Elektrogorsk, Moscow, Russian Federation
GRNTI 10.09 История государства и права
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.06.01 Юриспруденция
BBK 60 Общественные науки в целом
Abstract. The subject of research of this article are the historical processes that took place during the period of the formation of the Soviet power in Ukraine. The beginning of constitutional legal processes in Ukraine was closely connected with a number of factors that established “barriers” to independence, including civil war, intervention, and the declaration of the Ukrainian People’s Republic. The author analyzes the legislation in force at that time, both of the Soviet Union and the Ukrainian People’s Republic. This article discusses the main historical documents, including regulatory legal acts, reflecting the processes of the formation of Soviet power in Ukraine. Methodological basis of the study: a complex of general and particular scientific methods of cognition. In the process of research, such methods as analysis and diachronic comparative method were used. The analysis made it possible to establish that the legalization of the Soviet power in Ukraine began with the adoption of the Constitution of the Ukrainian SSR in 1919 and continued until the end of the civil war and intervention.
Constitution of the Ukrainian SSR in 1919, the Ukrainian People's Republic, the establishment of Soviet power in Ukraine, state power, legislation, history of state and law
Определение даты установления Советской власти на территории Украины является важным фактором для исследования институтов публичной власти того периода.
Развитие государственности на Украине на протяжении всей истории данного государства тесно связано с периодическими конфликтами, порожденными борьбой за власть.
Ярким примером, являются 1917-1921 годы. Этот период охватывает такие важные события как Февральская революция 1917 года, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война на Украине (1917-1921 гг.), провозглашение Украинской Народной Республики, а также становление Украинской Советской Социалистической Республики.
Становление Украинской Советской Социалистической Республики в составе Союза Советских Социалистических Республик является дискуссионной темой, поскольку «полному» установлению Советской власти на территории Украины предшествовал период двоевластия, сложившийся как результат управления Украинской Центральной рады (Украинская Народная Республика) и Советов (УССР), существование которого подтверждается, в том числе, в научной литературе по истории Украинской ССР, в которой отмечается, что приоритетом для Советской власти являлось установление власти Советов на всей территории Украины [7, с. 284].
Итак, первым государственным образованием после падения монархии в феврале 1917 г. была Украинская Народная Республика, однако ее созданию предшествовал ряд событий, связанных с государственно-правовыми изменениями.
В.Н. Иванов отмечает: «победа Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года и свержение самодержавия в России привели к кардинальным изменениям в общественно политическом устройстве» [6, с. 401].
При этом в литературе отмечается, что «революция зародилась в столицах, но быстро распространилась на крупные промышленные города и регионы. Всеобщая стачка проходила в Хельсинки, Риге, Баку, Тифлисе, Киеве» [9, с. 267].
После Февральской революции 1917 года повсеместно на территории Украины возникали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в качестве органов руководства революционным движением. Например, Советы рабочих депутатов функционировали по состоянию на начало марта 1917 года в таких городах Украины как Харьков, Киев, Одесса, Екатеринослав (в настоящее время Днепр, именовавшийся ранее Днепропетровск), Кременчуг, Николаев, Херсон, Полтава, Луганск, Винница, Симферополь, Житомир. Функции координатора местных Советов были возложены на Петроградский совет рабочих и крестьянских депутатов.
В то же время Февральская революция поспособствовала созданию Украинской Народной Республики.
Народный подъем и сплочение национальных сил в Киеве способствовали созданию Центральной рады. Состав первой Центральной рады был разнообразен, так в нее вошли украинские социалисты, представители рабочих, солдатских и студенческих организаций, а также профсоюзов, кооперативов, духовенства и другие.
Согласно историческим справкам центром объединения всех сил являлось Товарищество украинских прогрессистов, проведшее 3 марта 1917 г. совещание, по результатам которого 3-4 марта 1917 г. была образована Украинская Центральная рада [3, с. 229]. А 7 марта 1917 г. был выбран председателем Украинской Центральной Рады М. Грушевский (сыгравший немаловажную роль в создании Украинской Народной Республики и разработке для нее Конституции Украинской Народной Республики от 29 апреля 1918 г.).
При этом необходимо отметить, что первоначально Украинская Центральная рада являлась органом национального представительства.
