SOCIAL AND ECONOMIC FEATURES OF HOLDING THE INTERNATIONAL SPORTING EVENT (AS THE EXAMPLE OF FORMULA 1 GRAND PRIX IN SOCHI 2014-2019)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main social and economic effects which had an impact on Sochi during the period from 2014 to 2019, in connection with construction of the route and carrying out a stage of a world tour of Formula 1 are considered. Great attention to this action was caused by the fact that realization of the route was carried out at the same time with construction of the Olympic infrastructure. The initial contract with Formula One calculated on holding a race in Sochi for 2021 inclusive in 2017 was prolonged for 2025, in connection with change of the CEO of the head company. Taking into account increase in project cost by 2.7 times, in comparison with initially specified, the analysis of an economic component of the project will be carried out and the approximate payback period of the project is defined, considering the current costs of carrying out annual Grand Prix. Besides, a number of recommendations about possible optimization of expenses and to reduction of a payback period will be given.

Keywords:
economics of sport; sports management; event-management; marketing; sports marketing; social activities.
Text
Text (PDF): Read Download

Научные руководитель:

Полякова А.Г.

Д-р экон. наук, профессор ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

e-mail: agpolyakova@mail.ru

Гран-при «Формулы 1» является масштабным и крайне значимым событием в мире современного спорта. Сейчас, «Формула 1», прежде всего, является крупным бизнесом. Исходя из того, что этап мирового тура с октября 2014 г. теперь проводится в Сочи, то в работе будет проведен анализ экономических аспектов проведения соревнования. Необходимо обращать внимание на то, что проведение события такого масштабам обязательно влечет за собой как ряд издержек, так и выгод по отношению к городу, в котором проводится Гран-при.

Общеизвестный факт, что г. Сочи является крупнейшим курортом России и обладает уникальными природно-климатическими характеристиками. Можно выделить ряд предпосылок, которые повлияли на решение Берни Эклстоуна (создателя «Формулы 1») провести этап Гран-при «Формулы-1» именно в Сочи [6]:

1) возможность круглогодичного проведения гонок благодаря природно-климатическим условиям;

2) благодаря проведению Олимпийских игр в Сочи в 2014 г., значительная часть инфраструктуры уже реализована;

3) исторические достопримечательности позволяют создать благоприятный для России имидж на международной арене. Они создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, который в силах обеспечить растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом;

4) Краснодарский край является одним из основных лидеров по уровню инвестиционной активности среди регионов Российской Федерации [11].

Отличительной особенностью сочинского Гран-При является то, что гонки проводятся в историческом месте, где располагаются ледовые арены Олимпиады-2014, а также пейзажи кавказских гор. Это одна из отличительных особенностей Гран-при в Сочи.

Проект постоянно увеличивался в цене: в 2011 г. оценка составляла 6 млрд руб., которые будут выделены из государственного бюджета. В 2013 г. специалисты утверждали, что стоимость уже возросла до 9 млрд руб., а летом 2014 сами организаторы подтвердили, что на реализацию комплекса было потрачено свыше 11 млрд руб. Возрастание проходило из-за того, что государством было предоставлено всего лишь 60% от общей суммы вместо обещанных 90%. Остальные 40% выделили из бюджета Краснодарского края [7].

Все этапы подготовки включают в себя как экономические выгоды, так и издержки. Например, в 2014 г., в рамках подготовительного этапа, организационные расходы включают в себя административные расходы, а также значительные издержки на проведение церемоний закрытия и открытия. Необходимо обратить внимание на церемонии открытия и закрытия Гран-при, на которые было потрачено около 2 млрд руб. при открытии Гран-при в 2014 г. [6].

Проведение Гран-при влечет за собой некоторые выгоды для государства, которые делятся на косвенные и прямые.

 

Таблица 1

Выгоды от проведения Гран-при «Формулы-1» в Сочи для государства на подготовительном этапе*

Прямые выгоды

Косвенные выгоды

продажа прав на телевизионные трансляции

понижение безработицы

поддержка спонсоров

понижение безработицы, рост добавочной занятости рабочей силы

лицензирование

рост количества туристов

реализация билетов

повышение платёжеспособного спроса

реализация атрибутики в Интернете

развитие деловой активности в целом

филателия

 

*Примечание: составлено по [6].

 

Исходя из указанных выше данных, специалисты отмечали, что проект окупится за 4 года.

