SCHOOLCHILDREN NUTRITION OF PRIMORSKY KRAI: CURRENT SITUATION, QUALITY, MONITORING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of monitoring of the study on the current state of nutrition of children of different age groups at secondary schools in Primorsky Krai (Vladivostok city, Nakhodka city, Arsenyev town, Lesozavodsk town). Schoolchildren’s health directly related to the violation of the principles of rational nutrition has been defined. It has been revealed that the incidence of digestive organs diseases of children and adolescents in Primorsky Krai exceeds the average data across Russia up to 40%. The consumption and deficiency of certain vitamins, micro- and macroelements is also associated with the food factor. The dependence between the quality of food services and the condition of the material and technical base of catering enterprises of educational institutions, the qualification of personnel, and the cost of meals have been established. The level of diseases of children and adolescents directly related to the violation of the principles of rational nutrition which can be a result of the children’s lack of basic knowledge about dietary cultures has been determined. The following problems in the organization of catering in schools in Primorsky Krai have been found: violation of the sanitary and epidemiological condition in the kitchens, violation of cooking technology as well as the storage conditions and shelf-life of food products, deviations from food standards, lack of proper documentation confirming the quality and safety of food products etc. Basing on the results of the current research a number of measures aimed at improving the quality of schoolchildren food are proposed. Special attention is paid to the development of a schoolchildren diet plan taking into account regional socio-economic, climatic and other characteristics.

Keywords:
Children nutrition, health of schoolchildren, monitoring of schoolchildren nutrition
Text
Text (PDF): Read Download

Питание является одним из важнейших индика- торов здоровья человека, а в итоге и качества жиз- ни. Структура, характер и качество питания, знание и соблюдение правил рационального питания ока- зывают большое влияние на уровень заболевае- мости и смертности населения. Сокращение в современных условиях продолжительности жизни, рост заболеваемости связаны как с резким падени- ем уровня жизни, невысоким качеством пищевых продуктов, так и с низкой грамотностью населения в вопросах рационального питания, с отсутствием пропаганды здорового питания, с отсутствием по- нятия «культура питания», особенно среди моло- дежи [1]. Питание детей, в особенности в организованных коллективах, закладывает базовые знания о культу- ре питания, пропагандирует здоровый, полноцен- ный образ жизни, формирует устойчивый, пра- вильный вкус и прививает хорошие манеры. Для организации питания в школах необходимо нали- чие таких составляющих, как качественное пище- вое сырье, материально-техническая база, квали- фицированный персонал. Огромное значение имеет политика государства в области организации пита- ния в общеобразовательных учреждениях. В связи с этим организация и проведение мониторинга ка- чества школьного питания является одним из прио- ритетных направлений государственной политики в области здорового питания населения, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. Объекты и методы исследования Объектом исследования является система школьного питания Приморского края. Источниками для написания данной статьи послужили нормативные документы, регламенти- рующие организацию питания детей в скомплекто- ванных коллективах на территории РФ и в муници- пальных округах, результаты Всероссийского мо- ниторинга школьного питания, результаты анкети- рования. Были использованы следующие методы исследо- вания: сравнительный анализ, синтез, дедукция, ин- дукция, анализ документов, анкетирование. Анкети- рование проводилось по репрезентативной гнездо- вой выборке. В анкетировании приняли участие 3 группы респондентов (учащиеся в возрасте 7-17 лет, их родители, эксперты в сфере школьного питания г. Владивостока, г. Лесозаводска, г. Находка и г. Арсеньева). Для каждой отдельно взятой группы респондентов были разработаны стандартизирован- ные анкеты, содержание 80 % закрытых вопросов. Вопросы анкет включали от 20 до 30 показателей (для разных групп респондентов): критерии выбора блюд, кратность потребления продуктов питания, оценка качества питания в школьных столовых, ин- формированность о рациональном питании, возраст ребенка, наличие заболеваний и др. Статистическую обработку результатов прово- дили с использованием стандартного пакета при- кладных программ Excel. Результаты и их обсуждение Среди многочисленных факторов внешней сре- ды, формирующих уровень здоровья детей и под- ростков, питанию принадлежит одно из ведущих мест. Хронически неправильное питание детей ве- дет к недополучению организмом жизненно необ- ходимых витаминов и микроэлементов, что снижа- ет иммунозащитные реакции организма, а это вле- чет за собой восприимчивость к различным заболе- ваниям. Кроме того, на таком фоне все болезни протекают значительно тяжелее. Актуальность данного исследования заключает- ся в том, что на сегодняшний день в России и в частности в Приморском крае сохраняется тенден- ция ухудшения состояний здоровья детей в школь- ный период. Нарушения питания у детской группы населения являются одной из причин высокой час- тоты заболеваний желудочно-кишечного тракта, занимающих одно из ведущих мест (около 10 %) в структуре заболеваемости у школьников. Динамика заболеваемости органов пищеварения у детей в период 2005-2014 гг. с диагнозом, установленным впервые в жизни, следующая: в 2005 г. среднерос- сийский показатель составлял 8496 больных на 100000 детей до 14 лет (именно в 2005 г. был самый высокий показатель с 1990 г.), а к 2014 г. он сокра- тился на 5,7 % и составил 8015,9 больных на 100000 детей соответствующего возраста. Иная ситуация прослеживается у подростков 15-17 лет, где рост заболеваемости составил 35,6 % за анало- гичный период (рассчитано по [2]). Было установлено, что показатели заболеваемос- ти органов пищеварения у детей и подростков При- морья превышают данные по России до 40 % (рас- считано по [2]). Так, анализ многолетней динамики первичной заболеваемости органов пищеваритель- ной системы показал, что в Приморском крае наблюдается рост данной патологии среди детского населения. Темп прироста для гастрита и дуоденита составил 4,5 %, язвенной болезни желудка и двена- дцатиперстной кишки 1,75 %, болезней поджелу- дочной железы - 12,25 %, болезней желчного пузыря и желчевыводящих путей - 19,37 % [3]. Особого внимания заслуживает высокая частота случаев недостаточного потребления железа среди подростов Приморского края, особенно среди де- вушек (58,5 на 100 человек), организм которых особенно чувствителен к дефициту железа. И это происходит на фоне потребления загрязненной же- лезом водопроводной питьевой воды (до 2,7 ПДК) [4]. Кроме того в Приморском крае большая доля детей с избыточной массой тела и ожирением (10 % школьников), что в настоящее время является важнейшей проблемой здравоохранения. Также с пищевым фактором связано потребле- ние и дефицит некоторых макроэлементов. Так, Приморский край является территорией риска воз- никновения болезней, связанных с дефицитом кальция и магния (остеопороз, инфаркт миокарда, артериальная гипертония и др.). По наблюдениям специалистов Роспотребнадзора выполнение нор- мы душевого потребления молока и молочных про- дуктов, разработанной Институтом питания РАМН, составляет 7,3-10,8 %. А это очень мало для основ- ного поставщика кальция. Аналогичная ситуация прослеживается и по магнию, хотя его дефицит не так выражен (60-80 % потребление от нормы). Ос- новные причины: население региона мало употреб- ляет в пищу мяса, зеленых овощей и свежих фрук- тов, а также использует бытовые очистители воды без блоков минерализации [5]. В период проведения исследования в 2014-2015 учебном году на территории Приморского края функционировало 536 государственных и муници- пальных общеобразовательных организаций, из них 50,3 % - городские и 49,6 % - сельские, но из общей численности обучающихся (187 тыс. человек) две трети приходится на городских школьников - 75 %, доля сельских - 25 % [6]. По данным Всероссийского мониторинга орга- низации школьного питания в субъектах Российс- кой Федерации, охват горячим питанием школьни- ков Приморского края в 2014 г. составил 81 %, по- казатель по Российской Федерации - 87 % [7]. В Приморском крае за счет реализации Закона Приморского края от 18 декабря 2006 г. № 19-КЗ «Об обеспечении бесплатным питанием детей, обу- чающихся в младших