The policies feature different countries in the field of the development of intellectual capital are compared based on a study of the transformation of the economic systems. The interrelation and interdependence of the industrial and intellectual components in the process of «catching up modernization» is substantiated. The conclusion is made about the priority of educational modernization for accelerated industrial development. The author introduces the concept of «intellectual intensity» of the economy and justifies its importance for the study of «catching up modernization». The particular importance of the problem of the accumulation of intellectual potential for understanding the peculiarities of the development of different countries is emphasized.
economic system, «catching up modernization», intellectual capital, educational modernization, «intellectual intensity» of the economy.
Результаты многочисленных исследований, посвященных теоретическому обобщению практики «догоняющего развития» в рамках модернизационной исследовательской парадигмы, свидетельствуют о необходимости выделения двух важнейших составляющих данного процесса: трансформацию собственно хозяйственной системы и трансформацию образовательной среды. Перекос в сторону приоритетности исследования первой, без изучения их взаимосвязи и взаимовлияния, не позволяет воссоздать полноценную картину масштабных изменений и выявить их основные факторы. Реалии сегодняшнего дня требуют, ни коим образом не оспаривая важность индустриальной модернизации, обратить особое внимание на исторический опыт образовательных модернизаций, не просто ускоривших и усиливших этот процесс, а послуживших его фундаментом. Кроме того, исторический опыт может помочь лучшему пониманию современных проблем в накоплении и использовании интеллектуального потенциала нации. Необходимо подчеркнуть, что ориентиры приоритетов развития интеллектуального капитала в рассматриваемых странах во многом определялись особенностями их национальных моделей «догоняющей модернизации», что нашло свое отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых [1, 2, 4, 5, 10, 11, 14, 17 и др.]. Формирование интеллектуального капитала германской нации прошло долгий путь, важными вехами которого стало принятие законов о начальном всеобщем образовании, введенных в отдельных государствах Германии (например, в Веймаре, Гессене) еще к XVII в. Определяющим фактором явилось и соперничество между различными германскими государствами, которое способствовало созданию большого числа немецких университетов, обеспечивавших высокий уровень образования. В результате ее система образования в XIX в. была признана одной из самых передовых в мире. Однако новые задачи периода ускоренного развития, в рамках ее «мобилизационно-милитаристской» модели, потребовали наращивания интеллектуального потенциала нации в целях создания и использования в производстве передовых отечественных технологий. Стимулирующее воздействие оказало выполнение шести программ строительства военно-морских сил Германии, выполнение которых объективно требовало и базировалось не просто на развитии науки, а и на ускоренном внедрении ее достижений в промышленность.
1. Andreev A.L. Rossiyskoe obrazovanie: Social'no-istoricheskie konteksty [Tekst]. - M.: Nauka, 2008. - 359 s.
2. Verisockaya E.V. Obschestvo i reformy obrazovaniya v Yaponii na nachal'nom etape modernizacii (1870-1880-e gody) [Tekst] // Izvestiya Vostochnogo instituta. - 1998. - S. 115-128.
3. Germanskaya istoriya v novoe i noveyshee vremya. V 2 t. T. 1 [Tekst] / Pod red. S.D. Skazkina. - M.: Nauka, 1970. - 512 s.
4. Didenko D.V. Obrazovatel'nye modernizacii v periody sistemnyh transformaciy: istoriko-ekonomicheskaya retrospektiva [Tekst] // Zhurnal ekonomicheskoy teorii. - 2013. - № 1. - S. 85-97.
5. Zhukov V.I., Fedyakina L.V. Rossiyskoe obrazovanie: istoriya, sociologiya, ekonomika, politika [Tekst]: monografiya. - M.: Izd-vo «VIPO», 2016. - 600 s.
6. Istoriya Yaponii [Tekst] / Pod red. D.V. Strel'cova. - M.: Aspekt Press, 2015. - 560 s.
7. Kapelyushnikov R.I. Zapiska ob otechestvennom chelovecheskom kapitale [Tekst]. - M.: GU VShE, 2008. - 55 s.
8. Kaufman I.I. Gosudarstvennye dolgi Rossii [Tekst] // Vestnik Evropy, 1885. Kn. II.
9. Kul'bakin V.D. Ocherki noveyshey istorii Germanii [Tekst]. - M.: Socekgiz, 1962. - 671 s.
10. Matrusov T.N. Organizaciya professional'noy podgotovki v Yaponii [Tekst]. - M.: IV RAN, 1999. - 170 s.
11. Men'shov V.M. Razvitie obrazovaniya v Germanii konca XVIII-XX vv [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.portal-slovo.ru. (Data obrascheniya 07.10.2018).
12. Mironov B.N. Istoricheskaya sociologiya Rossii [Tekst]: Uchebnoe posobie. - SPb.: Izdatel'skiy dom Sankt-Peterburgskogo universiteta; Intersocis, 2009. - 536 s.
13. Mironov B.N. Social'naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII - nachalo XX v.): Genezis lichnosti, demokraticheskoy sem'i, grazhdanskogo obschestva i pravovogo gosudarstva [Tekst]. - SPb.: Dm. Bulanin, 1999. - 566 s.
14. Mironov B.N. Ekonomicheskiy rost i obrazovanie v Rossii i SSSR v XIX-XX vv. [Tekst] // Otechestvennaya istoriya. - 1994. - № 4-5. - S. 171-178.
15. Prasol A.F. Yaponskoe obrazovanie v epohu Meydzi (1868-1912) [Tekst]. - Vladivostok: Dal'nauka, 2002. - 358 s.
16. Rashin A.G. Naselenie Rossii za 100 let (1811-1913 gg.) [Tekst]: Stat. ocherki / Pod red. akad. S.G. Strumilina. - M.: Gospolitizdat, 1956. - 352 s.
17. Saprykin D.L. Obrazovatel'nyy potencial Rossiyskoy Imperii [Tekst]. - M.: IIET RAN, 2009. - 176 s.