SPIRITUAL AND SOCIOCULTURAL SERVICE OF THE FIGURES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE XX — BEGINNING OF THE XXI CENTURY: FROM REPRESSIONS TO REVIVAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article is devoted to the characteristic and analysis of the problem of spiritual and sociocultural ministry of the leaders of the Russian Orthodox Church in crucial periods of the 20th and early 21st centuries. Reflects the consolidating, mobilizing mission of the Church in the national liberation struggle during the Great Patriotic War. Against the background of anti-religious repression of the post-October period in this difficult period of national history, the Russian Orthodox Church, on behalf of its archpastors, appealed to the patriotic feelings of power and the population of the country, provided spiritual and material support. The article focuses on the study of aspects of the general situation and the social and cultural service of the monasteries - the most important centers of spiritual life and religious and cultural education - in the middle and second half of the twentieth century, which in the postwar period faced a political campaign to mass closure of the monasteries. The fate of the devotees and the lives of the Russian saints, who, in the face of opposition to the repressive regime, continued to serve, accomplished Christian exploits and made their invaluable contribution to the preservation and further development of the spiritual and cultural life of Russia, are described. Article material consists of two parts, the first of which is presented in this publication.

Keywords:
Russian Orthodox Church, social and cultural service, Great Patriotic War, monasteries, spirituality, culture., Saints of Russia, spiritual enlightenment, patriotism, religious culture, Christian feat.
Text

Актуальность данной статьи заключается в недостаточной разработанности заданной темы и анализе влияния духовного и социокультурного служения деятелей Русской православной церкви в XX — начале XXI в. на историю, культуру, церковную и социально-общественную жизнь России. Проблема — малоизученность фактов отечественной истории, культурологии, церковной истории в области исследования вклада духовных лидеров, подвижников, церковных деятелей в культурно-исторический процесс духовно-нравственного воспитания, просвещения в годы репрессивного периода. Методы — контент-анализ, статистический анализ, герменевтический подход (так как в статье имеются выдержки из церковнославянских текстов и их анализ), метод историко-культурологического исследования. Обсуждение результатов. На фоне трагического положения монастырей, в котором они оказались, начиная с октября 1917 г., когда прервалось естественное развитие 1257 древних российских обителей [3], духовное и социокультурное служение представителей Русской православной церкви приобретает особый, героический характер и высокое нравственное значение для всех последующих поколений. По данным исследований О.Ю. Васильевой, уже к 1921 г. общая численность закрытых монастырей составила 700 [3], а за 1922–1923 гг. были физически уничтожены 1962 монаха и 3447 монахинь [2], однако до конца 1920-х гг. немногие из оставшихся в живых иноков, составляющих ядро исполнительных органов православных обществ, с помощью мирян сумели сохранить по одному действующему храму почти во всех монастырях Москвы и Петрограда [3]. Государство несло как материальные, так и, главным образом, колоссальные морально-нравственные потери: происходила не только физическая расправа и уголовное преследование подвижников благочестия и духовенства, но и уничтожение сокровищницы отечественной культуры — изделий церковного искусства, иконописи, архитектуры, религиозной литературы, что не могло не сказаться на резком снижении духовно-культурного уровня населения и нравственной деградации значительной части советских граждан. К 1939 г. епископат Русской православной церкви составили четверо: митрополит Московский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Центрами православной жизни и культуры оставались оказавшиеся после 1917 г. за рубежом Валаамский, Пюх-тицкий монастыри и Почаевская лавра. В годы Великой Отечественной войны Церковь, как и всегда в самые трудные периоды российской истории, находилась в авангарде народно-освободительной борьбы и от лица своих архипастырей взывала к патриотическим чувствам власти и населения страны. Выдающуюся духовную, нравственную и социокультурную роль в этот период сыграл архиепископ Ленинградский Алексий (Симанский), которому правительством было разрешено остаться в осажденном Ленинграде для поддержания морального духа населения. Надо сказать, что еще летом 1941 г. в своих проповедях владыка Алексий призывал православных верующих жертвовать все возможное для спасения Родины, таким образом, начав осуществлять церковные сборы средств на оборону страны. В пламенных патриотических воззваниях владыка не раз прибегал к историческим параллелям, которые оказывали мобилизующее психологическое воздействие на паству. Так, в своей пасхальной проповеди 9 апреля 1942 г. он указал на то, что именно в этот день семьсот лет назад благоверный князь Александр Невский одержал победу над тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера и спас Новгород, т.е. Северо-Запад России, от немецкого нашествия [6]. В своих проповедях будущий патриарх Алексий I (Симанский) подчеркивал тот факт, что великие князья Александр Невский и Димитрий Донской одержали свои героические победы не только благодаря патриотизму, но, прежде всего, «глубокой вере русского народа, что Бог поможет в правом деле... так и теперь мы верим поэтому, что все небесные силы с нами» [10].