В то же время, в этот период на Украине начинаются попытки построения автономии в федеративной связи с Российской Федерацией, то есть было признание Временного правительства. Так по результатам первого дня Украинского национального съезда, которое открыл председатель Украинской Центральной рады М. Грушевский 6 апреля 1917 г., были приняты такие решения:
«1. В соответствии с историческими традициями и настоящими потребностями украинского народа съезд считает, что только широкая национально-территориальная автономия Украины обеспечит потребности нашего народа и всех других народностей, которые проживают на украинской земле.
2. Что касается автономного устройства Украины, а также и других автономных стран России, будут иметь полные права в федеративном строе.
3. Поэтому единой соответствующей формой государственного устройства съезд считает федеративную и демократическую Республику Российскую.
4. А одним из основных принципов украинской автономии – полное обеспечение прав национальных меньшинств, проживающих на Украине» [13, с. 54-55].
Однако более активных действий в целях построения Советской власти или автономии не было на Украине до октября 1917 г.
События, развернувшиеся 25 октября 1917 г. и именуемые как Октябрьская революция, оказали немаловажное влияние на дальнейшее развитие украинской государственности.
В этот период особо активизировалась деятельность Украинской Центральной рады.
В результате Октябрьской революции к власти пришли критиковавшие во всем Временное правительство большевики. Критике, в частности, подвергалась политика Временного правительства в отношении национального вопроса. Так, например, большевики выступали с лозунгом о праве наций на самоопределение, включая возможность на дальнейшее отделение. В научных кругах существовало мнение о существовании цели «поглощения» Украины и создании препятствий для ее самостоятельного развития.
В то же время в украинской научной литературе подобный лозунг считается популистским, «оставалась актуальной идея нецелесообразности обособления отдельных народов от России и преимущества большой унитарной многонациональной социалистической республики – базы будущей мировой коммунистической революции» [12, с. 149].
К этому времени структура Центральной рады усложнилась, в ее структуру входила Малая рада, состоящая из членов президиума, секретарей Центральной Рады и двух представителей от политических фракций. В функции Малой рады входило решение важнейших вопросов, которые затем утверждались пленумом Центральной рады.
Итак, 25 октября 1917 г. в Петрограде состоялось вооруженное восстание, по результатам которого было свергнуто Временное правительство.
В этот же день было созвано экстренное заседание Малой рады, на котором М. Порш отметил, «что надо постараться, чтобы наша земля не осталась без власти и не впала в анархию. Чтобы сберечь землю от анархии, от гражданской войны, мы должны взять всю власть в свои руки, но мы не можем остаться в настоящее время нейтральными и должны постараться, чтобы было подавлено то, что делается там» [8, с. 131].
Таким образом, прозвучал завуалированный призыв не признавать власть большевиков.
Важно отметить, что в то время, когда происходили вышеупомянутые события, на территории Украины сложилась достаточно сложная политическая ситуация. Так, в период с 25 октября 1917 г. по 5 ноября 1917 г., как отмечает В. Скоровстанский, «в Киеве было три политических центра: контрреволюционный – Военный Штаб и казачество; украинский – Центральная Рада и третий войсковой съезд; революционный – Киевский Совет Солдатских и Рабочих Депутатов» [11, с. 67]. При этом Центральной Радой осуществлялись попытки объединить указанные силы.
В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. на экстренном заседании Малой рады единогласным решением был создан Краевой комитет охраны революции: «Центральная рада единогласно постановила создать революционный Комитет для охраны революции на Украине. На всей территории Украины Комитет может распоряжаться всеми силами революционной демократии, и все органы власти указанной территории подчиняются ему в порядке охраны революции. Комитет ответственен перед Украинской Центральной Радой и незамедлительно приступает к исполнению обязанностей» [13, с. 359].
Таким образом, Комитету подчинялись все органы власти на территории Украины (в том числе в губерниях Новороссии и Слобожанщины, не входивших в состав автономии), а сам Комитет подчинялся Центральной раде.
Кроме того, на этом же заседании Центральная рада приняла резолюцию о власти в стране, в соответствии с которой выражала свой протест против восстания в Петрограде, пообещав при этом упорно бороться со всеми попытками поддержки этого восстания на территории Украины.
26 октября 1917 г. было созвано чрезвычайное заседание Малой рады, на котором был представлен доклад, согласно которому нельзя было допускать двоевластия и вся власть (включая военные части) должна быть передана Центральной раде. По результатам данного заседания было принято следующее решение: «Признавая, что власть как в целом государстве, так и в каждом отдельном крае должна перейти в руки революционной демократии и считая недопустимым переход всей власти в руки советов рабочих и солдатских депутатов, которые являются частью организованной революционной демократии, Украинская Центральная рада высказывается против восстания в Петрограде и будет упорно бороться с любыми попытками поддержания этого восстания на Украине» [13, с. 363].
