Abstract and keywords
Abstract (English):
In this issue we are starting to publish the research paper presented by V.I. Dubinskiy. The author aims at demonstrating non-verbal means of communi- cation in the German language as well as showing the way they are used in everyday life and the specifics of teaching them further cross-cultural communication with Germans. Knowing non-verbal means of communication typical of native speakers means broadening the general knowledge of the student of the language and developing an active communicative approach to speech interaction.

Keywords:
non-verbal communication, the German language, cross-cultural communication, speech interaction, foreign language teaching, gestures, posture.
Text

Невербальные средства общения

Считают, что язык возник и развивается в результате общения. Первооснова такого положения покоится исторически на обмене интонационными голосовыми сигналами, необходимо сочетавшимися с первоначально моторными движениями. Тут проявляется возникший параллелизм слова и телодвижения, закрепляющих результаты познавательной деятельности людей. Этот параллелизм выступает прародителем невербальных средств общения. Немецкие исследователи придерживаются мнения, что проявление речевого поведения немца определяется до 80% языком телодвижений. В процессе общения реализуются специфические человеку свойства, его субъективные особенности как мышление, речь, проявление способностей. Невербальные средства дают значительную и важную информацию о собеседнике, о его отношении к партнеру по беседе, к предмету разговора, к себе самому. Относительно словесной коммуникации невербальный язык выступает также информационным каналом в системе общения. Слово адресуется к сознанию адресанта, к его рационально-логической сфере, а невербальные средства направлены на эмоционально-образную сферу адресанта, на его подсознание.

Под невербальными средствами понимаются несловесные специализированные действия коммуниканта. В процессе коммуникации словесным путем передается 35% информации, а невербальными средствами — 65%. Крупнейший американский исследователь в области межкультурной коммуникации Э. Холл придерживается мнения, что только одно из десяти сообщений бывает чисто словесным. По его мнению, 82% сообщений дано в сопровождении невербальных средств или только ими, процент доходит до 90, если речь идет о сочетании информации с яркими сильными эмоциями коммуниканта. В процессе коммуникации важно получить информацию не только о предмете разговора, но и о человеке, с которым контактируешь, так как важно, чтобы адресат смог успешно воспользоваться речевыми тактиками и его предложения были целенаправленно реализованы. Невербальное проявление человека в процессе общения подтверждает индивидуальность его представлений о предмете разговора и способов решения поставленных вопросов. Невербальные средства общения представляют собой большей частью жесты, мимику, позу, фонику проявляемых явлений, отражающие информационно значимые эмоциональные психические состояния коммуникантов. Невербальный язык содействует взаимодействию различных индивидуумов, определяет смысловые установки, эмоциональное состояние коммуникантов. Под невербальным языком понимают несловесные коммуникативные специальные действия человека. Степень влияния речи на коммуниканта в нормальном невозбужденном состоянии находится в следующей пропорции: 55% составляют жесты и мимика, 38% приходится на интонации, паузы, вздохи, другие средства параязыка, 7% отводится словесной речи.

References

1. Akishina A.A., Kano Khiroko, Akishena T.E. Zhesty i mimika v russkoy rechi [Gestures and facial expressions in Russian speech]. Moscow, Krasand Publ., 2010.

2. Bazhenova N.G. Neverbal’nye sredstva obshcheniya v obuchenii frantsuzskomu yazyku [Nonverbal communication in teaching French language]. Yoshkar-Ola, Mariyskiy State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya, 2007.

3. Belyakova N.V. Formirovanie neverbal’no-kommunikativnykh sposobnostey budushchego spetsialista (na materiale srednego i vysshego professional’nogo obrazovaniya). Kand. Diss. [Formation of non-verbal communication skills, the future specialist (on the basis of secondary and higher vocational education). Cand. Diss.]. Ryazan’, 2005.

4. Golovanova I.A. Reprezentatsiya neverbal’nogo povedeniya v russkikh i nemetskikh khudozhestvennykh tekstakh: sopostavitel’nyy aspekt. Kand. Diss. [Representation of nonverbal behavior in the Russian and German literary texts: a comparative aspect]. Novosibirsk, 2009.

5. Gulevskiy V.Ya. Yazyk vyrazitel’nykh dvizheniy: mimika, zhesty, poza [Language expressive movements: facial expressions, gestures, posture]. Bryansk, Bryansk State University Publ., 2004.

6. Emel’yanov Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoy kompetentsii. Dokt. Diss. [Formation theory and practice of improving communicative competence. Doct. Diss.]. Leningrad, 1991.

7. Isser O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoy rechi [Communication strategies and tactics of Russian speech]. Omsk, Omsk State University, 1999.

8. Kolshanskiy G.V. Ob′ektivnaya kartina mira v poznanii i yazyke [Objective picture of the world in knowledge and language]. Moscow, Nauka Publ., 1990.

9. Kreydin G.E. Neverbal’naya simeotika: Yazyk tela i estestvennyy yazyk [Nonverbal simeotika: Body language and natural language]. Moscow, New Literary Review Publ., 2002.

10. Molchanova N.V. Vliyanie emotsiy na kommunikativnoe vzaimodeystvie. Kand. Diss. [The influence of emotions on the communicative interaction. Kand. Diss.]. Yaroslavl’, 2005.

11. Piz A. Yazyk telodvizheniy [Body Language]. Moscow, Eksmo Publ., 2012.

12. Ravenskiy N.N. Kak chitat’ cheloveka. Cherty litsa, zhesty, poza, mimika [How to read a person. Facial features, gestures, posture, facial expressions]. Moscow, RIPOL klassik Publ., 2011.

13. Kazarinova N.V., Pogol’sha V.M. Mezhlichnostnoe obshchenie [Interpersonal communication]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001.

14. Tregubov A.N. Osnovy sovremennoy kommunikativistiki [Foundations of modern communication studies]. Ufa, Eastern Economics and Law Academy Publ., 2011.

Login or Create
* Forgot password?