Text (PDF):
Read
Download
Питание является одним из важнейших индика- торов здоровья человека, а в итоге и качества жиз- ни. Структура, характер и качество питания, знание и соблюдение правил рационального питания ока- зывают большое влияние на уровень заболевае- мости и смертности населения. Сокращение в современных условиях продолжительности жизни, рост заболеваемости связаны как с резким падени- ем уровня жизни, невысоким качеством пищевых продуктов, так и с низкой грамотностью населения в вопросах рационального питания, с отсутствием пропаганды здорового питания, с отсутствием по- нятия «культура питания», особенно среди моло- дежи [1]. Питание детей, в особенности в организованных коллективах, закладывает базовые знания о культу- ре питания, пропагандирует здоровый, полноцен- ный образ жизни, формирует устойчивый, пра- вильный вкус и прививает хорошие манеры. Для организации питания в школах необходимо нали- чие таких составляющих, как качественное пище- вое сырье, материально-техническая база, квали- фицированный персонал. Огромное значение имеет политика государства в области организации пита- ния в общеобразовательных учреждениях. В связи с этим организация и проведение мониторинга ка- чества школьного питания является одним из прио- ритетных направлений государственной политики в области здорового питания населения, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. Объекты и методы исследования Объектом исследования является система школьного питания Приморского края. Источниками для написания данной статьи послужили нормативные документы, регламенти- рующие организацию питания детей в скомплекто- ванных коллективах на территории РФ и в муници- пальных округах, результаты Всероссийского мо- ниторинга школьного питания, результаты анкети- рования. Были использованы следующие методы исследо- вания: сравнительный анализ, синтез, дедукция, ин- дукция, анализ документов, анкетирование. Анкети- рование проводилось по репрезентативной гнездо- вой выборке. В анкетировании приняли участие 3 группы респондентов (учащиеся в возрасте 7-17 лет, их родители, эксперты в сфере школьного питания г. Владивостока, г. Лесозаводска, г. Находка и г. Арсеньева). Для каждой отдельно взятой группы респондентов были разработаны стандартизирован- ные анкеты, содержание 80 % закрытых вопросов. Вопросы анкет включали от 20 до 30 показателей (для разных групп респондентов): критерии выбора блюд, кратность потребления продуктов питания, оценка качества питания в школьных столовых, ин- формированность о рациональном питании, возраст ребенка, наличие заболеваний и др. Статистическую обработку результатов прово- дили с использованием стандартного пакета при- кладных программ Excel. Результаты и их обсуждение Среди многочисленных факторов внешней сре- ды, формирующих уровень здоровья детей и под- ростков, питанию принадлежит одно из ведущих мест. Хронически неправильное питание детей ве- дет к недополучению организмом жизненно необ- ходимых витаминов и микроэлементов, что снижа- ет иммунозащитные реакции организма, а это вле- чет за собой восприимчивость к различным заболе- ваниям. Кроме того, на таком фоне все болезни протекают значительно тяжелее. Актуальность данного исследования заключает- ся в том, что на сегодняшний день в России и в частности в Приморском крае сохраняется тенден- ция ухудшения состояний здоровья детей в школь- ный период. Нарушения питания у детской группы населения являются одной из причин высокой час- тоты заболеваний желудочно-кишечного тракта, занимающих одно из ведущих мест (около 10 %) в структуре заболеваемости у школьников. Динамика заболеваемости органов пищеварения у детей в период 2005-2014 гг. с диагнозом, установленным впервые в жизни, следующая: в 2005 г. среднерос- сийский показатель составлял 8496 больных на 100000 детей до 14 лет (именно в 2005 г. был самый высокий показатель с 1990 г.), а к 2014 г. он сокра- тился на 5,7 % и составил 8015,9 больных на 100000 детей соответствующего возраста. Иная ситуация прослеживается у подростков 15-17 лет, где рост заболеваемости составил 35,6 % за анало- гичный период (рассчитано по [2]). Было установлено, что показатели заболеваемос- ти органов пищеварения у детей и подростков При- морья превышают данные по России до 40 % (рас- считано по [2]). Так, анализ многолетней динамики первичной заболеваемости органов пищеваритель- ной системы показал, что в Приморском крае наблюдается рост данной патологии среди детского населения. Темп прироста для гастрита и дуоденита составил 4,5 %, язвенной болезни желудка и