Далее, после завершения фазы подготовки, наступает стадия проведения самой гонки. Основными издержками государства на данном этапе являются:

  • размещение и питание атлетов;
  • коммунальные расходы;
  • компенсационные выплаты (связаны с временным ограничением работы некоторых предприятий);
  • обеспечение безопасности.

Издержками бизнеса на рассматриваемом этапе являются:

  • общеорганизационные расходы;
  • ограничение движения транспорта, работы промышленных предприятий.

Выделяют следующие выгоды, которые получают государство и коммерческие организации [7].

 

Таблица 2

Выгоды на этапе реализации Гран-при «Формулы 1» в г. Сочи для государства и частного сектора*

Государство

Частный сектор

Рост деловой активности бизнеса и туризма, как в дни проведения Гран-при, так и впоследствии

Увеличение оборота гостиничного бизнеса

Рост притока туристов

 

Обмен валют

 

Продажа билетов

Продажа и реклама продукции

 

Расходы спортсменов и гостей Гран-при

 

Реализация сувенирной продукции

 

Рост статуса и имиджа города в глазах мирового бизнеса

 

Повышенное количество транзакций

*Примечание: составлено по [6].

 

Необходимо обратить внимание на то, что выигрыш частного сектора больше, чем у государства. Прежде всего, это связано с тем, что спектр возможностей для предпринимательской деятельности в момент проведения этапа мирового тура «Формулы 1» крайне обширный.

Одним из главных этапов является завершение Гран-при, потому что благодаря ему является возможным оценить эффективность проведенного соревнования. Также предоставляется возможным рассчитать срок окупаемости проекта, и определить какое количество ресурсов было использовано.

Для государства на последнем этапе проекта можно выделить следующие преимущества:

  • реализация  активов;
  • доходы от продажи недвижимости, в которой расселялись атлеты;
  • перепрофилирование части инфраструктуры в круглогодичную;
  • возможность коммерческого использования гоночной трассы.

Касаемо частного сектора, выделяют следующие выгоды:

  • большой приток туристов;
  • продажа сувенирной продукции [6].

Одна из главных составляющих на этапе после завершения проекта – окупаемость проекта. Эксперты проводили расчет экономического эффекта от проведения гонки и сделали прогноз, что за счет продажи билетов и налоговых отчислений, проект может окупиться за 4 года. Однако из-за того, что операционные доходы меньше, чем расходы, то срок увеличивается до 5–7 лет. Главной причиной такой ситуации служит убыточность гонки для организаторов. В настоящий момент прибыльной является только одна гонка в мировой серии «Формулы 1» – Гран-при Монако, так как это единственная страна-организатор, которая не платит взнос за участие компании Formula One Management (FOM). При этом организаторы сохраняют у себя все доходы от рекламы. Остальным участникам сложнее, так как FOM, как организатор, является владельцем коммерческих прав на «Формулу 1» и оставляет прибыль от размещения рекламы на трассах. Кроме того, компания вынуждает организаторов платить ежегодный взнос. Размер взноса варьируется от нескольких миллионов долларов до $80 млн для стран, таких как Бахрейн  или Объединенные Арабские Эмираты.

Начиная с 2016 г., у «Сочи Автодром» впервые появился спонсор – им стала нефтяная компания «Лукойл». Компанией были выкуплены определенные дни, в которые смогли тренироваться многочисленные команды от «Лукойл». Одним из пунктов соглашения, которое рассчитано по 2019 г., является переименование центральной трибуны в «Трибуну Лукойл». Однако данное название не будет использоваться во время Гран-при, так как в рамках гоночной серии недопустимо использование сторонней рекламы [1].

В 2017 г. группа ВТБ стала титульным партнером Гран-при в Сочи. Теперь гонка носит название «ВТБ Гран-При России» [10].

В конце сентября на комплексе «Сочи Автодром» в шестой раз состоится Гран-при России «Формулы-1». Этап Гран-при в Сочи входит в календарь «Формулы 1» уже с 2014 г., однако только в 2017 г. турнир смог найти более пяти крупных спонсоров. Стоит отметить, что все данные о спонсорских контрактах (их продолжительности, цене, самих спонсорах и партнерах) строго засекречены и не поддаются огласке среди широкой публики. Среди тех партнеров, которых подтвердили организаторы этапа «Формулы 1» в России, помимо группы ВТБ и компании «Лукойл», стали компании: инвестиционный фонд «Онэксим», производитель алюминия «Русал» и поставщик калийных удобрений «Уралкалий». Контракты с данными компаниями действовали по 2018 г. О продлении пока что не сообщается [18].

