THE PROSPECTS OF LEASING IN THE SYSTEM OF FINANCING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The urgency of using leasing in the development of Russian innovative economy is substantiated. The factors affecting the financial condition and competitiveness of organizations working in the field of engineering are identified. The prospects of application of leasing services in high-tech industries are analyzed. The main measures to improve the efficiency of leasing as an instrument of investment and financial support of enterprises on the example of the Rostov region are considered.

Keywords:
Russian innovative economy, regional development, leasing services, engineering, high-tech industries, investment and financial support.
Text
Publication text (PDF): Read Download

На сегодняшний день роль и место России в мировом сообществе, уровень жизни и благосостояния населения, возможность экономического роста и переход на инновационный путь развития зависят от эффективного использования научно-технического потенциала, выпуска и реализации наукоёмкой продукции, развития инжиниринга в различных отраслях промышленности, который представляет собой процесс передачи новых технологий в производство, инженерно-консультационные услуги при проектировании, конструкторской разработке и эксплуатации машин, материалов, приборов, сооружений, процессов, систем.

Вопросам инновационного развития страны, регионов, предприятий посвящены труды отечественных и зарубежных учёных: Н.Д. Кондратьева, А.И. Агеева, П.С. Завьялова, С.Ю. Глазьева, Р.А. Фатхутдинова, И.И. Мазура, В.Н. Гунина, Й. Шумпетера, Л.Ф. Мизеса, М. Портера и др. [5]. Современные стратегические задачи РФ в области промышленного импортозамещения и высокотехнологичных отраслей определяют актуальность данной проблемы. В процессе модернизации производств повышается спрос на отечественные инжиниринговые услуги и технологический сегмент, что предполагает поставку оборудования, передачу опыта, знаний, патента, лицензии или технологии для производства продукции и её эксплуатации.

В настоящее время в Едином реестре организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна РФ зарегистрировано 440 крупных и средних организаций, а также более 52 малых и микропредприятий [4].

В сегменте крупного и среднего бизнеса на объём инжиниринговых услуг приходится 67,1 млрд руб., сумма экспорта составляет 3 млрд руб. Максимальная доля зафиксирована у инжиниринговых центров (59,3%), проектных, проектно-изыскательских организаций строительства (25,9%). Наибольшим спросом пользуются услуги инженерно-технического проектирования в обрабатывающих производствах, ТЭК, сферах строительства, транспорта и связи [4]. Для крупных инжиниринговых компаний («Стройгазконсалтинг», «Глобалстрой», «Атомэнергопроект», «Пумори») характерны важнейшие факторы конкурентоспособности: технологии, высокие показатели качества, кадровый потенциал, возможности выхода на внутренний и внешний рынок. Однако их деятельность может быть осложнена нестабильностью внешнеполитической и макроэкономической обстановки, неблагоприятным деловым климатом, уменьшением спроса на инжиниринговые услуги и отсутствием его возможных изменений в ближайшей перспективе [2].

В сегменте малого инновационного бизнеса (МИБ) основной объем услуг составляет 2,4 млрд руб., в том числе 0,1 млрд руб. – на экспорт. Он выполняется инжиниринговыми центрами (40,6%) и проектными, проектно-изыскательскими организациям строительства (37,6%). Наибольший удельный вес (72,6%) имеют услуги инженерно-технического проектирования в таких сферах, как строительство, обрабатывающее производство, научные исследования и разработки, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий [4]. Следует отметить, что сегмент МИБ развит слабо. Это связано с рядом структурных, организационных, финансовых проблем.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, за 2015–2017 гг. [4] у 52% российских организаций сектора инжиниринговых услуг наблюдается ухудшение финансово-экономического положения, что выражено в сокращении прибыли и недостаточности собственных финансовых ресурсов. Кредитные средства на среднесрочную и долгосрочную перспективу доступны для 30% организаций вследствие высокой рискованности и продолжительного периода окупаемости проектов (рис. 1).

Основными факторами, препятствующими развитию конкурентоспособности организаций малого, среднего, крупного бизнеса на внешнем и внутреннем рынке инжиниринговых услуг, являются неопределённость экономической конъюнктуры, высокие налоговые ставки, стоимость оборудования, процентные ставки по кредитам, отсутствие единого механизма государственной поддержки, недостаточность субсидий и льготного финансирования, недобросовестная конкуренция, несовершенство нормативно-правовой базы и др. 

