LANGUAGE WELTBILD OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AS A CULTURE CODE OF A NATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the language Weltbild of spiritual and moral values as an integral part of the Weltbild of a particular people and its identification code that forms the person’s attitude to the world and sets the norms of his behavior. Language as a moral category, stores peoples’ knowledge about their environment and ambience and contributes to shaping worldview common for its native speakers. Linguistic consciousness of the people stores not only their past and defines the future, but preserves spiritual and moral values as well. Spiritual and moral values reflect the attitude of men to the universe and set the norms of their behavior. In the natural language that reproduces a certain way of conceptualizing the world, meanings are arranged in a system of values shared by the native speakers of a certain culture. Weltbild that reflects spiritual and moral values of a particular people, is verbalized in the language Weltbild. The power of a word should not be underestimated as with the worlt does not only start the real life of homo sapiens but his spiritual life too. Words are always used to induce people to change their inner and outer lives. The commandments passed through language turn it from the means of communication into one of the highest spiritual values. Language always affects men, inspiring them, destroying them and urging them to act.

Keywords:
language, religion, Weltbild, language Weltbild, language Orthodox and spiritual Weltbild, spiritual and moral values, moral, confessions.
Text

Проблема взаимовлияния языка и религии находится в фокусе внимания философов не одно тысячелетие. Будучи разноплановыми явлениями, обладая разными семиотическими и знаковыми системами, занимая полярно противоположные точки в ряду форм общественного сознания, язык и религия прочно взаимосвязаны в силу их глубокой укорененности в сознании человека, восходящей к истокам человеческого в человеке [13]. В настоящее время данная проблема приобрела особое значение в связи с выявлением влияния языка как органа внутреннего бытия, находящегося в процессе внутреннего самопознания и проявления [7], на сознание вообще и религиозное в частности. Представление В. фон Гумбольдта о языке, преобразовывающем мир в идеи и изменяющим его, влияющим на мысли и поступки людей, которые воспринимают мир сквозь призму своего родного языка, позволило в XX в. под влиянием «лингвистического поворота» выдвинуть гипотезу о языке как средстве формирования мышления и мировоззрения людей. Идея, кратко выраженная в формуле, ставшей максимой лингвистики постмодернизма: «Язык — это форма, определяющая образ наших мыслей» [30], воспринималась как откровение, поскольку утверждала, что картина мира — центр духовной жизни, материальным воплощением которой предстает язык, определяется языковой картиной мира. Это вербализованное выражение мыслей В. фон Гумбольдта о языке, конструирующем мир, в котором живет человек, не всегда воспринимается однозначно. Несомненно, в языке отражаются и закрепляются как внешние явления и факты, связанные c историей развития человеческого общества, так и события, касающиеся духовных исканий личности, но нельзя не согласиться, что язык — это «дух народа», который, находясь между мышлением человека и внешним миром, существуя в его сознании и памяти [7], является средой его обитания. Гипотеза языка как «эмпирического феномена бытия» [10], определяющего сознание, получила дальнейшее развитие в концепции Л. Вайсгербера, который рассматривал язык как «промежуточный мир», существующий между объективной реальностью и сознанием, который «действует во всех областях духовной жизни как созидающая сила» [4, с. 152]. В эпоху постмодернизма философы не только поддержали, но и на практике показали [17], что единственной реальностью бытия языка [12] является «человек в языке и язык в человеке» [2, c. 259]. В. фон Гумбольдт считал, что «язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом, и чем соразмернее этот последний действует на язык, тем закономернее и богаче его развитие» [7, с. 69]. Вундт, вслед за В. Гумбольдтом, воспринимал язык как «дух народа», который основывается не на сознании отдельного человека, а на сообществе людей, которое «созидает самостоятельные духовные ценности, коренящиеся в душевных качествах конкретных людей, но носящие сами по себе специфический характер и привносящие в индивидуальную духовную жизнь ее важнейшие содержания» [29, c. 19].

References

1. Bella R.N. Sotsiologiya religii // Amerikanskaya sotsiologiya: Perspektivy, problemy, metody. M.: Progress, 1972. S. 265-282.

2. Benvenist E. Obshchaya lingvistika. M.: Progress, 1974. 448 s.

3. Bulgakov S.N. Filosofiya khozyaystva. M.: Prosveshchenie. 1990. 270 s.

4. Vaysgerber Y.L. Rodnoy yazyk i formirovanie dukha. 3-e izd. M.: Knizhnyy dom «LIBRIKOM», 2009. 232 s.

5. Volkov V.V. Filosofiya: osnovnye problemy, ponyatiya, terminy. S-Pb.: Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskiy institut psikhologii i akmeologii, 2010. Elektronnyy resurs. URL: http://www.philosophica.ru/volkov/06.htm (data dostupa 25.12.2017).

6. Gadomskiy A.K. Problema vzaimodeystviya yazyka i religii// Kul’tura narodov Prichernomorya. № 49. T. 1. 2004. S. 164-167.