Данное решение привело к обострению ситуации внутри Украины, поскольку большевики покинули состав Малой рады.
27 октября 1917 г. в обращении к гражданам Украины Краевой комитет охраны революции «сообщил, что сосредоточивает функции центральной власти в своих руках и подотчетен Центральной раде» [4, с. 282].
В тот же день Генеральный секретариат Украины (создан Центральной Радой и утвержден Временным правительством) в своем обращении ко всем гражданам Украины сообщил о том, что будут приниматься меры по борьбе с любой поддержкой петроградского восстания.
По результатам заседания Малой рады, которое состоялось 28 октября 1917 г., было решено упразднить Краевой комитет охраны революции в связи с попытками большевиков захватить власть.
31 октября 1917 г. на территории Украины начались военные действия, что подтверждалось обращением Генерального секретариата Украины, содержавшим призыв прекратить кровопролитие на Украине.
Невозможно не согласиться с тем, что «революционные события в Центре оказали решающее влияние на борьбу за власть Советов в национальных районах страны. Национально-освободительная борьба тесно переплеталась с борьбой за Советскую власть и была составной частью происходившего в стране революционного процесса» [7, с. 281].
С самого первого часа Украинская Центральная рада осуждала произошедшие события и не хотела признавать победу большевиков. Основные причины такого отношения к Октябрьским событиям видятся в политических мотивах и желании построить свое независимое государство.
Следствием всех этих событий стало принятие 7 ноября 1917 г. III Универсала Украинской Центральной рады, согласно которому Народная Украинская Республика являлась республикой федеративной России. А 9 января 1918 г. был принят IV Универсал Украинской Центральной рады, в соответствии с которым Украинская Народная Республика провозглашалась уже независимым государством: «…., мы, Украинская Центральная рада, оповещаем всех граждан Украины:
Отныне Украинская Народная Республика становится самостоятельной, ни от кого независимым, свободным, суверенным государством украинского народа» [2, абз. 8 и 9].
Возвращаясь к III Универсалу Украинской Центральной рады, необходимо отметить, что согласно данному документу на Учредительное собрание Украины возлагались полномочия по «созданию мира на землях» [1, абз. 6] украинских, а исполнительная и законодательные ветви власти оставались за Украинской Центральной радой и Генеральным Секретариатом Украины.
Кроме того, во исполнение III Универсала Украинской Центральной рады были утверждены 11 ноября 1917 г. 1-й раздел и 16 ноября 2-й раздел закона «О выборах в Учредительное собрание Украинской Народной Республики», в соответствии с которым право на участие в выборах в Учредительное собрание Украинской Народной Республики имели граждане Российской Республики обоих полов, которые на момент выборов достигли 20 лет [5, ст. 3].
Более того, в соответствии с III Универсалом Украинской Центральной рады генеральному секретарству внутренних дел было поручено принять меры по закреплению и расширению прав местного самоуправления, являвшегося органом высшей административной власти на местах, а также к установлению теснейшей связи и сотрудничества местного самоуправления с органами революционной демократии.
При этом стоит обратить внимание на то, что к этому моменту после Октябрьской революции Советская власть установилась в России, и в качестве государства именовалось как Российская Советская Республика. В то же время Украинской Центральной Радой всячески отрицалась власть Советов, так например в III Универсале Украинской Народной Республики подчеркивалось, что Народная Украинская Республика является составной частью федеративной России. При этом необходимо отметить, что Украины как составной части Российской империи не существовало, лишь некоторые территории современной Украины в различные периоды истории входили в состав отдельных губерний Российской империи.
Со стороны большевиков осуществлялись попытки и легитимно устранить Украинскую Центральную раду, так, например, 3-5 декабря 1917 г. Состоялся съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на котором планировалось переизбрать Украинскую Центральную раду, однако, делегаты поддержали состав действовавшей на тот момент рады.
Как результат вышеупомянутых событий, по инициативе большевиков, их центр был перемещен в Харьков, а их объединение было провозглашено как I Всеукраинский съезд Советов. На данном съезде был избран 41 член Временного Центрального Исполнительного Комитета, а также было принято решение «о создании действительно свободного, суверенного Украинского Советского государства» [10, с. 207].
