THE RELATION OF FORMS AND KINDS OF SPEECH ACTIVITY, AS WELL AS SEMANTICS OF LANGUAGE UNITS, TO THE TYPES OF MENTAL CIVILIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article shows the decisive impact which civilizational mentality (such as paganism, monotheism, «scientific self-government»), including religious outlook, has on functioning of different forms and kinds of speech activity and verbal communicative situations, as well as on forming of conceptual framework and on semantics of lexical material and grammar forms used by a social unit (such as a family, an ethnic group or a nation) on one or another stage of its historical development, respectively. The reasons are being revealed – why the fields of use of so-called metalanguages in different specialties develop and expand so much on the era of scientific self-government, on a scale which is incomparable to the previous mental civilizations. It is also demonstrated, on an example of shift in lexical meaning and semantics of the word «father», how the sense of this word was changing and its polysemanticism was developing dependent on people’s civilizational mentality.

Keywords:
the civilizational mentality, forms and kinds of speech activity, semantics of lexical and grammar units, shifts in lexical meaning of words and phraseo-logical locutions, linguodidactics.
Text

В статье предпринята попытка показать, что цивилизационная ментальность, включая религиозное мировосприятие, имеет решающее значение как для функционирования в коммуникативных процессах тех или иных форм и видов речевой деятельности, а также ситуаций речевого общения, так и для формирования понятийной системы и, соответственно, для семантики лексического материала и грамматических форм, употребляемых социумом (семьей, этносом, нацией) на том или ином этапе своего исторического развития.

Прежде чем перейти к сути рассматриваемой темы, оговорим такие принципиальные для нее термины, как «цивилизация», «ментальность», «нация» и «этнос».

Принято считать, что термин «цивилизация» в научный обиход вошел в конце XVIII в. и стал широко употребляться в связи с развитием общественных наук, начиная с XIX в., как характеристика определенных стадий развития человеческих сообществ. В частности, выделялось три стадии развития: дикость, варварство и цивилизованность. Под последней стадией в XIX в. понимался уровень развития наиболее прогрессивных народов того времени [12; 8; 3 и др.].

Сегодня общеупотребительным значением слова «цивилизация», как известно, является специфика «уровня общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутая данной общественно-экономической формацией» [2]. Известно также, что это слово приобрело многозначность даже в разных научных дисциплинах.

Под ментальностью мы понимаем интеллектуально-духовные качества человека. В свою очередь, духовность — это специфика мировосприятия людей, а также их психологическая (душевная) реакция на явления и события окружающего мира, на их устойчивое поведение в тех или иных ситуациях бытия.

Под словом «нация» понимается совокупность людей, входящих в единое государство. Это понимание слова «нация» дает возможность разграничить его со словом «этнос», которое в наше время чаще служит для идентификации человека с общностью людей в ее исторической ретроспективе, т.е. с так называемыми «историческими корнями» его происхождения. В частности, характеризует человека с позиций происхождения его предков в определенный исторический период их существования.

References

1. Bibliya [The Bible]. Moscow, International Publishing Center of Orthodox literature Publ., 1995.

2. Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. V. 10. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1972.

3. Brodel’ F. Grammatika tsivilizatsiy [Grammar civilizations]. Moscow, Progress Publ., 2008.

4. Kostomarov V.G. Sushchestvitel’nye na -ist v russkom yazyke [Nouns on -ist in the Russian language]. Stat’i starykh let [Articles years old]. Moscow, Ikar Publ., 2010.

5. Oganesyan S.S. Istoki pravovogo nigilizma nashego naroda [The origins of legal nihilism of our people]. Predstavitel’naya vlast’ - XXI vek [Representative Power - XXI century]. 2011. I. 5-6, pp.14-21.

6. Oganesyan S.S. K voprosu o periodizatsii mental’nykh tsivilizatsiy v istorii razvitiya chelovechestva (chasti 1-3) [On the periodization of mental civilizations in the history of mankind (Part 1-3)]. Predstavitel’naya vlast’ - XXI vek [Representative Power - XXI century]. 2013. I. 2-5.

7. Okara A.N. Vostochnokhristianskaya tsivilizatsiya kak subekt mirovogo razvitiya v XI veke [Eastern Christian civilization as a subject of world development in the XI century]. Tsennosti i smysly [Values and meanings]. 2010. I. 4, pp. 27-49.

8. Toynbi A.Dzh. Postizhenie istorii [Study of History]. Moscow, Progress Publ., 1999.

9. Brannover G. Tora (Pyatiknizhie Moiseevo) [The Torah (Five Books of Moses)]. Moscow, Art-Biznes-Tsentr Publ., 1993.

10. Frankfort G., Frankfort G.A., Uilson Dzh., Yakobsen T. V preddverii filosofii. Dukhovnye iskaniya drevnego cheloveka [In anticipation of philosophy. Spiritual quest of ancient man]. St. Petersburg, Amfora Publ., 2001.

11. Fyustel’ de Kulanzh N.D. Drevniy gorod. Religiya zakony, instituty Gretsii i Rima [The ancient city. Religious laws, institutions of Greece and Rome]. Moscow, Tsentropoligraf Publ., 2010.

12. Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsiy? [The Clash of Civilizations?]. Polis [Polis].1994. I. 1.

13. Shanskiy N.M., Bobrova T.A. Etimologicheskiy slovar’ russkogo yazyka [Etymological Dictionary of the Russian language]. Moscow, Prozerpina Publ., 1994.

Login or Create
* Forgot password?