Penza, Russian Federation
Penza State University of Architecture and Construction (docent)
Penza, Penza, Russian Federation
Penza, Russian Federation
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
BBK 6529 Экономика предприятия (фирмы)
The consideration of internal and external factors affecting the construction company plays an important role in the crisis management. In this regard, it is essential to consider given factors during carrying out measures to deal with a crisis. This article examines the internal and external factors, which contributes to financial condition of construction companies in the crisis management. The classification of these factors provides the enterprise with comprehensive information about the causes of a crisis. External factors include a state of national economy, a political situation in the world, a market condition, a monopoly tariff growth, a natural phenomenon and a foreign economic activity of other enterprises. The internal factors include ineffective management system, poor relationships with suppliers, inexperienced management and other specialists with low qualification, low productivity and mistakes in a business plan. Recommendations to improve financial stability in a crisis are given. The importance of monitoring to identify factors that affect the enterprise activities in a negative way is mentioned. The most effective methods of dealing with a crisis are given. The role of marketing research in the dealing with negative factors is justified. The significance of the crisis management system based on modern methods is demonstrated. The role of a state in the crisis management and the degree of influence on monopoly by a state is shown. The role of monopolies in small and medium-sized businesses is evaluated.
crisis management, financial stability, financial condition, internal factors, external factors, construction company
Введение. Важную роль в антикризисном управлении строительного предприятия играет теория и практика борьбы с кризисными ситуациями. Но малое количество руководителей изучает опыт, накопленный в антикризисном управлении. Однако необходимо знать, что основными причинами, из-за которых предприятие становится банкротом, являются: низкий уровень маркетинга, неэффективный менеджмент, отсутствие контроля за финансовым состоянием предприятия, а также невозможность управлять факторами, действующими вне предприятия. Поэтому, можно сказать, что основные причины банкротства – внутренние и внешние. Внутренние предприятие может контролировать, а вот внешние от самого предприятия не зависят. К ним относятся, например, политика, действия монополий, природные явления и т.д. [1, 2].
Многие российские строительные предприятия не ведут учет факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия. Им необходимо в ходе их жизненного цикла использовать систему борьбы с кризисными ситуациями, которая позволит вести антикризисное управления на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а также произойдет спад ситуаций, из-за которых предприятие может стать банкротом.
Поэтому исследование внутренних и внешних факторов в антикризисном управлении является актуальным. Оно позволит строительным предприятиям не допускать прежних ошибок в управлении, а также станет основой в теории факторов влияния на финансовое состояние предприятия. Необходимо отметить, что существует сильная зависимость между платежеспособностью предприятия от деятельности монополий, от роста тарифов, политической и экономической нестабильности. Следует использовать механизмы антикризисного управления, внедрять систему контроля финансовой устойчивости предприятия, которая должна быть основана на учете внутренних и внешних факторов.
Основная часть. Общеизвестным фактом является следующий: эффективная система управления антикризисными ситуациями должна включать в себя мониторинг финансового состояния предприятия, который позволит вести контроль и диагностировать состояние банкротства, а также позволит принимать верные решения в чрезвычайных ситуациях.
Ряд проведенных мероприятий в России либерально-монетаристской направленности позволяет сделать вывод, что необходима реформа всех методов и устройств управления антикризисными процессами, иначе невозможно снизить количество неплатежеспособных предприятий и вывести из банкротства предприятий в условиях кризиса.
Система управления банкротством в таких предприятиях малоэффективна, и в основном она ориентируется на закрытие предприятия и признания его банкротом. Поэтому можно сказать, что сегодня нужно реформировать данную систему и опираться на опыт ведущих организаций, которые смогли выстоять в условиях кризиса.
Следует провести анализ причин, способствующих возникновению кризисных ситуаций в организации, которые напрямую влияют на финансовое состояние предприятия. Прежде всего, выделяют внутренние и внешние факторы. Классификация этих факторов представлена в табл. 1.