двена- дцатиперстной кишки 1,75 %, болезней поджелу- дочной железы - 12,25 %, болезней желчного пузыря и желчевыводящих путей - 19,37 % [3]. Особого внимания заслуживает высокая частота случаев недостаточного потребления железа среди подростов Приморского края, особенно среди де- вушек (58,5 на 100 человек), организм которых особенно чувствителен к дефициту железа. И это происходит на фоне потребления загрязненной же- лезом водопроводной питьевой воды (до 2,7 ПДК) [4]. Кроме того в Приморском крае большая доля детей с избыточной массой тела и ожирением (10 % школьников), что в настоящее время является важнейшей проблемой здравоохранения. Также с пищевым фактором связано потребле- ние и дефицит некоторых макроэлементов. Так, Приморский край является территорией риска воз- никновения болезней, связанных с дефицитом кальция и магния (остеопороз, инфаркт миокарда, артериальная гипертония и др.). По наблюдениям специалистов Роспотребнадзора выполнение нор- мы душевого потребления молока и молочных про- дуктов, разработанной Институтом питания РАМН, составляет 7,3-10,8 %. А это очень мало для основ- ного поставщика кальция. Аналогичная ситуация прослеживается и по магнию, хотя его дефицит не так выражен (60-80 % потребление от нормы). Ос- новные причины: население региона мало употреб- ляет в пищу мяса, зеленых овощей и свежих фрук- тов, а также использует бытовые очистители воды без блоков минерализации [5]. В период проведения исследования в 2014-2015 учебном году на территории Приморского края функционировало 536 государственных и муници- пальных общеобразовательных организаций, из них 50,3 % - городские и 49,6 % - сельские, но из общей численности обучающихся (187 тыс. человек) две трети приходится на городских школьников - 75 %, доля сельских - 25 % [6]. По данным Всероссийского мониторинга орга- низации школьного питания в субъектах Российс- кой Федерации, охват горячим питанием школьни- ков Приморского края в 2014 г. составил 81 %, по- казатель по Российской Федерации - 87 % [7]. В Приморском крае за счет реализации Закона Приморского края от 18 декабря 2006 г. № 19-КЗ «Об обеспечении бесплатным питанием детей, обу- чающихся в младших классах государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края» бесплатное пита- ние получали все учащиеся начальных классов, из них 99,9 % - горячее питание, 0,1 % - буфетную продукцию. Показатель охвата горячим питанием учащихся 1-4 классов выше аналогичного показа- теля РФ на 4,1 %. Обеспечение горячим питанием учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Приморского края осуществлялось за счет личных финансовых средств родителей. Охват горячим питанием учащихся 5-11 классов в срав- нении с 2011 г. увеличился на 20,8 % и составил в 2014 г. 66,5 % (РФ 2013 г. - 80,3 %). При организации питания школьников за пери- од с 2011 года по 2014 год были зафиксированы следующие проблемы: 33,8 % нарушения санитар- но-эпидемиологического режима на пищеблоке; 23,7 % нарушения технологии приготовления блюд; 8,4 % нарушения условий хранения и сроков реализации продуктов; 10 % нарушения норм пита- ния, отсутствие витаминизации блюд; 6,7 % от- сутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов; 18,1 % нарушения сроков прохождения медицинского осмотра сотрудниками пищеблока или прием на работу сотрудников без медицинского освидетельствования. Одной из ос- новных проблем в организации питания детей в школах является недостаточная оснащенность объ- ектов питания современным технологическим и холодильным оборудованием. Все нарушения зако- нодательства в организации питания школьников связаны с несоблюдением сотрудниками пищебло- ков школ требований действующих санитарных норм и правил, что свидетельствует о недостаточно эффективных формах контроля как со стороны ор- ганизаторов питания, так и со стороны руководите- лей общеобразовательных учреждений [7]. С целью исследования качества питания школь- ников Приморского края было проведено анкети- рование в период 2014-2015 учебного года. В анке- тировании приняли участие 636 учащихся средних общеобразовательных школ в возрасте от 7 до 11 лет - 14 % и от 12 до 17 лет - 86 %, больше по- ловины опрошенных (53,5 %) - девочки. Также были опрошены 179 родителей и 38 экспертов (ди- ректора школ, завучи, диетсестры, медицинские сестры, заведующие производством, технологи и повара). Для получения различимых результатов исследования проводились в школах городов с раз- личными условиями функционирования системы школьного питания: группа А - город с населением до 1 млн. человек (г. Владивосток) - 