классах государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края» бесплатное пита- ние получали все учащиеся начальных классов, из них 99,9 % - горячее питание, 0,1 % - буфетную продукцию. Показатель охвата горячим питанием учащихся 1-4 классов выше аналогичного показа- теля РФ на 4,1 %. Обеспечение горячим питанием учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Приморского края осуществлялось за счет личных финансовых средств родителей. Охват горячим питанием учащихся 5-11 классов в срав- нении с 2011 г. увеличился на 20,8 % и составил в 2014 г. 66,5 % (РФ 2013 г. - 80,3 %). При организации питания школьников за пери- од с 2011 года по 2014 год были зафиксированы следующие проблемы: 33,8 % нарушения санитар- но-эпидемиологического режима на пищеблоке; 23,7 % нарушения технологии приготовления блюд; 8,4 % нарушения условий хранения и сроков реализации продуктов; 10 % нарушения норм пита- ния, отсутствие витаминизации блюд; 6,7 % от- сутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов; 18,1 % нарушения сроков прохождения медицинского осмотра сотрудниками пищеблока или прием на работу сотрудников без медицинского освидетельствования. Одной из ос- новных проблем в организации питания детей в школах является недостаточная оснащенность объ- ектов питания современным технологическим и холодильным оборудованием. Все нарушения зако- нодательства в организации питания школьников связаны с несоблюдением сотрудниками пищебло- ков школ требований действующих санитарных норм и правил, что свидетельствует о недостаточно эффективных формах контроля как со стороны ор- ганизаторов питания, так и со стороны руководите- лей общеобразовательных учреждений [7]. С целью исследования качества питания школь- ников Приморского края было проведено анкети- рование в период 2014-2015 учебного года. В анке- тировании приняли участие 636 учащихся средних общеобразовательных школ в возрасте от 7 до 11 лет - 14 % и от 12 до 17 лет - 86 %, больше по- ловины опрошенных (53,5 %) - девочки. Также были опрошены 179 родителей и 38 экспертов (ди- ректора школ, завучи, диетсестры, медицинские сестры, заведующие производством, технологи и повара). Для получения различимых результатов исследования проводились в школах городов с раз- личными условиями функционирования системы школьного питания: группа А - город с населением до 1 млн. человек (г. Владивосток) - 38 % от общей численности респондентов; группа В - город с на- селением от 100 тыс. до 500 тыс. человек (г. Наход- ка) - 16,5 %; группа С - города с населением до 100 тыс. человек (г. Арсеньев, г. Лесозаводск, г. Большой Камень) - 45,5 %. Среди респондентов от 70 % (г. Владивосток) до 90 % (г. Находка) пользуются услугами школьной столовой. Ответы родителей на вопрос - «Пользу- ется ли их ребенок школьной столовой», не совпа- ли с ответами детей. Около 10 % родителей счита- ют, что их дети не пользуются услугами столовой, в то время как почти треть школьников ответили, что не питаются в школе. Это говорит о том, что деньги, выделяемые родителями на питание в школьной столовой, дети могут тратить, покупая в магазине запрещенные к продаже в столовой про- дукты питания (чипсы, сухарики, газированные напитки). Здесь речь идет о тех учащихся (преиму- щественно старшеклассниках - 84 %), чьи родители не приобретают абонемент на питание самостоя- тельно на определенный период. При анализе структуры питания особое место было отведено белковым продуктам (мясу, рыбе, молоку). Выяснилось, что большинство (33 %) школьников едят мясо 3-4 раза в неделю, 27 % де- тей получают полноценный животный белок еже- дневно, а 15 % - редко. Следует отметить, что в структуре питания школьников ежедневно включе- но 31 % колбасных изделий. Тревогу вызывает тот факт, что на фоне дефицита животного белка как в школьных столовых, так и в семьях школьников редко готовят блюда из таких ценных продуктов как рыба и морская капуста. Согласно исследова- нию, значительная часть школьников ест рыбу 1-2 раза в неделю (34 %), 33 % - употребляют ее редко, а 5 % не едят рыбные блюда вообще. Непременным продуктом в рациональном пита- нии является молоко, которое обеспечивает по- требность растущего организма в аминокислотах, в том числе незаменимых, минеральных веществах (кальций, магний, фосфор) и легкоусвояемого жи- ра. Результаты опроса показали, что ежедневно пьют молоко 27 % школьников. Немного чаще учащиеся употребляют кисломолочные продукты, которые так необходимые для нормальной работы желудочно-кишечного тракта. Так, ежедневно их включают в свой рацион 33 % школьников, 29 % - 1-2 раза в неделю, и 4 % отказываются от данной продукции. Радует тот факт, что школьники ежедневно употребляют овощи (35 %) и картофель (26 %), а также фрукты (47 %) и соки (32 %) - особенно бо- гатую витаминами пищевую продукцию. Традиционными национальными блюдами яв- ляются изделия из круп. Однако только 22 % упо- требляют их 1-2 раза в неделю, 17 % школьников не употребляют их вовсе, а 25 % едят их редко. Употребление школьниками таких «вредных продуктов» как чипсы, сухарики и газированные сладкие напитки вызывает опасение, так как почти треть всех исследуемых школьников употребляет эти продукты почти каждый день, еще третья часть - 1-2 раза в неделю и столько же - очень редко. Важный аспект качества и структуры питания - его регулярность. Как показывают исследования, большинство школьников принимает пищу 3 раза в день (48-55 % опрошенных) - рис. 1. Примерно половина (46-55 %) опрошенных школьников со- блюдают режим питания - это самый популярный ответ. Но, вместе с тем, от 13 % (группа В) до 28 % (группа А) отвечали, что не соблюдают режим, так как не считают это важным; от 11 % (группа В) до 23 % (группа С) не придерживаются режима, так как не имеют такой возмож-ности; и соблюдают его всегда от 8 % детей (группа С) до 21 % (группа В). Большинство учащихся завтракают дома - 66 %, в школе же завтракают только 22 %. Особую тревогу вызывает то, что 12 % детей не завтракают (самое большое число школьников, не питающихся утром, из г. Владивостока). Структура завтрака школьников представлена на рис. 2. 22 чаще 3 раз 26 27 55 3 раза 48 49 23 1-2 раза 26 24 0 20 40 60 группа А группа В группа С Рис. 1. Количество приемов пищи в течение дня В ходе исследования выявлено, что обедать 67 % детей группы С предпочитают дома, несколь- ко меньше 57 % - группа В, а группа А только 32 %. В школьную столовую ходят на обед при- мерно по 25 % в группах В и С, а в группе А - 47 % ребят питаются именно в школьной столовой. Структура обеда представлена на рис. 3. 100% 90% 80% 4 8 5 6 5 9 18 10 70% 39 9 60% 15 24 50% 19 40% 18 30% 6 43 20% 35 27 10% 0% группа А группа В группа С бутерброд каша йогурт блюдо из яиц сухой завтрак иное Рис. 2. Структура завтраков школьников, в % 100% 90% 80% 70% 60% 23 19 20 25 22 25 50% 40% 9 9 11 30% 27 28 31 20% 10% 0% 16 17 18 группа А группа В группа С комплексный обед второе горячее салат суп выпечка Рис. 3. Структура обеда школьников, в % Несмотря на личные предпочтения школьников в различных блюдах и напитках, и в семье и в шко- ле должна осуществляться разъяснительная работа о ценности и полезности различных блюд при их отличном внешнем виде, вкусе и запахе. Было вы- явлено, что на деньги, которые учащимся выделяют для питания в школе, от 25 до 36 % во всех городах покупают на обед пиццы и пирожки, 15-26 % - кондитерские изделия, которые затем запивают горячими и холодными напитками, и только 7-13 % приобретают комплексный обед, 4-8 % - суп, вто- рое горячее блюдо - 12-32 %. К великому сожале- нию 85 % родителей поддерживают интересы пи- тания своих детей в школе, а 15 % вообще не счи- тают необходимым питаться в школьной столовой. При этом родители отмечают, что в меню столовой обязательно должны включаться супы - 80 %, раз- нообразные мясные и рыбные блюда - 65 %, овощные блюда - 50 %, салаты овощные и фрукто- вые - 40 %, молочные, творожные блюда и изделия из круп - 15 %, фрукты и соки - 90 %. Таким обра- зом, сложившаяся система школьного питания го- родов не справляется со своей важной задачей: определенная доля детей не получает в школе горя- чее питание. Половина всех опрашиваемых детей время от времени получают полдник. На полдник дети в большинстве случаев выбирали фрукты, йогурт и творожок, выпечку и соки. Абсолютное число респондентов 77-94 % ужи- нают исключительно дома, однако 3-10 % школь- ников ответили, что не ужинают вообще. На ужин, как и на обед, дети предпочитают салат и второе горячее блюдо (46-60 %), следующими по попу- лярности с большим отрывом следуют кисломо- лочные продукты от 7 до 23 %, просто салат от 6 до 17 % человек, фрукты 9-16 %. Пища и питание для растущего организма яв- ляются не только важным условием развития, но и элементом