THE INFLUENCE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS ON THE COMMUNICATION DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER (ASD)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problem of providing psychological and pedagogical assistance to children with autism spectrum disorder (ASD) and their families has recently been extremely urgent. ASDs are a group of pervasive developmental disorders, the main manifestations of then are the lack of ability to social interaction, communication disorders and stereotyped behavior. With the recognized practical and theoretical significance of the study of the communicative sphere and the abundance of serious studies devoted to this topic, the problem of studying the communicative characteristics of children with autism, as is well known, still remains poorly understood. The article presents the results of scientific research in the field of developmental and clinical psychology: the mechanisms of formation of communication in children with autism spectrum disorders (ASD), a comprehensive study of the influence of parent-child relationships on the communication's development of primary school children with autism spectrum disorders. According to the results of studies of the influence of parent-child relations on the development of communication in primary school children with ASD, the diagnostic complex for the study of communication in primary school children with ASD and styles of parent-child relationships in families raising children of this category was offered. Practical psychologists can use the results of the study during work with children with ASD and their families. The purpose of the article is to present the results of the study of the influence of parent-child relationships on the communication's development of primary school children with autism spectrum disorder.

Keywords:
autism, autism spectrum disorders (ASD), communication, parent-child relationship, family.
Text

Актуальность исследования. Расстройства аутистического спектра (РАС) — это достаточно неоднородная группа нарушений развития, для которой характерен, прежде всего, устойчивый дефицит в различных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие и трудности в понимании социального подтекста. В отечественной специальной психологии имеется ряд научно-практических исследований, посвященных развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (М.Ю. Веденина, С.С. Морозова, Л.Г. Нуриева, О.С. Школьская, А.В. Хаустов). В ряде случаев методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями аутичных детей или направлены на формирование ограниченной группы коммуникативных навыков. В практических руководствах часто внимание уделяется не столько формированию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом, в научной и методической психолого-педагогической литературе посвященных проблемам диагностики коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена высокой частотой проявления аутизма у детей. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей дошкольного возраста с детским аутизмом, отсутствие которой способствует их длительной зависимости от взрослого, увеличивает развитие проблемного поведения и снижает качество жизни ребенка. По мнению большинства исследователей, проблемы данного расстройства (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, U. Frith, L. Wing и др.), основой успешной адаптации в социум и введения в образовательное пространство детей с расстройством аутистического спектра является развитие коммуникативных навыков как базовой составляющей адаптивного поведения. Актуальность исследования. Расстройства аутистического спектра (РАС) — это достаточно неоднородная группа нарушений развития, для которой характерен, прежде всего, устойчивый дефицит в различных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие и трудности в понимании социального подтекста. В отечественной специальной психологии имеется ряд научно-практических исследований, посвященных развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (М.Ю. Веденина, С.С. Морозова, Л.Г. Нуриева, О.С. Школьская, А.В. Хаустов). В ряде случаев методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями аутичных детей или направлены на формирование ограниченной группы коммуникативных навыков. В практических руководствах часто внимание уделяется не столько формированию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом, в научной и методической психолого-педагогической литературе посвященных проблемам диагностики коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена высокой частотой проявления аутизма у детей. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей дошкольного возраста с детским аутизмом, отсутствие которой способствует их длительной зависимости от взрослого, увеличивает развитие проблемного поведения и снижает качество жизни ребенка. По мнению большинства исследователей, проблемы данного расстройства (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, U. Frith, L. Wing и др.), основой успешной адаптации в социум и введения в образовательное пространство детей с расстройством аутистического спектра является развитие коммуникативных навыков как базовой составляющей адаптивного поведения.

References

1. Autizm: vozrastnye osobennosti i psikhologicheskaya pomoshch' / O.S. Nikol'skaya, E.R Baenskaya, M.M. Libling i dr. M.: Poligraf servis, 2003. 232 s.

2. Bashina V.M. Autizm v detstve / V.M. Bashina. M.: Meditsina, 1999. 240 s.

3. Bogdashina O. Sensorno-pertseptivnye problemy pri autizme: uchebnoe posobie / O. Bogdashina. Krasnoyarsk, 2014. 180s.

4. Bogdashina O. Rasstroystva autisticheskogo spektra: vvedenie v problemu autizma: uchebnoe posobie / O. Bogdashina; pod nauch. red. E.A. Cherenevoy; Krasnoyarsk. gos. ped. un-t im V.P. Astaf'eva. Krasnoyarsk, 2015. 248 s.

5. Viktoruk E.N., Gokh A.F., Mineev V.V. Fenomen autizma v kul'turno-antropologicheskoy perspektive // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2018. № 3. S. 27-34. DOI:https://doi.org/10.12737/article_5ba39886ea06c9.12791496.

6. Milyaeva M.V., Vlasova T.V. Modeli i strategii vnedreniya sovremennykh standartov raboty shkol'noy psikhologicheskoy sluzhby // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2016. № 2 (15). S. 21-33. DOI:https://doi.org/10.12737/19843.

7. Morozov S.A. Osnovy diagnostiki i korrektsii rasstroystv autisticheskogo spektra: uchebno-metodicheskoe posobie / S.A. Morozov. M., 2014. 448 s.

8. Sukhorukova I.V. Osobennosti kommunikativnogo razvitiya u detey s autizmom // Sibirskiy vestnik spetsial'nogo obrazovaniya. 2012. № 2 (6). S. 130-139.

9. Khaustov A.V. Formirovanie kommunikativnykh navykov u detey s detskim autizmom: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. M., 2005. 21 s.

10. Eydemiller E.G Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i / E.G. Eydemiller, V.V. Yustitskis. 4-e izd., pererab., dop. SPb.: Piter, 2008. 672 s.

11. Achenbach T.M. Manual for the Child Behavior Checklist/4-18 and 1991 Profile. Burlington: University of Vermont Department of Psychiatry. 1991.

12. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed., text rev). Washington, DC: American Psychiatric Association. 2000.

13. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th edn.). Arlington: American Psychiatric Press. 2013.

14. Eyal G., Hart B., Onculer E., Oren N., Rossi N. The Autism Matrix. Cambridge: Polity Press, 2010.

15. Fombonne E. Epidemiological surveys of autism and other pervasive developmental di-sorders: An update // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2003. № 33 (4). P. 365-382.

16. Gilman S., Iossifov I., Levy D., Ronemus M., Wigler M., Vitkup D. Rare de novo variants associated with autism implicate a large functional network of genes involved in formation and function of synapses // Neuron. 2011. № 70 (5). R. 898-907.

17. Kim Y.S., Leventhal B.L., Koh Y.J. et al. Prevalence of autism spectrum disorders in a total population sample // Am. J. Psychiatry. 2011. № 168 (9). R. 904-912.

18. Rimland B. Recovery from autism is possible // ARRI. 1994. № 8 (2). P. 3.

19. Wing L. The autistic spectrum. London: Constable, 1996.

Login or Create
* Forgot password?