38 % от общей численности респондентов; группа В - город с на- селением от 100 тыс. до 500 тыс. человек (г. Наход- ка) - 16,5 %; группа С - города с населением до 100 тыс. человек (г. Арсеньев, г. Лесозаводск, г. Большой Камень) - 45,5 %. Среди респондентов от 70 % (г. Владивосток) до 90 % (г. Находка) пользуются услугами школьной столовой. Ответы родителей на вопрос - «Пользу- ется ли их ребенок школьной столовой», не совпа- ли с ответами детей. Около 10 % родителей счита- ют, что их дети не пользуются услугами столовой, в то время как почти треть школьников ответили, что не питаются в школе. Это говорит о том, что деньги, выделяемые родителями на питание в школьной столовой, дети могут тратить, покупая в магазине запрещенные к продаже в столовой про- дукты питания (чипсы, сухарики, газированные напитки). Здесь речь идет о тех учащихся (преиму- щественно старшеклассниках - 84 %), чьи родители не приобретают абонемент на питание самостоя- тельно на определенный период. При анализе структуры питания особое место было отведено белковым продуктам (мясу, рыбе, молоку). Выяснилось, что большинство (33 %) школьников едят мясо 3-4 раза в неделю, 27 % де- тей получают полноценный животный белок еже- дневно, а 15 % - редко. Следует отметить, что в структуре питания школьников ежедневно включе- но 31 % колбасных изделий. Тревогу вызывает тот факт, что на фоне дефицита животного белка как в школьных столовых, так и в семьях школьников редко готовят блюда из таких ценных продуктов как рыба и морская капуста. Согласно исследова- нию, значительная часть школьников ест рыбу 1-2 раза в неделю (34 %), 33 % - употребляют ее редко, а 5 % не едят рыбные блюда вообще. Непременным продуктом в рациональном пита- нии является молоко, которое обеспечивает по- требность растущего организма в аминокислотах, в том числе незаменимых, минеральных веществах (кальций, магний, фосфор) и легкоусвояемого жи- ра. Результаты опроса показали, что ежедневно пьют молоко 27 % школьников. Немного чаще учащиеся употребляют кисломолочные продукты, которые так необходимые для нормальной работы желудочно-кишечного тракта. Так, ежедневно их включают в свой рацион 33 % школьников, 29 % - 1-2 раза в неделю, и 4 % отказываются от данной продукции. Радует тот факт, что школьники ежедневно употребляют овощи (35 %) и картофель (26 %), а также фрукты (47 %) и соки (32 %) - особенно бо- гатую витаминами пищевую продукцию. Традиционными национальными блюдами яв- ляются изделия из круп. Однако только 22 % упо- требляют их 1-2 раза в неделю, 17 % школьников не употребляют их вовсе, а 25 % едят их редко. Употребление школьниками таких «вредных продуктов» как чипсы, сухарики и газированные сладкие напитки вызывает опасение, так как почти треть всех исследуемых школьников употребляет эти продукты почти каждый день, еще третья часть - 1-2 раза в неделю и столько же - очень редко. Важный аспект качества и структуры питания - его регулярность. Как показывают исследования, большинство школьников принимает пищу 3 раза в день (48-55 % опрошенных) - рис. 1. Примерно половина (46-55 %) опрошенных школьников со- блюдают режим питания - это самый популярный ответ. Но, вместе с тем, от 13 % (группа В) до 28 % (группа А) отвечали, что не соблюдают режим, так как не считают это важным; от 11 % (группа В) до 23 % (группа С) не придерживаются режима, так как не имеют такой возмож-ности; и соблюдают его всегда от 8 % детей (группа С) до 21 % (группа В). Большинство учащихся завтракают дома - 66 %, в школе же завтракают только 22 %. Особую тревогу вызывает то, что 12 % детей не завтракают (самое большое число школьников, не питающихся утром, из г. Владивостока). Структура завтрака школьников представлена на рис. 2. 22 чаще 3 раз 26 27 55 3 раза 48 49 23 1-2 раза 26 24 0 20 40 60 группа А группа В группа С Рис. 1. Количество приемов пищи в течение дня В ходе исследования выявлено, что обедать 67 % детей группы С предпочитают дома, несколь- ко меньше 57 % - группа В, а группа А только 32 %. В школьную столовую ходят на обед при- мерно по 25 % в группах В и С, а в группе А - 47 % ребят питаются именно в школьной столовой. Структура обеда представлена на рис. 3. 