17 декабря 1917 г. ЦИК сообщил о создании Советского правительства Украины – Народного Секретариата, а 19 декабря 1917 г. Советское правительство РСФСР назначило Г.К. Орджоникидзе Чрезвычайным комиссаром Украины с возложением на него полномочий по обеспечению единства действий советских органов власти.
Таким образом, противостояние двух действовавших на тот момент центров власти (Украинская Центральная рада – в Киеве и Советское правительство Украины – в Харькове) в дальнейшем приобрело форму вооруженной борьбы. В частности, военные действия развернулись на Донбассе.
Периодически Советская власть одерживала победы, установив свою власть к началу января 1918 года в таких городах как Полтава, Николаев, Херсон, Александровск, Мариуполь, Винница и другие города Украины.
В то же время, это привело к принятию Украинской Центральной Радой более активных действий – провозглашение независимости Украинской Народной Республики. Как было уже сказано выше, произошло это 9 января 1918 г. в связи с принятием IV Универсала Украинской Центральной рады.
30 января 1918 г. Советское правительство Украины переехало из Харькова в Киев.
II Всеукраинский съезд Советов проходил 17-19 марта 1918 в Екатеринославе, омраченный иностранной интервенцией. В решении съезда отмечалось, что «немецкие войска, призванные украинскими буржуазными националистами, стремятся уничтожить Советскую власть, закрепостить украинский народ, что Центральная рада является политической ширмой для осуществления захватнических целей австро-немецких империалистов» [10, с. 233].
В тоже время в украинской юридической литературе отмечается, что по условиям Брестского мира у Советской власти не могло быть притязаний на территории Украины, поскольку Украина признавалась самостоятельным и независимым государством.
Таким образом, с учетом интервенции был приостановлен процесс становления Советской власти на Украине.
В этот период, а именно, 29 апреля 1918 г., Украинской Народной Республикой была принята Конституция. В соответствии с указанной Конституцией была создана разветвленная система государственных органов. Верховным органом власти являлось Всенародное собрание, на которое были возложены законодательная власть и формирование органов исполнительной и судебной власти. Высшая исполнительная власть была возложена на Совет народных министров; высшим судебным органом являлся Генеральный суд. Местное самоуправство возлагалось на выборные рады и управы общин, волостей и земель.
В то же время указанная Конституция просуществовала один день, поскольку была принята в последний день существования Украинской Центральной рады, разогнанной оккупационными войсками.
Украинскую Народную Республику возглавил гетман П. Скоропадский.
Говоря о Украинской Центральной раде, В.Н. Иванов отмечает: «…. Не следует считать организаторами ее свержения немцев или австрийцев. Это произошло как закономерный результат недовольства зажиточных слоев населения, требовавших восстановить частную собственность и положить конец контрреволюционному хаосу» [6, с. 441].
Однако власть гетмана недолго просуществовала. После поражения четверного союза в Первой мировой войне, гетман лишился союзников, поддержавших независимость Украинской Народной Республики, и его положение стало шатким.
После аннулирования Брестского мира начался новый этап по установлению Советской власти на территории Украины. Так, 30 ноября 1918 г. был образован Военный совет Украинской советской армии.
Начался процесс по восстановлению деятельности центральных и местных органов власти.
Декретом от 6 января 1919 г. было отменено название «Украинская Народная Республика» и утверждено новое «Украинская социалистическая советская республика», а в соответствии с декретом от 29 января 1919 г. Правительство стало именоваться как Совет Народных Комиссаров УССР.
В мае 1919 г. Советская власть утвердилась почти на всей территории Украины в пределах бывшей Российской империи.
Юридически УССР оформилась с принятием первой ее Конституции 10 марта 1919 г.
Однако, в связи с продолжавшейся войной, советское строительство на Украине вновь было приостановлено. А 30 сентября 1919 г. Украинское советское правительство было эвакуировано в РСФСР.
Восстановление Советской власти на территории Украины проходило в период ноября 1919 г. по февраль 1920 г. И только в конце февраля 1920 г. вновь приступили к своим обязанностям высшие органы власти УССР. В то же время гражданская война на Украине закончилась только 1921 году, что также влияло на деятельность высших органов власти УССР.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что хотя Украина была провозглашена как Советское государство в 1917 году, однако, Конституция была принята только 10 марта 1919 г. Таким образом, Советский периода начался в 1917 году (с момента провозглашения УССР), но конституционное оформление на Украине началось лишь в 1919 году, более того, в этот период начинают юридически оформляться институты публичной власти УССР. В то же время необходимо учитывать и тот факт, что гражданская война не была еще окончена и это влияло на создание институтов публичной власти и их фактическое функционирование.