Развитие сферы инжиниринга связано с состоянием инновационной системы регионов России, которое оценивается с помощью различных показателей. Для его мониторинга Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) ежегодно составляется рейтинг инновационных регионов РФ с распределением их по 4 основным группам (рис. 2). В 2017 г. 5 регионов ЮФО охарактеризованы как средние инноваторы, а остальные 3 – как отстающие инноваторы.

В соответствии со значениями сводного инновационного индекса НИУ ВШЭ, Ростовская область, Краснодарский край и Волгоградская область занимают ведущие позиции в Южном федеральном округе. Они относятся к группе средних инноваторов. В целях характеристики инновационного развития данных регионов построены соответствующие профили по 13 системным показателям.

В результате анализа инновационного профиля Ростовской области можно сделать вывод, что она превосходит Краснодарский край и Волгоградскую область по уровню инновационной деятельности, социально-экономическим условиям для её осуществления, но уступает по научно-техническому потенциалу и качеству инновационной политики. Она занимает 26 место в рейтинге НИУ ВШЭ и 28 место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России (рис. 3).

Уровень инновационной деятельности Ростовской области превышает среднероссийский показатель (0,347 >0,3087) за счёт результативности, наиболее высокой инновационной активности в ЮФО и затрат на технологические инновации. Научными исследованиями и разработками в регионе занимаются 86 фирм. В предпринимательском секторе 8,4% всех организаций осуществляют технологические, маркетинговые и организационные инновации. Несмотря на сокращение их числа в период с 2005 по 2016 г. наблюдается повышательная тенденция в разработке (25 ед.) и использовании (3314 ед.) передовых производственных технологий, а также в уровне общих (34 598,4 млн руб.) и текущих(13 287,3 млн руб.) затрат на технологические инновации. При этом общий объем внутренних затрат на исследования и разработки составляет 13 663,8 млн руб., а объем выпуска инновационных товаров, выполненных работ и услуг – 133 792,6 млн руб. [13]. Согласно результатам опроса НП «ЕРЦИР Ростовской области», большинство инжиниринговых компаний на рынке инновационных товаров и услуг предоставляет инновационные услуги (40%), инновационные технологии (32,5%), организационно-управленческие решения (10%) и информационные технологии (10%). Ведущие позиции при выборе источников финансирования для коммерциализации научных разработок в сфере инжиниринга занимают государственное финансирование (47%), собственные средства (25%), а также средства инвестиционных фондов (25%) и частных инвесторов (3%).

По данным НИУ ВШЭ, в 2017 г. наблюдается рост показателей инновационной деятельности, связанных с развитием сферы инжиниринга в Ростовской области. К ним относятся: коэффициент обновления основных фондов, доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции, интенсивность затрат на технологические инновации, внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП, доля занятых в высокотехнологичных видах деятельности и доля организаций, осуществляющих технологические инновации. При этом число разработанных в регионе передовых производственных технологий, доля малых предприятий, осуществляющих технологические инновации и объём поступлений от экспорта технологий не изменились, а число патентов и изобретений сократилось (рис. 4).

Следует отметить, что в региональной инновационной системе Ростовской области недостаточно развиты организационное обеспечение, регуляторная среда и технологическая инфраструктура; ограничены бюджетные ресурсы, относительно невысокая доля малых и средних инновационных, в том числе инжиниринговых, предприятий. Их деятельность существенно осложняют такие негативные факторы, как большая рискованность проектов в инновационной среде, высокий уровень финансовой несостоятельности малых предприятий, диспропорции на рынке труда, усиление межрегиональной конкуренции за инвестиции, сокращение бюджетных расходов, высокая зависимость регионов от федеральных ресурсов. Они порождают проблемы с финансами, издержками, информацией, маркетингом, ресурсами и инфраструктурой.

Одним из важнейших мероприятий, направленных на повышение эффективности управления развитием инжиниринга в инновационной системе регионов, является организация финансовой поддержки. Она предполагает налаживание взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с инвесторами, органами государственной власти, банками, кредитными учреждениями, промышленными предприятиями, вузами; продвижение действующих или создание новых механизмов инжинирингового обновления предприятий с помощью государства; разработку финансовых программ на развитие инфраструктуры для МСП.

