ANCIENT GREEK PHILOSOPHY AS A SOURCE OF ACCOUNTING KNOWLEDGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, based on a deep, comprehensive examination and systematization of the postulates of philosophy, the opinions of Russian and foreign scholars, the author’s opinion on the ancient sources of the origin of accounting science is expressed and justified.

Keywords:
stages of development of accounting, balance sheet, accounting science, the idea of duality.
Text

Актуализация исследований в области исторического развития бухгалтерского знания сегодня, во времена реформирования национальной учетной системы, является одной из первоочередных задач, стоящих перед научным профессиональным сообществом. Данное обстоятельство объясняется тем, что с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» вопросы достоверности информации, предоставляемой посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности и служащей основой для проведения экономического анализа и принятия управленческих решений всех уровней корпоративной и государственной власти, остаются нерешенными. Напомним, что существенные изменения принципов функционирования системы российского бухгалтерского учета были нацелены, прежде всего, на формирование системы стандартов учета и отчетности, «обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов» [1], что должно было привести к притоку иностранного капитала в страну. Однако, двадцать лет преобразований не привели к желаемому результату. Более того, по данным, предоставленным Центральным Банком, в 2017 г. отток прямых иностранных инвестиций из российской экономики составил 10,8 миллиардов долларов [2]. Следовательно, необходимо провести ряд изысканий, связанных с динамикой протекающих реформационных процессов, эволюцией (или инволюцией) применяемых методик и сменой концепций. Адекватно ответить на эти вопросы возможно только в историческом аспекте, критически оценив (с позиций уже имеющихся результатов) используемые нашими предшественниками доктрины. Однако, анализ потенциальных выводов осложняется тем обстоятельством, что бухгалтерский учет является наукой социальной, подверженной влиянию различных методологических направлений в экономике, а потому сформировать суждение об истинности или ложности избираемой парадигмы будет не просто. И чтобы выносить соответствующие непредвзятые вердикты, необходимо понимать, что является основой бухгалтерского знания, каковы его истоки, какова квинтэссенция, породившая баланс. Считается, что бухгалтерский учет в своем развитии прошел шесть основных этапов. Первый — натуралистический (4 000 до н.э. —
500 до н.э.), для которого характерной была максимальная точная фиксация фактов хозяйственной жизни в натуральном измерении. Второй — стоимостной (500 до. н.э. — 1300 г.), связанный с появлением денег и нового эко-
номического приема — оценки, а также с разделением процесса отражения факта хозяйственной жизни на две составляющие — параллельная фиксация с использованием натурального и денежного измерителей.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.03.1998 N 283 «Ob utverzhdenii Programmy reformirovaniya buhgalterskogo ucheta v sootvetstvii s mezhdunarodnymi standartami finansovoy otchetnosti» [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18125/

2. «Pryamye inostrannye investicii snova utekayut iz RF» - Gazeta Kommersant' № 6 [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3598321

3. Mihaylova N.V. Filosofiya i matematika v uchenii Platona: razvitie idei i sovremennost' // Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal. - 2014. - Tom 3. - № 6.

4. Platon. Timey // Sochineniya v treh tomah. - M. : Mysl', 1973. - T. 3. Chast' 1. - S. 455-541.

5. Sokolov Ya.V., Sokolov V.Ya. Istoriya buhgalterskogo ucheta : uchebnik. - M. : Finansy i statistika, 2004. - 272 S.

6. Cygankov K.Yu. Balans v ego istoricheskom razvitii // Sibirskaya finansovaya shkola. - 2005. - № 4.

Login or Create
* Forgot password?