наслаждения, радости, которое может быть определено временем. При опросе школьни- ков выяснилось, что большинство детей на один прием пищи затрачивают от 10 до 20 минут - 62-70 %, 21-30 минут - 20-24 %, и только единицы тратят на прием пищи больше указанного времени. На вопрос о разнообразии рациона питания в течение дня выяснилось, что от 37 % в г. Владиво- стоке до 60 % детей в г. Находка следят за этим по мере возможности, от 10 до 28 % относятся к этому очень серьезно, от 20 до 30 % считают свой рацион однообразным, и по 10 % в каждой группе просто не задумывались об этом, возможно просто по не- знанию. Мотивация рациональности питания представлена следующим образом: у большинства школьников просто не хватает на это времени (46-50 %), у чуть меньшего числа отсутствует же- лание (38-43 %), от 2 до 9 % ограничены матери- альными возможностями, от 5 до 9 % не хватает информации по данному вопросу. Большинством родителей (73 %) отмечено, что детям мешает пи- таться правильно отсутствие времени, ограничен- ные материальные возможности (20 %) и отсут- ствие желания (7 % опрошенных). При выборе блюд для школьников основопола- гающими критериями явились вкус, запах и внеш- ний вид, т.е. органолептические свойства, затем свежесть, а полезные свойства блюд и цена зани- мают последние места во всех исследуемых группах. Абсолютное большинство опрошенных школь- ников (около 90 %) питаются платно, и при этом 40 % детей считают, что питание должно быть бес- платным для всех. В среднем на питание каждому школьнику большинство родителей (около 70 %) ежедневно выделяют 50 рублей. Большинство роди- телей (65 %) считают, что улучшить питание можно лишь при увеличении его финансирования за счет муниципальных органов и родителей. По оценкам экспертов средняя стоимость завтрака составляет 25-30 руб., обеда - 65-70 руб., полдника 25 руб. Для детей очень важным аргументом принятия пищи является эстетика зала столовой, посуда, блюда. Анализ мнений школьников относительно качества питания свидетельствует о том, что около 60 % удовлетворены качеством, а треть респонден- тов не устраивает качество и ассортимент меню школьной столовой. В анкетах также присутствует вопрос, касатель- но заболеваний, к которым может привести непра- вильное питание. Детям давалась возможность са- мим написать ответ на данный вопрос, что позво- лило дать оценку имеющимся знаниям относитель- но последствий несоблюдения режима питания. Ответы были следующими: гастрит, язва, кишеч- ные заболевания, ожирение, расстройство желудка, головные боли, нарушения пищеварения, рак, ал- лергия, отравления, дистрофия, дизентерия, ане- мия, диатез, кариес, диабет. К сожалению 50 % опрошенных затруднились ответить на поставлен- ный вопрос, что свидетельствует об отсутствии разъяснительной работы дома и в школе о пользе здорового питания. Для более точной оценки качества питания в ходе исследования были опрошены эксперты (ра- ботники школ и школьных столовых, директора и заведующие производством). Согласно получен- ным данным, в ведении школ Приморского края в основном находятся столовые и буфеты с пропуск- ной способностью около 100 человек. Все школы реализуют блюда, которые производятся в столо- вой, также реализуют полуфабрикаты. Ответственными за качество питания в школь- ных столовых являются как частные предпринима- тели (г. Находка, г. Лесозаводск), так и директора школ и диетсестры (г. Владивосток, г. Арсеньев). В школьных столовых в среднем работает от 3 до 8 человек. Связано это, видимо, с экономиче- скими соображениями, зарплата у работников не велика, но такое количество работников вполне эффективно справляются со своими обязанностями и выполняют всю работу на кухне. При характеристике оборудования столовой 85 % респондентов в г. Владивосток и г. Лесозаводск назвали его очень старым, требующим замены, 10 % ответили, что необходимое оборудование отсутству- ет. Работники школ в г. Находке и г. Арсеньеве от- метили, что технологическое оборудование является не новым, но отвечающим всем необходимым тре- бованиям. При характеристике интерьера столовой большая часть респондентов (90 %) утверждает, что обновляется он по мере возможности. По оценкам экспертов средняя стоимость зав- трака составила: г. Владивосток - 21,20 руб., г. Ле- созаводск - 25 руб., г. Находка 21,20 руб., г. Арсе- ньев - от 15 до 50 руб. Меню в столовых, по