100% 90% 80% 4 8 5 6 5 9 18 10 70% 39 9 60% 15 24 50% 19 40% 18 30% 6 43 20% 35 27 10% 0% группа А группа В группа С бутерброд каша йогурт блюдо из яиц сухой завтрак иное Рис. 2. Структура завтраков школьников, в % 100% 90% 80% 70% 60% 23 19 20 25 22 25 50% 40% 9 9 11 30% 27 28 31 20% 10% 0% 16 17 18 группа А группа В группа С комплексный обед второе горячее салат суп выпечка Рис. 3. Структура обеда школьников, в % Несмотря на личные предпочтения школьников в различных блюдах и напитках, и в семье и в шко- ле должна осуществляться разъяснительная работа о ценности и полезности различных блюд при их отличном внешнем виде, вкусе и запахе. Было вы- явлено, что на деньги, которые учащимся выделяют для питания в школе, от 25 до 36 % во всех городах покупают на обед пиццы и пирожки, 15-26 % - кондитерские изделия, которые затем запивают горячими и холодными напитками, и только 7-13 % приобретают комплексный обед, 4-8 % - суп, вто- рое горячее блюдо - 12-32 %. К великому сожале- нию 85 % родителей поддерживают интересы пи- тания своих детей в школе, а 15 % вообще не счи- тают необходимым питаться в школьной столовой. При этом родители отмечают, что в меню столовой обязательно должны включаться супы - 80 %, раз- нообразные мясные и рыбные блюда - 65 %, овощные блюда - 50 %, салаты овощные и фрукто- вые - 40 %, молочные, творожные блюда и изделия из круп - 15 %, фрукты и соки - 90 %. Таким обра- зом, сложившаяся система школьного питания го- родов не справляется со своей важной задачей: определенная доля детей не получает в школе горя- чее питание. Половина всех опрашиваемых детей время от времени получают полдник. На полдник дети в большинстве случаев выбирали фрукты, йогурт и творожок, выпечку и соки. Абсолютное число респондентов 77-94 % ужи- нают исключительно дома, однако 3-10 % школь- ников ответили, что не ужинают вообще. На ужин, как и на обед, дети предпочитают салат и второе горячее блюдо (46-60 %), следующими по попу- лярности с большим отрывом следуют кисломо- лочные продукты от 7 до 23 %, просто салат от 6 до 17 % человек, фрукты 9-16 %. Пища и питание для растущего организма яв- ляются не только важным условием развития, но и элементом наслаждения, радости, которое может быть определено временем. При опросе школьни- ков выяснилось, что большинство детей на один прием пищи затрачивают от 10 до 20 минут - 62-70 %, 21-30 минут - 20-24 %, и только единицы тратят на прием пищи больше указанного времени. На вопрос о разнообразии рациона питания в течение дня выяснилось, что от 37 % в г. Владиво- стоке до 60 % детей в г. Находка следят за этим по мере возможности, от 10 до 28 % относятся к этому очень серьезно, от 20 до 30 % считают свой рацион однообразным, и по 10 % в каждой группе просто не задумывались об этом, возможно просто по не- знанию. Мотивация рациональности питания представлена следующим образом: у большинства школьников просто не хватает на это времени (46-50 %), у чуть меньшего числа отсутствует же- лание (38-43 %), от 2 до 9 % ограничены матери- альными возможностями, от 5 до 9 % не хватает информации по данному вопросу. Большинством родителей (73 %) отмечено, что детям мешает пи- таться правильно отсутствие времени, ограничен- ные материальные возможности (20 %) и отсут- ствие желания (7 % опрошенных). При выборе блюд для школьников основопола- гающими критериями явились вкус, запах и внеш- ний вид, т.е. органолептические свойства, затем свежесть, а полезные свойства блюд и цена зани- мают последние места во всех исследуемых группах. Абсолютное большинство опрошенных школь- ников (около 90 %) питаются платно, и при этом 40 % детей считают, что питание должно быть бес- платным для всех. В среднем на питание каждому школьнику большинство родителей (около 70 %) ежедневно выделяют 50 рублей. Большинство роди- телей (65 %) считают, что улучшить питание можно лишь при увеличении его финансирования за счет муниципальных органов и родителей. По оценкам экспертов средняя стоимость завтрака составляет 25-30 руб., обеда - 65-70 руб., полдника 25 руб. Для детей очень важным аргументом принятия пищи является эстетика зала столовой, посуда, блюда. Анализ мнений школьников относительно качества питания свидетельствует о том, что около 60 % удовлетворены качеством, а треть респонден- тов не устраивает качество и ассортимент меню школьной столовой. В анкетах также присутствует вопрос, касатель- но заболеваний, к которым может привести непра- вильное питание. Детям давалась возможность са- мим написать ответ на данный вопрос, что позво- лило дать оценку имеющимся знаниям относитель- но последствий несоблюдения режима питания. Ответы были следующими: гастрит, язва, кишеч- ные заболевания, ожирение, расстройство желудка, головные боли, нарушения пищеварения, рак, ал- лергия, отравления, дистрофия, дизентерия, ане- мия, диатез, кариес, диабет. К сожалению 50 % опрошенных затруднились ответить на поставлен- ный вопрос, что свидетельствует об отсутствии