 5, величина максимальных баллов будет равна 3·5·7=105. Степень выполнения равна сумме баллов, разде- ленной на максимальные баллы и умноженной на 100. Категории поставщика позволяют объективно принять решение о выборе поставщика или отказе поставщику. Например: - при степени выполнения 90-100 поставщику присваивается категория А, что означает «Спосо- бен к качеству, в наибольшей степени удовлетворя- ет требованиям»; - при степени выполнения 75-89 поставщику присваивается категория В, т.е. «Условно способен к качеству, соответствует требованиям»; - категория С присваивается поставщику при степени выполнения 0-74, что означает «Не спосо- бен к качеству, не соответствует требованиям». Учитывая влияние на безопасность выпускае- мой продукции, организация может самостоятельно определить при какой степени выполнения постав- щик соответствует категориям А, В, С. Организа- ция устанавливает также с какой категорией по- ставщиков она может работать. Например: - организация работает только с поставщиком категории А; - организация работает с поставщиком катего- рии А и категории В до тех пор, пока не будет найден взамен поставщик категории А; - организация работает с поставщиками сырья категории А, поставщиками оборудования и услуг категорий А и В; - организация устанавливает, что для постав- щиков сырья категория А присваивается при степе- ни выполнения 90-100, а для поставщиков обору- дования - 80-100. В соответствии с процедурой оценки и выбора поставщиков организация осуществляет первичную оценку и повторяет ее с установленной периодич- ностью. Для иллюстрации предлагаемой методики при- ведем пример выбора поставщика услуг. В послед- нее время наблюдается широкое распространение применения аутсорсинга, так как аутсорсер - это эксперт в оказании переданных ему функций. Для производителей пищевой продукции основными важными функциями, влияющими на безопасность продукции, являются: - охрана предприятия; -.проведение периодических медицинских осмотров и гигиеническое обучение; - дератизация, дезинсекция, фумигация произ- водственных, бытовых помещений и территории; - лабораторные исследования сырья и готовой продукции; - поверка контрольно-измерительного оборудования; - перевозка и хранение сырья и готовой про- дукции; - мойка и дезинфекция автотранспорта; - обращение с отходами. Рассмотрим пример выбора поставщика по ока- занию дератизационных услуг. Для рассматривае- мого примера примем, что категория А соответ- ствует степени выполнения 85-100, В: 70-84, С: 0-69. Примем также, что поставщик находится в одном населенном пункте с организацией и имеет конкурентов (т.е. не является монополистом), име- ет приемлемый уровень качества оказываемых услуг, но по более высокой цене, чем у конкурен- тов. Производится первичная оценка. В табл. 1 приведены результаты. Таблица 1 Результаты выбора поставщика дератизационных услуг № п/п Наименование критерия Оценка Коэффициент взвешивания Баллы № п/п Наименование критерия 1 2 3 Коэффициент взвешивания Баллы 1 Уровень качества оказываемых услуг в сравнении с собствен- ными требованиями 1 Имеется ли лицензия на оказание дератизационных услуг? 128 ISSN 2074-9414. Food Processing: Techniques and Technology. 2015. Vol. 37. № 2 Окончание табл. 1 № п/п Наименование критерия Оценка Коэффициент взвешивания Баллы № п/п Наименование критерия 1 2 3 Коэффициент взвешивания Баллы 1 Соответствуют ли услуги по качеству нормативной документа- ции и собственным требованиям организации? Соответствуют ли возможные объемы поставки услуг требовани- ям организации? Имеется ли возможность оказания экстренных услуг? Существует ли система менеджмента качества? Имеется ли воз- можность проводить аудит системы менеджмента поставщика? + 5 15 2 Уровень качества применяемых препаратов Соответствует ли качество применяемых препаратов норматив- ной документации и собственным требованиям организации? + 5 15 3 Политика ценообразования/адаптация к изменениям на рынке Соответствует ли цена уровню качества поставляемых услуг, су- щественным условиям контракта? Предоставляются ли льготы заказчикам? + 5 10 4 Место размещения предприятия / организационно-транспортные условия Каковы расстояния и условия доставки на территорию организа- ции сотрудников поставщика? + 4 12 5 Контракты Имеется ли возможность при подписании контракта выдвинуть существенные условия относительно качества и безопасности продукции в соответствии с собственными требованиями организации? + 5 15 6 Сервис/сотрудничество Какова компетентность, квалификация сотрудников? Насколько общительны и открыты сотрудники? Каковы перспективы дальнейшего развития предприятия с учетом намерений организации о долгосрочной политике закупки? + 5 15 7 Стратегическое / относительное значение поставщика Имеет ли поставщик монопольное или господствующее положе- ние на рынке? + 3 9 Максимальный балл: 105 Сумма баллов: 91 Степень выполнения равна 87 %, что соответ- ствует категории А «Способен к качеству». В при- веденном примере поставщик одобрен. Выводы Таким образом, преимуществами предлагаемой методики оценки и выбора поставщиков являются: - простота; - универсальность применения (варьируя кри- териями выбора, предлагаемая методика может быть использована предприятиями разнообразного профиля для оценки любых поставщиков - сырья, оборудования, услуг и др.); - объективность оценки (при оценке поставщи- ков коэффициент взвешивания критерия является константой). Применяя детальный выбор поставщиков, пред- приятия могут нивелировать такие риски, как уве- личение стоимости и снижение качества, укреплять взаимное доверие и предотвращать нежелательные конфликты. Потребление качественных продуктов и услуг стимулирует поставщиков к выявлению неиспользованных факторов, резервов и возможно- стей, поиску улучшения своей деятельности. Методика оценки и выбора поставщиков внед- рена и успешно функционирует в ООО «Бочкарев- ский пивоваренный завод» в рамках системы ме- неджмента безопасности пищевой продукции, сер- тифицированной по международному стандарту ISO 22000:2005.