Несмотря на наличие, казалось бы, крупных спонсоров, проект «Сочи Автодром» на данный момент является убыточным для его владельцев. Прежде всего, это связано с тем, что с 2016 г. прекратилось финансирование гонки из бюджета Краснодарского края. Кроме того, руководство Краснодарского края несколько раз говорило о сбыте  «Сочи Автодром». Весной 2016 г. следующее заявление сделал председатель законодательного собрания региона Владимир Бекетов: «Содержание трассы "Формулы 1" является слишком дорогим, потому оптимальным решением будет перестать тратить на это денежные средства».

Сейчас власти просят возвратить региону 13,1 млрд руб., которые Край из своего бюджета потратил на реализацию  трассы. Сам регион готов отказаться от трассы и передать ее Министерству спорта РФ. В таком случае за организацию и проведение гонок полностью бы отвечало федеральное ведомство.

Позже от «Сочи Автодрома» отказался Дмитрий Козак. Вице-премьер сказал, что: «Принимать трассу в федеральную собственность не планируется. Если трасса будет передана, то будет передана частному инвестору». Однако объект все-таки был передан в собственность автономной некоммерческой организации «Росгонка», которая была зарегистрирована в Российской Федерации в 2017 г., и ее основными задачами являются: организация и проведение гонки «Формулы 1» в России.

На рынке ряд крупных агентств по оценке недвижимости предложили различные варианты расчета стоимости «Сочи Автодром» при его продаже. «Весной 2014 года был продан Нюрбургринг. Цена сделки с учетом обязательств покупателя по инвестициям в развитие автодрома составила около €103 млн. Получается, каждый километр гоночной трассы был оценен примерно в €20 млн. Исходя из цены немецкого аналога и длины российской трассы, стоимость сочинского автодрома может составлять ориентировочно €120 млн», – сказал управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин.

Компания из Швейцарии Swiss Appraisal дала альтернативную оценку. Учитывая затраты на построение трассы, стоимость «Сочи Автодром» и то сколько было вложено в строительство трассы, стоимость составляет около $90–100 млн. На строительство было потрачено $100–105 млн. С учетом физического износа сооружений стоимость снизилась до $85 млн. Также $11 млн – это кадастровая стоимость 66 участков земли, которая находится под трассой.

Однако если ориентироваться на прибыль, которую в дальнейшем сможет получить новый владелец гоночного комплекса, то оценка значительно отличается. «Стоимость бизнеса "Сочи Автодрома" близка к нулю» – говорит Алексей Титов, генеральный директор АНО «Росгонки». Проведение крупномасштабных спортивных событий всегда статусный, но убыточный проект. Такая ситуация распространяется не только на российский рынок, но и на глобальный. Крайне сложно окупить ежегодный взнос за право проведения «Формулы 1» [13].

Исходя из того, что только строительство комплекса превзошло $200 млн, а вместе с операционными затратами ($18 млн) и членскими взносами (более $300 млн) за 5 лет проведения эта сумма возрастет до $518 млн. Если из полученной суммы вычесть прибыль за продажу билетов, продажу прав на телетрансляции, сдачу трасс в аренду для других мероприятий и т.д., то согласно словам Генерального директора АНО «Росгонки»: «Сейчас мы находимся на грани операционной безубыточности, тем более что объект нам достался все-таки в хорошем состоянии. Того заработка, что мы получили от услуг трассы в начале лета и от билетной выручки с "Формулы-1", хватает на то, чтобы содержать трассу. Хотя сумма на поддержание уходит приличная, точную сумму я называть не могу. Прибыльными "Росгонки" планируют стать с 2019 г.». То есть, организаторы подтверждают то, что спустя 5 лет реализации проекта, он работает в ноль и не приносит прибыли.

Передача прав собственности АНО «Росгонка» совпала с другим значимым событием в мире «Формулы 1»: бессменный руководитель на протяжении 40 лет Берни Экклстоун на посту руководителя Formula One Management был смещен Чейзом Кэри. Такое решение повлекло за собой нововведения в гоночной серии. Например, Кэри планирует расширять географию гонок в Азии, что может повлечь за собой пересмотр предыдущих мест проведения Гран-при. В связи с этим, будет большая конкуренция среди организаторов, а это напрямую может сказаться на членском взносе от страны-организатора [8].