разъяснительной работы дома и в школе о пользе здорового питания. Для более точной оценки качества питания в ходе исследования были опрошены эксперты (ра- ботники школ и школьных столовых, директора и заведующие производством). Согласно получен- ным данным, в ведении школ Приморского края в основном находятся столовые и буфеты с пропуск- ной способностью около 100 человек. Все школы реализуют блюда, которые производятся в столо- вой, также реализуют полуфабрикаты. Ответственными за качество питания в школь- ных столовых являются как частные предпринима- тели (г. Находка, г. Лесозаводск), так и директора школ и диетсестры (г. Владивосток, г. Арсеньев). В школьных столовых в среднем работает от 3 до 8 человек. Связано это, видимо, с экономиче- скими соображениями, зарплата у работников не велика, но такое количество работников вполне эффективно справляются со своими обязанностями и выполняют всю работу на кухне. При характеристике оборудования столовой 85 % респондентов в г. Владивосток и г. Лесозаводск назвали его очень старым, требующим замены, 10 % ответили, что необходимое оборудование отсутству- ет. Работники школ в г. Находке и г. Арсеньеве от- метили, что технологическое оборудование является не новым, но отвечающим всем необходимым тре- бованиям. При характеристике интерьера столовой большая часть респондентов (90 %) утверждает, что обновляется он по мере возможности. По оценкам экспертов средняя стоимость зав- трака составила: г. Владивосток - 21,20 руб., г. Ле- созаводск - 25 руб., г. Находка 21,20 руб., г. Арсе- ньев - от 15 до 50 руб. Меню в столовых, по опро- сам экспертов, формируется в равных долях в зави- симости от себестоимости продуктов и количества выделенных денег на питание. Питание детей обес- печивается за счет родителей (80 %), администра- ции города/края (20 %). Меню же в столовых формируется в большин- стве случаев (58 %) исходя из количества денег, выделенных на питания детей, и себестоимости продукции (42 %), и, к сожалению, научно- обоснованные нормы и сезонность уже не учиты- ваются при формировании меню. Следовательно, не ведется по большей части (в 87 % случаев) рас- чет по энергетической ценности и основным нутри- ентам при формировании меню, но 13 % респон- дентов утверждают, что в их школах такой расчет ведется. Качество питания может обеспечиваться главным образом качеством поступающего сырья. Учитывая региональный характер, следует конста- тировать, что в школы Приморского края сырье поставляют в основном из КНР. С помощью анкетирования был выяснен очень важный вопрос - нужны ли в школе уроки по куль- туре питания. Приятно отметить, что 58 % экспер- тов считают, что нужны, но на факультативной ос- нове, а 21 % уверены, что такие уроки должны быть обязательными. В свою очередь 45 % отмети- ли, что такие занятия необходимо проводить в младших классах, 31 % - в средних, и только 19 % уверены, что их целесообразно проводить в течение всего обучения в школе. Большинство (55 %) роди- телей также считают необходимым включение в школьную программу уроков по культуре питания на обязательной основе, 45 % - на факультативной основе. Согласно данным проведенного социологиче- ского исследования 70-90 % школьников питаются в столовой. Однако далеко не все получают горячее питание (особенно это относится к старшеклассни- кам), а в течение продолжительного учебного дня покупают в школьной столовой лишь чай с булоч- кой. Подобный рацион нарушает режим питания и формирует группу риска развития желудочно- кишечных и иных заболеваний, негативно сказыва- ется на состоянии здоровья подрастающего поко- ления. На основании проведенных исследований пред- ложено разработать ряд мероприятий, которые бу- дут направлены на совершенствование системы качества школьного питания: модернизация мате- риально-технической базы пищеблоков; повыше- ние квалификации производственного персонала; внедрению методики НАССР на предприятиях- организаторах питания в школах; просвещение школьников о важности правильного питания и автоматизация мониторинга школьного питания. Особое место среди мероприятий должно быть от- ведено разработке проекта рациона питания на ос- новании существующей нормативной базы, кото- рый учитывает требования по организации питания для детей разного школьного возраста, включает все необходимые группы продуктов, в том числе обогащенных дефицитными нутриентами. Все вышеизложенные мероприятия будут спо- собствовать улучшению здоровья учащихся, повы- шению эффективности их образования, а следова- тельно и повышению качества жизни населения Приморского края.