1. III Unіversal Ukraїns'koї Central'noї Radi vіd 07.11.1917 / Vіstnik General'nogo Sekretarіyatu Ukraїns'koї Narodn'oї Respublіki. - 1917, 23 listopada. - № 2. / Verhovnaya rada Ukrainy. URL: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/n0005300-17 (data obrascheniya 15.08.2018).
2. IV Unіversal Ukraїns'koї Central'noї Radi vіd 09.11.1917 / Vіstnik Radi Narodnіh Mіnіstrіv Ukraїns'koї Narodn'oї Respublіki. - 1917, 13 sіchnya, - № 3. / Verhovnaya rada Ukrainy. URL: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/n0001300-18 (data obrascheniya 15.08.2018).
3. Gay-Nizhnik P.P. Formuvannya central'nih ta miscevih organiv vikonavchoï vladi v Ukraïni za dobi Central'noï radi (1917-1918 rr.) // Zbіrnik naukovih prac' Naukovo-doslіdnogo іnstitutu ukraїnoznavstva. - K., Ukraїns'ke agenstvo іnformacіїї ta druku «Rada», 2009. - Vip. HHІV. - S. 229-270.
4. Enciklopedіya іstorії Ukraїni: T. 5: Kon - Kyu. / Redkol.: V. A. Smolіy (golova) ta іn. NAN Ukraїni. Іnstitut іstorії Ukraїni. - K.: V-vo «Naukova dumka», 2008. 568 s.
5. Zakon «Pro vibori do Ustanovchih zborіv Ukraїns'koї Narodnoї Respublіki», zatverdzhenogo 11 і 16 listopada 1917 r.
6. Іvanov V. M. Іstorіya derzhavi і prava Ukraїni: pіdruchnik. K.: KUP NANU, 2013. 892s.
7. Istoriya Ukrainskoy SSR: Kratkiy ocherk/Yu.Yu. Kondufor, V.I. Klokov, S.V. Kul'chickiy, N.N. Leschenko, A.V. Liholat, V.G. Sarbey, G.Ya. Sergienko, P.S. Sohan'. K.: Naukova Dumka, 1982. 544 s.
8. Kudlay O.B. Ukraїns'ka Central'na Rada. Protokoli ІІ-ІV sesіy. Dokumenti. (Kvіten'-zhovten' 1917 r.) / Vіdp. red. V. F. Verstyuk. NAN Ukraїni. Іnstitut іstorії Ukraїni. K.: Іnstitut іstorії Ukraїni, 2015. 222 s.
9. Lapteva L.E. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / L.E. Lapteva, V.V. Medvedev, M.Yu. Pahalov; otv. red. L.E. Lapteva. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2016. 493 s.
10. Ocherki istorii kommunisticheskoy partii Ukrainy / I.D. Nazarenko, Yu.V. Babko, N.R. Doniy, K.K. Dubina, I.I. Kolomiychenko, V.N. Kotov, P.A. Lavrov, G.M. Multyh, P.I. Pavlyuk, U.I. Ryadnina, V.M. Samofalov, V.S. Fedorchenko, P.M. Shmorgun, I.T. Scherbina, A.T. Yurchenko, V.I. Yurchuk. K.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoy literatury USSR, 1961. 656 s.
11. Skorovstanskiy V. Revolyuciya na Ukraine. 2-e izdanie. Saratov: Bor'ba, 1919. 180 s.
12. Turchenko G.F. Sproba dezіntegracії Ukraїni u 1917-1918rr. (na materіalah pіvdnya Ukraїni) / Naukovі pracі іstorichnogo fakul'tetu ZDU. 2003. Vipusk XVI. S. 146-164.
13. Ukraїns'ka Central'na Rada: dokumenti і materіali: U 2 t. / Nac. akad. nauk Ukraїni, Іn-t іstorії Ukraїni. K.: Nauk. dumka, 1996. - (Pam'yatki іstorії Ukraїni. Ser. V. Dzherela novіtn'oї іstorії). T. 1: 4 bereznya - 9 grudnya 1917 r. / uporyad. V. F. Verstyuk [ta іn.]; vіdp. red. V. A. Smolіy [ta іn.]. K.: [b.v.], 1996. S. 359.