В настоящее время одним из эффективных инструментов инвестиционного обеспечения и финансовой поддержки отечественных предприятий является лизинг. Его теоретические и методологические аспекты применительно к российской действительности наиболее полно отражены в трудах В.Д. Газмана, Е.Н. Чекмарёвой, Т.Г. Философовой, В.А. Шабашева, Е.А. Федуловой, А.В. Кошкина, М.И. Лещенко, Л.Н. Прилуцкого, Е.В. Берегатновой, Т.Р. Алексеевой [5]. В современном научном мире уделяется особое внимание проблеме развития лизинга для инновационно-технологического перевооружения национальной экономики РФ.

По итогам 2017 г. объём лизингового бизнеса составляет 1095млрд руб. Лидирующие позиции рынка за счет реализации госпрограмм принадлежат транспортным сегментам (грузовой автотранспорт, железнодорожная техника, авиационный транспорт, легковые автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, морские и речные суда).

На сегмент лизинга высокотехнологичного оборудования приходится не больше 3% рынка. В условиях общего износа техники и курса на импортозамещение он становится особенно перспективным для развития инновационно-ориентированных отраслей регионов России, в том числе сферы инжиниринга. Основными потребителями и заказчиками оборудования в сфере высоких технологий являются предприятия авиационной, радиоэлектронной, фармацевтической, энергетической, нефтегазовой промышленности, сектора ВПК, медицинские, телекоммуникационные, ИТ-компании, сервис-провайдеры, производители микроэлектроники, а также государственные корпорации (Росатом, Роскосмос, Ростех) [1].

Лизинг как инструмент финансирования отечественных предприятий имеет сильные и слабые стороны, а также зависит от влияния различных групп факторов (табл. 1).

Таблица 1

PEST-анализ рынка лизинга высокотехнологичного оборудования [1; 8; 14]

Группы факторов

Факторы влияния на рынок лизинга и его участников

Оценка влияния факторов

Политические

Нестабильность внешнеполитической обстановки. Осложнение отношений РФ со странами-поставщиками высокотехнологичного оборудования.

-

Недостаточное внимание высокотехнологичному производству со стороны государства. Государственное финансирование ориентировано на крупных игроков.

-/+

Реализация политики импортозамещения. Министерство промышленности и торговли РФ задалось целью сократить долю импортной электронной компонентной базы на российском рынке к 2020 г.

-/+

Появление федеральных и региональных прогнозов, стратегий долгосрочного развития до 2030 г., в которых уделено внимание инновационно-ориентированным высокотехнологичным и среднетехнологичным отраслям.

+

Экономические

Отсутствие в РФ вторичного рынка высокотехнологичного оборудования.

-

Дополнительный налоговый эффект для предприятий (уменьшение налога на прибыль).

+

Удорожание техники из-за девальвации рубля и инфляции.

-

Низкая ликвидность узкоспециализированного оборудования.

-

Падение спроса на оборудование из-за курса иностранных валют и роста цен.

-

Социальные

Появление новых программ сотрудничества между производителями высокотехнологичного оборудования и лизинговыми компаниями.

+

Отказ лизингодателей работать в данной сфере из-за высоких рисков при реализации проектов.

-

Более тщательная оценка лизинговыми компаниями рисков заемщика и его проекта.

+

Сложности частных лизинговых компаний при поиске средств на покупку дорогостоящего оборудования.

-

Предпочтение лизингополучателями техники иностранных производителей вследствие её качества или отсутствия аналогов на отечественном рынке.

+/-

Технологические

Общий износ основных фондов и их низкая эффективность, что способствует повышению спроса предприятий на высокотехнологичное оборудование.

+

Внедрение программ по созданию отечественных радиоэлектронных изделий в режиме полного цикла.

+

Быстрое моральное устаревание техники, необходимость её постоянного обновления.

+/-

Появление новых технологий, превосходящих своих предшественников по производительности при сопоставимой себестоимости.

+/-

Длительные сроки приобретения, доставки, монтажа и отладки дорогостоящего оборудования.

-

 

Развитие сегментализинга высокотехнологичного оборудования необходимо не только крупным промышленным компаниям, но и субъектам МСП. Оно позволит ускорить процесс модернизации экономики и снизить отраслевую концентрацию лизинга. Согласно исследованию рейтингового агентства «РА Эксперт» за 2017 г., позитивное влияние на развитие рынка высокотехнологичного оборудования способны оказать рост спроса у потенциальных клиентов (31%), федеральные и региональные программы субсидирования платежей по лизинговым договорам (27%), гарантии поставщиков по обратному выкупу (24%), дальнейшее снижение стоимости фондирования (12%) и импортного оборудования (6%), а также поддержка инициатив государственно-частного партнёрства для стимулирования промышленного производства в сегментах крупного, среднего и малого бизнеса [8; 11; 14].

