STATE, FORMS AND TRENDS OF TEACHERS’ PROFESSIONAL COLLABORATION AT WORK
Abstract and keywords
Abstract (English):
In order to develop scientifi c mechanisms for improving the quality of education based on the organization of professional interaction of school teachers at the workplace, a comprehensive study of the current state, forms and trends of professional interaction of teachers at the workplace was carried out, as well as a comprehensive analysis of best Russian and foreign experience in the fi eld of professional interaction of teachers’ place, the activities of teams of teachers. Based on the results of the analysis, conclusions were drawn on the relevance of the development of professional interaction practices of teachers and models of organizing teams of school teachers.

Keywords:
teacher’s professional collaboration, school teachers’ teams, teaching study group, professional teachers’ communities, quality of education improving methods.
Text

Сложный процесс формирования новой стратегии отечественного образования в настоящее время нацелен, с одной стороны, на обеспечение конкурентоспособности в современном мире, с другой стороны, на сохранение и развитие традиционных преимуществ. Результаты международных исследований, проведенных в начале XXI в. (исследования фонда МакКинзи, ICILS, PISA, TALIS, TIMSS, Teachers Matter, PIRLS) свидетельствуют о том, что качество современного школьного образования находится в прямой зависимости от качества подготовки педагогов: «Единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания» [1]. Соответственно, одним из условий повышения качества образования в школах является обеспечение профессионального роста учителя. И с этой целью важно включить учителя в систему непрерывного об-
разования, в том числе необходимо организовать осознание учителем профессиональных дефицитов, спрогнозировать его индивидуальную траекторию развития. Вполне очевидно, что в настоящее время необходимы новые формы, обеспечивающие профессионально-личностный рост учителя. В этой связи решающим фактором может стать не только качественное дополнительное профессиональное образование, но и различные формы профессионального взаимодействия педагогов, включающие непрерывное внутрикорпоративное обучение сотрудников в малых профессиональных группах (педагогических командах) в процессе совместного решения возникающих в работе проблем. Отечественные и зарубежные публикации последних лет на тему профессионального взаимодействия педагогов на рабочем месте немногочисленны и опираются, в первую очередь, на обоснование необходимости создания педагогических команд. Современные исследователи данной проблемы дают теоретический анализ сущности понятия «профессиональное взаимодействие», «педагогическая команда», «обучающаяся организация», определяют значение данных феноменов для практики отечественной и зарубежной школы, определяют общие и прикладные принципы организации и функционирования педагогических команд, их психологические характеристики. В 1990 г. П. Сендж ввел в теорию менеджмента новое понятие «обучающаяся организация» (Professional learning community), аргументировано доказывая, что она намного эффективней традиционной организации с жесткой вертикальной иерархической структурой, основной признак которой — непрерывное внутрикорпоративное обучение сотрудников в малых профессиональных группах (командах) в процессе совместного решения возникающих в работе проблем. Эта концепция довольно популярна в зарубежных педагогических исследованиях. Авторы считают, что, только изменив способ мышления и взаимодействия с другими людьми, возможно изменение политики и практики управления, возникновение новой способности — координации и нового взаимопонимания через изменения способа общения друг с другом.

References

1. Barber M., Murshed M. Kak dobit’sya stabil’no vysokogo kachestva obucheniya v shkolakh. Uroki analiza luchshikh sistem shkol’nogo obrazovaniya mira [How to achieve consistently high quality education in schools. Lessons from the analysis of the best school education systems in the world]. McKinsey&Company. June 2007. Perevod publikuetsya v redaktsii «MakKinzi» [McKinsey & Company. June 2007. The translation is published in the McKinsey edition]. Avai l able at : ht tp : / / e c socman.hse. ru/data/2010/07/09/1215517076/1.pdf

2. DuFour Richard. What Is a Professional Learning Community? [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.ascd.org/publications/educationa l - l e a d e r s h ip / m ay 0 4 / vol 6 1 / nu m 0 8 / What-Is-a-Professional-Learning-Community%C2%A2.aspx

3. Sendzh P. Pyataya distsiplina. Iskusstvo i praktika samoobuchayushcheysya organizatsii [Fifth discipline. The art and practice of a self-learning organization]. Moscow: Olimp-Biznes Publ., 2003. 384 p.

4. Skvortsova V.S. Kontseptsiya obuchayushcheysya organizatsii i ee primenenie v praktike menedzhmenta [The concept of the learning organization and its application in the practice of management]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy [Economics and management of innovative technologies]. 2014, I. 3. Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3844

Login or Create
* Forgot password?