опро- сам экспертов, формируется в равных долях в зави- симости от себестоимости продуктов и количества выделенных денег на питание. Питание детей обес- печивается за счет родителей (80 %), администра- ции города/края (20 %). Меню же в столовых формируется в большин- стве случаев (58 %) исходя из количества денег, выделенных на питания детей, и себестоимости продукции (42 %), и, к сожалению, научно- обоснованные нормы и сезонность уже не учиты- ваются при формировании меню. Следовательно, не ведется по большей части (в 87 % случаев) рас- чет по энергетической ценности и основным нутри- ентам при формировании меню, но 13 % респон- дентов утверждают, что в их школах такой расчет ведется. Качество питания может обеспечиваться главным образом качеством поступающего сырья. Учитывая региональный характер, следует конста- тировать, что в школы Приморского края сырье поставляют в основном из КНР. С помощью анкетирования был выяснен очень важный вопрос - нужны ли в школе уроки по куль- туре питания. Приятно отметить, что 58 % экспер- тов считают, что нужны, но на факультативной ос- нове, а 21 % уверены, что такие уроки должны быть обязательными. В свою очередь 45 % отмети- ли, что такие занятия необходимо проводить в младших классах, 31 % - в средних, и только 19 % уверены, что их целесообразно проводить в течение всего обучения в школе. Большинство (55 %) роди- телей также считают необходимым включение в школьную программу уроков по культуре питания на обязательной основе, 45 % - на факультативной основе. Согласно данным проведенного социологиче- ского исследования 70-90 % школьников питаются в столовой. Однако далеко не все получают горячее питание (особенно это относится к старшеклассни- кам), а в течение продолжительного учебного дня покупают в школьной столовой лишь чай с булоч- кой. Подобный рацион нарушает режим питания и формирует группу риска развития желудочно- кишечных и иных заболеваний, негативно сказыва- ется на состоянии здоровья подрастающего поко- ления. На основании проведенных исследований пред- ложено разработать ряд мероприятий, которые бу- дут направлены на совершенствование системы качества школьного питания: модернизация мате- риально-технической базы пищеблоков; повыше- ние квалификации производственного персонала; внедрению методики НАССР на предприятиях- организаторах питания в школах; просвещение школьников о важности правильного питания и автоматизация мониторинга школьного питания. Особое место среди мероприятий должно быть от- ведено разработке проекта рациона питания на ос- новании существующей нормативной базы, кото- рый учитывает требования по организации питания для детей разного школьного возраста, включает все необходимые группы продуктов, в том числе обогащенных дефицитными нутриентами. Все вышеизложенные мероприятия будут спо- собствовать улучшению здоровья учащихся, повы- шению эффективности их образования, а следова- тельно и повышению качества жизни населения Приморского края.
References

1. Tutel'yan, V.A. Gigiena pitaniya: sovremennye prioritety, problemy i puti ih resheniya / V.A. Tutel'yan // Gigiena i sanitariya. - 2010. - № 6. - S. 27-28.

2. Zdravoohranenie v Rossii. 2015: Statisticheskiy sbornik. - M.: Rosstat, 2015. - 174 s.

3. Ivanova, V.K. Vliyanie kontaminirovannyh produktov pitaniya na zabolevaemost' organov pischevareniya naseleniya Primorskogo kraya / I.L. Ivanova, L.V. Kislicina // Zdorov'e. Medicinskaya ekologiya. Nauka. - 2014. - № 4 (58). - S. 85-88.

4. Koval'chuk, V.K. Ocenka fakticheskogo potrebleniya zheleza podrostkovym naseleniem v regione s povyshennym soderzhaniem zheleza v pit'evoy vode / V.K. Koval'chuk // Ekologiya cheloveka. - 2015. - № 5. - S. 8-13.

5. Koval'chuk, V.K. Sutochnoe potreblenie nekotoryh makroelementov naseleniem Primorskogo kraya / V.K. Koval'chuk, I.L. Ivanova, D.V. Varady // Tihookeanskiy medicinskiy zhurnal. - 2011. - № 4. - S. 86-90.

6. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli // Statisticheskiy sbornik. - M.: Rosstat, 2015. - 1256 s.

7. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Primorskom krae v 2014 godu: Gosudarstvennyy doklad [Elektronnyy resurs]. - Vladivostok: Primorskstat, 2015. - 206 s. - Rezhim dostupa: http://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/22c/gd_2014_seb_dlya-sayta.pdf (data obrascheniya 15.05.2016).


Login or Create
* Forgot password?