Для исследования факторов внешней среды необходимо проводить определенные маркетинговые мероприятия. Исследования, проводимые для выявления факторов внешней среды, должны быть определенным образом оценены. Оценка должна быть объективной и формальной. Про внутренние факторы можно сказать следующее: управление ими может быть основано только на наиболее эффективных методах управления (например, следует уделить внимание бенчмаркингу).
Управление в условиях кризиса можно охарактеризовать как неотъемлемую модель управления внутри всей системы менеджмента, которая включает в себя систему контроля за внутренними и внешними факторами, среди которых происходит жизнедеятельность самого предприятия и его отдельных элементов, с целью борьбы с причинами несостоятельности и банкротства, а также обеспечения стабильного финансового положения на долгое время [3, 4].
Ряд показателей, которые характеризуют изменения внутри организации и непосредственно многих ее структурных элементов, а также ее положение на рынке, помогут определить направление действий в антикризисном управлении. Между тем, система управления риска состоит из следующих звеньев:
- необходимость определения причин наличия риска;
- ранжирование рисков в порядке важности и значимости;
- оценка уровня виляния риска;
- оценка вероятности возникновения рисков на предприятии и выстраивание ее по возрастанию;
- выбор эффективных способов борьбы с рисками;
- принятие решения управляющим органом об изменении методов управления;
- контролирование последствий после изменения методов управления.
Государственной управление в условиях кризиса крупнейших монополий очень необходимо, поскольку именно от монополий зависит уровень и качество жизни населения, положение страны на мировом рынке, к тому же субъекты малого и среднего предпринимательства могут понести огромные убытки, если монополии окажутся на гране банкротства. Поэтому государство вынуждено поддерживать предпринимателей и контролировать работу монополий для соблюдения тарифных ставок для товаров и услуг.
Управление финансами в период кризиса должно включать в себя контролирование финансового состояния предприятия, также учитывать причины кризисного состояния, выбирать наиболее эффективные способы по устранению этих причин. В этом случае может использоваться даже полнейшая реорганизация предприятия.
Механизм стабилизации финансового положения строительного предприятия в кризисных ситуациях состоит из:
- Предотвращение неплатежеспособности, которое может быть предотвращено следующими методами:
- сокращение кредиторской задолженности в текущем периоде, обязательств перед другими организациями (долги по доставкам);
- повышение доходов предприятия за счет дебиторской задолженности и продажи товаров, хранящихся на складе;
- продажа неликвидного товара по высоким ценам;
- оптимизация ликвидов, перевод их в денежные средства (это происходит из-за сокращения отсрочки платежа покупателям, работа с поставщиками, продажа готовой продукции покупателям, получение льгот, получение компенсации и пеней и т.д.);
- внеоборотные активы должны перевестись в денежные средства (например, если у вас есть помещение, которое вы не используете, то вы можете его сдавать в аренду; также в аренду можно сдать различное оборудование (станки, например)), к тому же, если вы планировали расширения производства и приобретения нового оборудования, то вы просто можете приобрести его в аренду на определенный срок.
Таблица 1
Внешние и внутренние факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Глобализация мирового значения: - нестабильность работы организаций из-за мировых кризисов и объединения в экономические союзы; - невозможность управлять ценами на ценные бумаги, т.к. рынок ценных бумаг переполнен - меняются предпочтения потребителей, из-за этого падает уровень спроса; - изменения в мировой политике, изменения в экспортно-импортных отношениях, санкции, запреты и т.д.; - обостряется зависимость между национальным и мировым риском, отсюда следует взаимосвязь кризиса внутри страны и на мировом уровне; - падает объем производства из-за конъектуры рынка. |
Факторы управления: - малоэффективная система управления; - отсутствие опыта у управляющих; - отсутствие профессионализма; - низкий уровень организационной структуры предприятия; - используется менеджмент, не подходящий этой организации; - недостатки в гибкости, своевременности, эластичности в менеджменте - отсутствие мониторинга рынка; - неиспользование современных популярных методов управления. |
Социально-экономические факторы внутри страны: - нововведения на муниципальном или государственном уровне; - изменения в планах развития страны; - новаторства в области экспортно-импортных отношений, из которых следуют новшества и во внешней политике, и во внутренней; - нет единства в стратегиях развития страны; - высокий уровень инфляции; - отсутствие экономического роста; - повышение цен у ведущих монополий; - спад уровня доходов населения; - падение уровня ВВП, ВНП; -неустойчивость системы (муниципальные образования не могут взять кредит, нет льгот, субсидий и т.д.).