В целях оказания комплексной поддержки МСП в 2015 г. по указу Президента РФ создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) [7]. Его деятельность предполагает привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций; информационное, маркетинговое, финансовое, юридическое сопровождение инновационных проектов; увеличение доли закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции заказчиками, определёнными Правительством РФ; обеспечение взаимодействия с органами государственного и муниципального управления; подготовку предложений о совершенствовании мер поддержки малых и средних предприятий.

Корпорация МСП ведёт практику региональной поддержки предпринимательских инициатив в 68 субъектах России. Примерами такого содействия в Ростовской области являются инвестирование 30 млн руб. в реализацию проекта по созданию импортозамещающего оборудования для ООО «Интернет-Фрегат», а также привлечение регионального финансирования в виде субсидий и займов (более 3,1 млн руб.) на приобретение оборудования и арендную плату для Центра восстановительной медицины «Альянс-Ростов» [7].

В 2017 г. Корпорацией МСП принята к реализации программа льготного лизинга оборудования для субъектов ИМП, являющихся производителями инновационной и высокотехнологичной продукции [6; 7]. Её основные задачи – это создание сети региональных лизинговых компаний (РЛК) для предоставления лизингового финансирования на льготных условиях; формирование новой рыночной ниши (лизинг нового, ранее не использованного или не введённого в эксплуатацию высокотехнологичного или промышленного оборудования для субъектов ИМП); увеличение ёмкости и размеров рынка лизингового финансирования для приоритетных отраслей и направлений деятельности Корпорации.

В 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ основан Фонд развития промышленности путём преобразования Российского фонда технологического развития. Его деятельность направлена на техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств, софинансирование проектов по выпуску новой высокотехнологичной продукции, а также обеспечение импортозамещения. Он взаимодействует с предприятиями из 73 регионов РФ, предоставляя им целевые займы по ставке 1% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 750 млн руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики [6; 9]. В Ростовской области на реализацию проектов предоставлены займы и субсидии для АО «Элис Фэшн Ру», ООО «Ростовский прессово-раскройный завод», ООО «Донская гофротара», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону); ООО «ПК «НЭВЗ», ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электродный завод» (Новочеркасск); ООО ПКФ «Атлантис-Пак» (Аксайский район); ООО «Титан» (Гуково); ОАО «Морозовсксельмаш» (Морозовск); ОАО «Атоммашэкспорт» (Волгодонск); ОАО «Шахтинский завод Гидропривод» (Шахт) [5; 9].

В 2017 г. рассматривался проект Постановления о создании Регионального фонда развития промышленности Ростовской области с целью повышения доступности кредитных ресурсов. В рамках областной государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» фонду предусмотрены расходы на имущественный взнос в размере 200 млн руб. [6]. Для возможного участия в софинансировании предприятиями заявлено около 10 инвестиционных проектов, суммарная стоимость которых составляет около 800 млн руб., где на долю федеральных средств приходится 70%, а на средства регионов – 30%.

В ноябре 2017 г. с учётом высокой востребованности поддержки предпринимателей, пользующихся услугами лизинга, Правительством Ростовской области создано Акционерное общество «Региональная лизинговая компания» (АО «РЛК») [3]. Данная компания оказывает лизинговые услуги на льготных условиях субъектам МСП в соответствии с Программой предоставления финансовой аренды (лизинга), которая представляет собой специально разработанный государством механизм влияния на активность потребительского спроса при приобретении в лизинг имущества с целью увеличения производительности отечественных предприятий. Предметами лизинга могут быть: оборудование (новое, ранее не использованное или не введенное в эксплуатацию); транспортные средства (новые, произведенные или разрешенные к ввозу на территорию РФ, с левым управлением руля); спецтехника (новая, произведенная или разрешенная к ввозу на территорию РФ, на которую выдается ПСМ). Также возможно финансирование бывшей в употреблении техники или оборудования.