В 2014 и 2015 г. вступительные взносы оплачивались в рамках государственного бюджета, а уже в 2017 начала оказывать поддержку компания «Лукойл». По словам Дмитрия Козака, в 2016 г. «Лукойл» выделил 2 млрд руб. на проведение сочинского этапа. В 2017 г. государственное финансирование этапа в Сочи полностью прекратилось. Взносы были оплачены частными инвесторами, чьи имена не оглашаются в публичных источниках [10].

«Золотое правило спонсоров "Формулы-1" звучит так: все траты должны быть в пропорции один к одному. То есть если ты потратил условный миллион на размещение своего логотипа и статус спонсора – потрать еще миллион на то, чтобы все об этом узнали», – говорит Андреас Зигль, который возглавляет спонсорскую программу бренда Infiniti в «Формуле 1». Однако спонсоры «Формулы-1» стараются не раскрывать своего участия в развитии соревнования.

Контракт на проведение Гран-при «Формулы-1», который был заключен в 2014 г. был рассчитан на 7 лет, но уже в феврале 2017 г. Formula One Management подписала договор о продлении гоночной серии в Сочи до 2025 г. Однако по контракту взнос за участие возрастает с каждым годом на определенный процент, но в силу конфиденциальности информации это не распространяется.

При проведении Гран-при в Сочи есть один главный недостаток: трассу называют «скучной». Например, в Малайзии или Абу-Даби не было проблем в строительстве трасс, так как ограничений по задействованной территории практически не было. В то время как в Сочи трассы необходимо было аккуратно расположить среди олимпийских объектов. Таким образом, на трассе отсутствуют резкие повороты, что снижает зрелищность гонки. Из-за этого никто из гонщиков не включает ее в число любимых. Хотя такие длинные трассы «Сочи Автодрома» позволяют обгонять соперника «колесо в колесо».

В мире автоспорта спортивное событие – это, прежде всего, имидж и реклама, а не заработок. На профессиональных спортивных мероприятиях практически отсутствует возможность заработать. Однако трасса, построенная для проведения Гран-при «Формулы-1», имеет возможность стать одним из социально-используемых объектов в Сочи. Трасса может использоваться круглогодично, как на коммерческой, так и некоммерческой основе. Есть возможность для проведения мастер-классов, экскурсий, создание специальной школы водительского мастерства, где водителям будут даваться дополнительные навыки: экстренное торможение, управляемые и неуправляемые повороты. Сейчас в АНО «Росгонки» задействовано 100 чел. Проведение указанных выше мероприятий позволит привлечь дополнительных сотрудников, особенно молодежь. Также комплекс может стать эпицентром культурного развития, где могут проводиться фотовыставки и лекции от профессионалов, по тематике автоспорта. Такие активности могут быть полезны для детей, чтобы уже с раннего возраста прививать любовь к автоспорту. Для того чтобы снизить статью расходов на персонал во время проведения сочинского Гран-при, так как в момент проведения численность возрастает в 2 раза, важно максимально задействовать волонтерские ресурсы. Это поможет повысить лояльность к мероприятию и оптимизировать статью расходов на персонал.

В 2019 г. в заездах «Формулы-1» могут принять участие два российских игрока. Безоговорочно это повлияет на количество российских болельщиков на трибунах, так как на домашних аренах при участии спортсменов из России соотношение отечественных и зарубежных болельщиков изменится в большую сторону в пользу первых. Такие соревнования помогают людям объединиться и стать более сплоченными.

Так как «Формула 1» занимает ведущее место среди мировых регулярных спортивных событий, то, безусловно, проведение такого соревнования в г. Сочи положительно отразится на имидже как города, так и страны в целом. Это также может привлечь дополнительное инвестирование не только отечественных бизнесменов и предпринимателей, но и зарубежных.

Нельзя оценивать такой проект, как «Формула-1», особенно в России, с точки зрения только сведения дебета с кредитом. Есть очень важная составляющая того, что Краснодарский край получает как регион и Сочи в частности. Есть важные репутационные плюсы, которые невозможно оценить в деньгах. С этой точки зрения «Формула-1» более чем правильный проект для региона.

References

1. Gonochnaya stolica. [Elektronnyy resurs]//LENTA.RU: ezhedn. internet-izd., 07.09.2018 URL: https://lenta.ru/articles/2018/09/07/russiangrandprix/ (data obrascheniya: 18.01.2019).

