PRODUCER METHOD OF V.E. MEYERHOLD IN THE ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the principles of the "conditional theater" of Meyerhold and substantiates the integrity of the director's methodology for the organization of modern entertainment projects. The unity of the principles of carnivalization, relevance, polarization of genres, episodic composition, as well as allegorical or poetic transformation of reality into a scenic spectacle reveals itself in the continuity of design, artistic, rehearsal and organizational processes. It is proved that creative methods of directing theatrical performances and festivals continue the traditions of the directorial methodology of Meyerhold as the basis for the organization of socio-cultural projects at the present stage of development of society.

Keywords:
socio-cultural design, theatrical method, conditional theater, Meyerhold, directing theatrical performances and holidays.
Text

Актуальность. Современное социокультурное зрелище многие годы остается многогранным общественным явлением, отражает жизнь человека и общества в целом, становится пространством для проектирования художественно-педагогических и культурно-просветительских результатов. Как масштабная форма праздничной культуры массовые зрелища аккумулируют и вбирают в себя функции воспитательные и рекреативные и, по мнению М.В. Литвиновой, в зрелище «приобретают наибольшую значимость функции идеологическая, социально-интегративная функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая» [8, с. 7]. О.Л. Орлов утверждает, что многие праздники представляют собой некую резервную систему культурно-исторической памяти общества, а социальный опыт, из года в год транслируемый в форме зрелищного действа, передается из поколения в поколение [10]. Отметим, что, по данным ВЦИОМ, значимость Дня Победы в обществе возросла, этот день стал главным праздником в нашей стране. Сегодня граждане России заметно чаще планируют участие в праздничных торжествах, чем несколько лет назад (55% в 2018 г. против 37% в 2012 г.), в День народного единства 36% россиян ощущают душевный подъем и задумываются о прошлом страны [4]. Исследователи культурной динамики объясняют эту тенденцию, с одной стороны, зрелищной функцией праздника, которая выступает стимулом специфического творчества личности, с другой, влиянием театрально-зрелищного искусства, тесно связанного с развитием государства и общества, способного художественными средствами отражать историю, настоящее и будущее. С точки зрения А.И. Березина, всероссийский фестиваль «Салют Победы», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, продемонстрировал высокий режиссерский, художественный и гражданский уровень в постановке
театрализованных представлений, посвященных этой дате [1]. Организация социально-культурных зрелищ является культурно-эстетическим феноменом широкого диапазона, явлением, которое возникает там, где существуют постоянные источники и замыслы проектов профессиональной деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников. Ежегодно за творческие достижения в области массовых форм театрального искусства присуждается всероссийская профессиональная премия «Грани Театра масс» [6]. Зрелищные программы лаборатории Краснодарского городского центра культуры неоднократно принимали участие в номинациях премии, а в 2016 г. были отмечены высокими профессиональными наградами: сертификат лауреата премии в номинации «Лучший региональный праздник» — краевой праздник «Урожай-2016»; диплом II степени в номинации Театрализованный концерт» — праздник, посвященный 95-летию советского композитора Г.Ф. Пономаренко в рамках Дня города Краснодара «А где мне взять такую песню...»; диплом I степени в номинации «Лучшее представление для детей и юношества» — муниципальный этап V краевого фестиваля-конкурса детского художественного творчества «Адрес детства — Кубань» — театрализованное представление «Мы родом из детства... или калейдоскоп фантазий». Премия значительно повысила престиж профессии режиссера массовых праздников, стала объединяющим началом режиссерского сообщества не только в регионах, но и во всей России.

References

1. Berezin A.I. Obshchaya kartina prazdnichnoy kul'tury Rossii: tematicheskie i tekhnologicheskie vektory razvitiya / Prazdnik kak prostranstvo sotsial'no-khudozhestvennykh smyslov. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Chelyabinsk.: ChGIK, 2018. S. 6-12.

2. Varpakhovskiy L.V. Nablyudeniya. Analiz. Opyt. M.: VTO, 1978. 275 s.

3. Gavdis S.I. Sushchnost' tvorchestva sovremennogo rezhissera teatralizovannykh predstavleniy / Prazdnik kak prostranstvo sotsial'no-khudozhestvennykh smyslov. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Chelyabinsk.: ChGIK, 2018. S. 93-119.

4. Den' Pobedy: sokhranim pamyat' o podvige: sayt VTsIOM [Elektronnyy resurs]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9082 (data obrashcheniya: 05.11.18).

5. Kolesnikova A.A. «Uslovnyy teatr» V. Meyerkhol'da do 1917 goda: rozhdenie i transformatsiya // Izvestiya PGU im. V.G. Belinskogo. 2012. №27. S. 41-48.

6. Laureaty: sayt Vserossiyskaya premiya «Grani Teatra mass» [Elektronnyy resurs]. URL: http://g-tm.ru/laureats/ (data obrashcheniya: 14.10.18).

7. Lesakova N.I. Pogranichnost' iskusstv v tvorchestve Vs. Meyerkhol'-da // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2016. № 2. S. 236-240.

8. Litvinova M.V. Massovyy prazdnik kak polifunktsional'noe yavlenie // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2013. № 2. S. 3-8.

9. Meyerkhol'd V.E. Stat'i, pis'ma, rechi, besedy. M.: Iskusstvo. 1968. 350 s.

10. Orlov O.L. Rossiyskiy prazdnik kak fenomen kul'tury // Vestnik SPbGUK. 2011. № 1. S. 32-41.

11. Sazonova V.A. V. E. Meyerkhol'd i ego teatral'noe nasledie // Neofilologiya. 2015. № 1 (1). S. 81-90.

12. Sologub G.N., Plotnikov A.V. Kul'turologicheskie osobennosti sovremennoy prazdnichnoy kul'tury kak obshchestvennogo yavleniya // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. 2018. № 1. S. 47-55.

13. Braun E. Meyerhold: a revolution in theatre. Iowa City, 1995.

14. Pitches J. Vsevolod Meyerhold. London; New York : Routledge, 2003.

Login or Create
* Forgot password?