Таким образом, на сегодняшний день лизинг является одним из существенных факторов инновационно-технологического развития предприятий, перспективным инструментом их инвестиционной и финансовой поддержки. Он способствует ускоренной модернизации основных фондов, обновлению производственного оборудования, созданию и внедрению новых технологий. Стратегические задачи в области промышленного импортозамещения и высокотехнологичных отраслей определяют спрос на лизинговые услуги. Данная форма финансирования должна быть основана на реализации федеральных и региональных программ для МСП, взаимодействии государства и бизнеса, а также направлена на формирование условий создания необходимой инфраструктуры для рынка инжиниринга, обеспечение его конкурентных преимуществ и развитие инновационной экономики России.

References

1. Vysokotehnologichnyy lizing / Oficial'nyy sayt delovoy gazety Kommersant. - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/3365787 (data obrascheniya: 29.11.2018)

2. Inzhiniring i promyshlennyy dizayn - 2015/ pod red.V.S. Os'makova i V.A. Pastuhova - M.: «Onebook.ru», 2015. - 124 s., 16 il.

3. Malyy i sredniy biznes Dona / Portal malogo i srednego predprinimatel'stva Rostovskoy oblasti. - [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://mbdon.ru/formy-podderzhki/finansovaya-podderzhka/regionalnaya-lizingovaya-kompaniya.html (data obrascheniya: 01.12.2018)

4. Monitoring rynka inzhiniringa i promyshlennogo dizayna v Rossii / M. A. Gershman, L. M. Gohberg, I. A. Kuznecova i dr.; nauch. red. L. M. Gohberg, V. S. Os'makov; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VShE, 2017. - 128 s.

5. Orkina E.A., Sinicyna T.S. Povyshenie effektivnosti lizinga kak instrumenta finansirovaniya predpriyatiy v ekonomike RF // Sovremennyy menedzhment: problemy, issledovaniya, perspektivy (2018): sbornik nauchnyh statey VII zaochnoy Mezhdunarodnoy satellitnoy konferencii: Belorusskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet i dr.; (g. Minsk, 11 dekabrya 2017 g.) / red. gruppa: I.N. Rusak, T.V. Buhovec. - Minsk: Kolorgrad, 2018. - 484 s.

6. Oficial'nyy portal Pravitel'stva Rostovskoy oblasti. - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa:http://www.donland.ru/news/Na-Donu-poyavilsya-Regionalnyjj-fond-razvitiya-promyshlennosti?pageid=92218&ItemID=77626&mid=83793(data obrascheniya: 27.11.2018)

7. Oficial'nyy sayt AO «Federal'naya korporaciya po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva». - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: www.corpmsp.ru/maiomu_i_srednemu_biznesu/istorii_uspekha/best_practices (data obrascheniya: 03.12.2018)

8. Oficial'nyy sayt mezhdunarodnogo reytingovogo agentstva «Ekspert RA». - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://raexpert.ru/researches/leasing/opros_ leasing_2017 (data obrascheniya: 27.11.2018)

9. Oficial'nyy sayt Fonda razvitiya promyshlennosti. - [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://frprf.ru/partnery/regiony/ro/ (data obrascheniya: 04.12.2018)

10. Programma l'gotnogo lizinga oborudovaniya dlya sub'ektov IMP, yavlyayuschihsya proizvoditelyami innovacionnoy i vysokotehnologichnoy produkcii / Oficial'nyy sayt Fonda sodeystviya razvitiyu malyh form predpriyatiy. - [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://www.fasie.ru/upload/docs/Leasing_corpmsp.pdf(data obrascheniya: 02.12.2018)

11. Pryadko I.A., Sinicyna T.S. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regional'noy ekonomike Rossii // RussianJournalofManagement. OOO «Izdatel'skiy CentrRIOR». - 2018. - T. 6. - №. 1. - S. 5-5. DOI:https://doi.org/10.29039/article_5b06a2e2e83468.86270286

12. Reyting innovacionnogo razvitiya sub'ektov Rossiyskoy Federacii. Vypusk 5 / G.I. Abdrahmanova, P.D. Bahtin, L.M. Gohberg i dr.; pod red. L.M. Gohberga; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VShE, 2017. - 260 s.

13. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2017: Stat.sb./Rosstat. - M., 2017. -686 s.

14. Rynok lizinga po itogam 9 mesyacev 2017 goda: novyy rubezh / Oficial'nyy sayt reytingovogo agentstva RAEX («Ekspert RA»). - [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: https://raexpert.ru/researches/leasing/9m2017/part3 (data obrascheniya: 28.11.2018)

Login or Create
* Forgot password?