2. Innovacionnyy menedzhment: uchebnoe posobie dlya vuzov / L.N. Rudneva [i dr.]. Tyumen': TIU, 2016.

3. Klimovec O.V., Shehovcov N.N. Formirovanie blagopriyatnoy delovoy sredy kak sposob povysheniya konkurentosposobnosti strany i regiona // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. - 2012. - № 35. - S. 60-64.

4. Kolmakov V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument kapitalizacii i naraschivaniya imuschestvennogo bazisa hozyaystvuyuschih sub'ektov. // Vestnik ekonomicheskoy integracii. - 2013. - № 12 (69). - S. 44-48.

5. Kolmakov V.V. Prostranstvennyy analiz i ego rol' v issledovanii regional'nogo imuschestvennogo kompleksa pri perehode k setevym modelyam organizacii hozyaystvennyh vzaimodeystviy. // Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. - 2017. - T. 6. - № 4 (21). - S. 112-115.

6. Nureev R.M. Ekonomika Olimpiyskih igr. M.: Infra-M, Norma, 2015. - 159 s.

7. Nureev R.M., Markin E.V. Olimpiyskiy delovoy cikl //Terraeconomicus. - 2008. - № 3. - S. 17-26.

8. Organizator «Formuly-1» v Sochi: «Cel' - sdelat' avtodrom tochkoy prityazheniya kruglyy god». [Elektronnyy resurs]//VEDOMOSTI.RU: ezhedn. internet-izd., 10.10.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/business/characters/2018/10/10/783362-tsel-avtodrom-tochkoi-prityazheniya-kruglii-god (data obrascheniya: 18.01.2019).

9. Polyakova A.G. Upravlenie sobstvennost'yu kak ekonomicheskoy osnovoy prostranstvennogo razvitiya: suschnost', konceptual'nye osnovy, mehanizm. Tyumen': TGNGU, 2006.

10. Provedenie «Formuly-1» v Sochi oplatyat sponsory. [Elektronnyy resurs]//RBC.RU: ezhedn. internet-izd., 25 noyabrya 2015. URL: http://www.rbc.ru/krasnodar/25/11/2015/5655b9129a7947b08c956ab0 (data obrascheniya: 17.01.2019).

11. Regional'naya ekonomika (v shemah i tablicah): uchebnoe posobie dlya vuzov / L.N. Rudneva [i dr.]. Tyumen': TIU, 2016.

12. Simarova I.S., Kolmakov V.V. Razvitie regiona na osnove mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2014. - № 6 (36). - S. 47-51.

13. Taynaya kancelyariya: kto oplachivaet «Formulu-1» v Rossii. [Elektronnyy resurs]. // FORBES.RU: ezhedn. internet-izd., 27.04.2018. URL: http://www.forbes.ru/biznes/343427-taynaya-kancelyariya-kto-oplachivaet-etap-formuly-1-v-rossii (data obrascheniya: 18.01.2019).

14. Teoriya i metodologiya organizacii i upravleniya ekonomicheskimi sistemami. / I.A. Liman [i dr.]. Tyumen', Ist Konsalting. 2010.

15. Teoriya i praktika upravleniya finansovoy deyatel'nost'yu. / V.V. Kookueva [i dr.]. - M: MESI, Ist Konsalting, 2013.

16. Shalaev V.S., Polyakova A.G. Mehanizmy gosudarstvennoy aktivizacii venchurnogo finansirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti. // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2014. - № 1-3 (42). - S. 815-820.

17. Chub A.A., Polyakova A.G. Integralvaluationofsustainabilityofregionalsocialandeconomicsystems' development // SGEM InternationalMultidisciplinaryScientificConferenceonSocialsciencesandArts. 2018. T. 5. № 1.4. S. 443-450.

18. Formula deneg: kak ustroen biznes glavnogo chempionata po avtogonkam. [Elektronnyy resurs]. // RBC.RU: ezhedn. internet-izd., 12.01.2015. URL: https://www.rbc.ru/ins/business/12/01/2015/54a158319a79470c85454f70 (data obrascheniya: 18.01.2019).

19. Polyakova A.G., Akhmetshin E.M., Goloshchapova L.V., Rakhmeeva I.I., Noeva E.E., Rakovsky V.I. A ModelofRegionalEconomicSpaceModernization // EuropeanResearchStudiesJournal. 2018. T. 21. № S2. S. 624-634.

Login or Create
* Forgot password?