Russian Federation
The article discusses the legal gaps in the implementation of financial control in the field of procurement, in particular to ensure the execution of the contract. A solution is proposed for this problem.
procurement, contract enforcement, current control.
Принятый в 2013 г. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» провозгласил, что целью его реализации является повышение эффективности, результативности, обеспечения гласности, прозрачности таких закупок, предотвращения коррупций и злоупотреблений в закупочной деятельности.
Согласно ст. 96 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] предусмотрена обязанность устанавливать обеспечение исполнения контракта при проведении конкурса и аукциона и право заказчика на установление обеспечения исполнения контракта при проведении запроса котировок, запроса предложений и в ряде случаев при закупке у единственного поставщика.
Таким образом, законодатель установил, что при проведении конкурса и аукциона устанавливаем обеспечение исполнения контракта, а при проведении запроса предложений и запроса котировок можно не устанавливать.
Что обозначает обеспечение исполнения контракта и для чего указанное обеспечение необходимо? Для того, чтобы «отсечь» от получателей бюджетных денежных средств недобросовестных исполнителей контрактов, для которых важным является получение некой денежной суммы из казны, а не исполнение контракта.
Вначале исполнитель контракта вносит определенную заказчиком сумму денежных средств на счет заказчика при заключении контракта, но не более 30% от суммы вознаграждения за исполнение контракта или суммы предполагаемого аванса, а затем приступает к работе, и после окончания работ, получая вознаграждение за выполненные работы, оказанные услуги, поставку товара, одновременно исполнителю возвращается и обеспечение исполнения контракта.
Тем самым, законодатель, завуалированно застраховал заказчика от недобросовестного исполнителя контракта.
На практике искусственно может, сложиться ситуация, при которой недобросовестный заказчик искусственно разделив несколько одну закупку, которую можно провести аукционом, а при проведении аукциона возникает потребность в установлении обеспечения исполнения контракта, на несколько до 500 тыс. руб., проводит запрос котировок, при проведении которого отсутствует необходимость в обеспечении исполнения контракта.
Таким образом, при сложении определенных образом обстоятельств, возможен уход от обеспечения исполнения контракта.
Какую опасность представляет для бюджета не установление обеспечения исполнения контракта?
Анализируя закупочную деятельность, следует констатировать, что основными заказчиками являются учреждения здравоохранения, образования, культуры, органы власти. Например, осуществление закупочной деятельности по лекарственным препаратам и поставке услуг по питанию в образовательной организации, не хотелось бы, чтобы поставку лекарств осуществляла фирма, которая не имеет никаких активов, неизвестно откуда появившаяся и не имея никаких финансовых ресурсов, кроме уставного фонда в размере 10 тыс. руб., как позволяет гражданское законодательство, чтобы питанием детей в образовательных учреждениях занималась организация, которая пекла, готовила супы для детей в антисанитарных условиях, не имея ни финансовых, ни трудовых ресурсов.
На сегодняшний день имеется множество фирм, которые не имеют ни финансовых, ни трудовых ресурсов для осуществления деятельности по исполнению контракта, так называемые «фирмы-пустышки».
Далее, при осуществлении финансового контроля существуют несколько их видов, в том числе предварительный, текущий и последующий.
Текущий контроль возможен при осуществлении закупки на стадии заключения контракта для определения, насколько эффективно будут использованы государственные и муниципальные денежные фонды.
Анализируя нормы российского законодательства по осуществлению закупочной деятельности, в частности, по обеспечению исполнения контракта, следует констатировать то, что законодатель не в полной мере проводит текущий финансовый контроль, который возможен при осуществлении в сфере закупок, не устанавливая обеспечение исполнения контракта при проведении запроса котировок и запроса предложений.
Соответственно, возникает необходимость внесения изменений в ст. 96 вышеназванного закона, для исключения участия в торгах таких «фирм-пустышек», которые практически не несут ответственности за срыв контракта, за его неисполнение, а также исключается возможность получать «откаты».
Возможность получения откатов появляется при проведении запроса котировок и запроса предложений, когда установлено в документации по проведению закупки получение аванса, но не установлено обеспечение исполнение контракта.
Таким образом, на сегодняшний день имеются пробелы в законодательстве, которые не в полной мере отвечают современным реалиям.
Законодателю необходимо указать в Федеральном законе от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что при проведении закупки конкурентными способами об обязательном включении в условии контракта – обеспечение исполнения.
Указанная обязанность уже на стадии заключения контракта сможет «отсечь» тех участников закупки, которые не смогут исполнить контракт, тем самым сберечь государственные или муниципальные денежные средства, обеспечивая эффективность, результативность, прозрачность таких закупок, предотвращая коррупцию и злоупотребления в закупочной деятельности.
1. Federal'nyy zakon ot 05 aprelya 2013 goda № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // "Sobranie zakonodatel'stva RF", 08.04.2013, N 14, st. 1652.