References

1. «Zemnoy angel i nebesnyy chelovek». Zhizn' i trudy startsa arkhimandrita Ioanna (Krest'yankina), po dokumentam monastyrskogo arkhiva. Svyato-Uspenskiy Pskovo-Pecherskiy monastyr', 2006. S. 13-17.

2. Vasil'eva O.Yu. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i Sovetskaya vlast' v 1917-1927 godakh // Vop. Istorii. № 8, 1993. S. 41.

3. Vasil'eva O.Yu. Sud'by russkikh monastyrey v KhKh veke. V kn. Monastyri i monashestvo v Rossii XI-XX veka: Istoricheskie ocherki / [Otv. red. N.V. Sinitsyna]; In-t rossiyskoy istorii. M.: Nauka, 2002. S. 332.

4. Ierodiakon Sofroniy (Makaritskiy). Starets Kurskoy-Korennoy pustyni ieroskhimonakh Ioann (Buzov). M.: Blagoslovenie, 2008. S. 520-523.

5. Kul'tura kazachestva: istoriya i perspektivy razvitiya. Monografiya / Pod redaktsiey prof., d.e.n. V.N. Ivanovoy. M.: MGUTU im. K.G. Razumovskogo (PKU). 2016. 600 s.

6. Patriarkh Aleksiy. Slova, rechi, poslaniya, obrashcheniya, doklady, stat'i. M., 1948, 1954, 1958. T. 1-3.

7. Pis'mo mitropolita Aleksiya I.V. Stalinu // Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. 1944. № 10. S. 3.

8. Pospelovskiy, D.V. Russkaya pravoslavnaya tserkov' v XX veke. M.: Izdatel'stvo «Respublika», 1995. S. 188-189.

9. Pravednik nashikh dney. Belgorodskiy starets arkhimandrit Serafim (Tyapochkin). Izdanie 2-oe, ispr. i dop. / Sostavitel' protoierey Nikolay Germanskiy. p. Rakitnoe, Belgorodskaya i Stavropol'skaya eparkhiya, 2006. S. 14.

10. Propoved' 10. VIII 1941 g. (Patriarkh Aleksiy. T. 1. S. 46).

11. Protoierey Vladislav Tsypin. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Sinodal'nyy i noveyshiy periody (1700-2005). Izdanie Sretenskogo monastyrya. M., 2006. S. 617.

12. Protoierey Mikhail Maleev. Startsy KhKh stoletiya. Podvizhniki very i blagochestiya. M.: Khram Pokrova Presvyatoy Bogoroditsy v Brattsevo, 2005. S. 20.

13. Rus' ukhodyashchaya. Rasskazy mitropolita Pitirima. SPb., 2007. S. 281.

14. Svetlyy starets otets Ioann Krest'yankin. M.: Izdatel'stvo «Obraz», 2007 S. 47.

15. Sostavitel' arkhimandrit Ioann (Krest'yankin). Nastol'naya kniga dlya monashestvuyushchikh i miryan. Svyato-Uspenskiy Pskovo-Pecherskiy monastyr', 2007. S. 7-8.

16. Sostavitel' Il'ya Shpolyanskiy. Svetlyy starets otets Ioann Krest'yankin. Zhizneopisanie, vospominaniya o batyushke, pis'ma k dukhovnym detyam. M.: Obraz, 2007. S. 42.

17. Topalova E.A. Yazykovaya kartina mira. Khudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya: Cb. nauch. tr. Vysshey shkoly muzyki im. A. Shnitke (institut) RGSU. Vyp. III. M.: Buki-vedi, 2017. S. 97-103

18. Shafazhinskaya N.E. Monastyrskaya prosvetitel'skaya kul'tura Rossii. M.: Infra-M, 2013.

19. Shishov S.E. Obrazovanie kak tsennost': struktura i smysly // Tsennosti i smysly. 2010. № 2.

Login or Create
* Forgot password?