7. Gumbol’dt V.fon O sravnitel’nom izuchenii yazykov primenitel’no k razlichnym epokham razvitiya// Zvegintsev, V. A. Istoriya yazykoznaniya XIX i XX vekov v ocherkakh i izvlecheniyakh. M.: Prosveshchenie, 1960. Ch. 1. C. 72-84.

8. Kononenko B.I. Kul’turnyy kod // Bol’shoy tolkovyy slovar’ po kul’turologii. M.: Veche, 2003. 512 s.

9. Kornilov O.A. Yazykovye kartiny mira kak proizvodnye natsional’nykh mentalitetov. M.: CheRo, 2003. 369 s.

10. Kravchenko A.P. Mesto kontsepta v sootnoshenii yazyka, soznaniya i myshleniya // V. V. Zhanry rechi: Zhanr i kontsept. Dement’ev (red.). Saratov: Kolledzh, 2005. S. 84-102.

11. Kosorukova M.I. Kul’turnoe nasledie Rossii kak resurs ee vozrozhdeniya i razvitiya // Nauka i shkola. 2013. No. 6. S. 188-193.

12. Liotar Zh.-F. Sostoyanie postmoderna. M.: Institut eksperimental’noy sotsiologii, Spb.: Aleteyya, 1998. 160 s.

13. Mechkovskaya N.B. Yazyk i religiya: Posobie dlya studentov gumanitarnykh vuzov. M. Agentstvo «FAIR», 1998. 352 s.

14. Min’yar-Belorucheva A.P. Osobennosti funktsionirovaniya vneshnepoliticheskikh metafor // Vestnik Yuzhno-Ural’skogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 2014. T. 11. № 2. S. 34-41.

15. Min’yar-Belorucheva A.P. Smena Paradigm v istorii i lingvistike // Vestnik Yuzhno-Ural’skogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 2014. T. 11. № 1. S. 12-17.

16. Min’yar-Belorucheva A.P. Yazykovaya kartina istoricheskogo proshlogo// Klio. Izdatel’stvo Poltorak (SPb.), 2017. № 11. S. 20-30.

17. Min’yar-Belorucheva A.P., Pokrovskaya M.E. Politicheskaya korrektnost’ i yazykovaya norma // Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 2007. T. 4. № 1. s. 26-29.

18. Min’yar-Belorucheva A.P., Pokrovskaya M.E. Etnicheskie stereotipy v angloyazychnom prostranstve: vizual’nye obrazypersonifikatsii i verbal’nye obrazy-antroponimy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2013. № 1. S. 52-65.

19. Min’yar-Belorucheva A.P., Pokrovskaya M.E. Dukh, dusha i dukhovnost’ kak kontsepty kul’tury (sravnitel’nyy analiz lingvokul’tur) // Sbornik Materialov Mezhdunarodnogo tserkovnoobshchestvennogo i nauchno-prosvetitel’skogo «Irininskogo foruma» «Dukhovnye osnovy slavyanskogo mira. M.: Knizhnyy Mir, 2016. S. 369-385.

20. Mitropolit Ierofey (Vlakhos) Pravoslavnaya dukhovnost’. Elektronnyy resurs. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos/pravoslavnaja-duhovnost (data dostupa: 25.12.2017).

21. Rozina O.V. Pravoslavnye dukhovnye tsennosti kak mirovozzrencheskiy vybor pedagoga. Elektronnyy resurs. URL: https:// www.portal-slovo.ru/pedagogy/39770.php (data dostupa: 25.12.2017).

22. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya v dvukh tomakh. M., 1953. T. 1. Voprosy vospitaniya. 638 s.

23. Shpet G.G. Vvedenie v etnicheskuyu psikhologiyu. M.: Gosudarstvennaya akademiya khudozhestvennykh nauk, 1927. 147 s.

24. Shpet G.G. Esteticheskie fragmenty: Sovremennye napominaniya. Struktura slova in usum aestheticae. 2-e izd., dop. M.: Knizhnyy dom «Librikom», 2010. 136 s.

25. Yazyk moy - vrag moy // Kratkiy konspekt odnoimennoy diskussii. Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://www.cogmtl.net/Articles/099.htm (data dostupa: 12.12.2017).

26. Charteris-Black J. Corpus Approaches to Critical Metaphor Analysis. - London: Palgrave-MacMillan, 2004. 280 p.

27. Lakoff G. The Political Mind: Why You Can’t Understand 21stcentury American Politics with an 18th-century Brain. New York: Penguin Press, 2008. 320 p.

28. Semino E. Metaphor in Discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 260 p.

29. Wundt W. Volkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze der Sprache. 1. Die Sprache (in 2 Tin.). Leipzig, Engelmann, 1900. Teil 1. XVI, 627 S. Teil 2. X, 644 s.

30. Whorf B.L. Language, thought and reality: Selected writings by Benjamin Lee Whorf. Ed. by John B. Carrol. Cambridge, MA: TheMIT Press, 1964. 290 p.

Login or Create
* Forgot password?