|
Финансовые: - не применяются новые методы финансового менеджмента; - неполная система управления финансами; - неиспользование принципов финансового управления (управление капиталом, управление запасами, денежное обеспечение, надлежащий уровень денежных средств на счете, уровень наличных средств, оптимизация задолженности, работа с дебиторской задолженностью и т.д.); - существенные ошибки на начальном этапе создания (написание бизнес-плана, финансовый план, в которых не просчитаны (или неправильно посчитаны) основные моменты финансового управления, не учтены все возможные расходы, неправильно посчитана прибыль предприятия, окупаемость; - ошибки бухгалтерии (бухгалтерская отчетность, которая ведется неправильно, выписки, декларации, бухгалтерский отчет; - неведение налогового контроля; - чрезвычайно высокая экономия по ряду направлений, которая может привести к потере персонала. |
Факторы рынка: - низкий уровень наполненности рынка; - и наоборот, высокий уровень наполненности; - значительная конкурентная борьба внутри рынка; - рост курса валют (повышение курса доллара к рублю, что актуально в настоящее время) и наоборот, снижение курса валют; - нестабильный уровень цен внутри страны, а также и в экспортно-импортных отношениях из-за повышения цен поставщиками; - повышается производительность товаров-аналогов. |
Факторы производства: - у предприятия нет взаимодействия между отделами и цехами, из-за этого отсутствует целостность внутри предприятия; - неизменность сложившейся системы (она должна меняться постоянно); - амортизация основных фондов; - снижение уровня производительности; - себестоимость продукции превышает среднерыночную цену товара;
|
Иные внешние факторы: - климатические условия; -природные явления; -новые законы; - политические разногласия; - терроризм. |
Внутренние факторы рынка: - малое количество поставщиков, которые диктуют свои условия поставки; - отсутствие отличительных признаков у продукции и узнавание бренда; - риск хранения продукции на складе. |
- Поддержание устойчивости финансового положения происходит за счет введения новых способов борьбы с кризисом, таких как уменьшение использования ресурсов и увеличение собственных денежных средств благодаря:
- уменьшению объема выпускаемой продукции, которая только тянет предприятие в убыток, из-за которой общая рентабельность предприятия снижается; прекращение инвестирования в другие сферы;
- увеличение выпуска прибыльной продукции, продажа ее с еще большей накруткой, контроль за браком и испорченной продукцией.
- Наличие финансовой стабильности благодаря повышению качества продукции, проведению лабораторных испытаний, выпуска новой инновационной продукции, отличной от продукции конкурентов, поиск новых поставщиков, способных поставлять продукцию по более выгодным ценам, пытаться обеспечить себе скидку у старых поставщиков. Также можно автоматизировать производство, обратить внимание на методы бережливого производства.
Главной причиной того, что строительные компании становятся банкротами в кризисное время, является отсутствие в необходимом количестве наличного капитала. И это правда так, потому что многие компании работают по безналичному расчету и существуют лишь с помощью кредитов и займов. Но каждой компании важно иметь собственные денежные средства, чтобы не прийти к состоянию неплатежеспособности.
Следующей причиной является увеличение расходов в экономически нестабильное время. Если происходит снижение уровня продаж, то необходимо снижать и расходы. Если не произойдет снижение расходов, то предприятие понесет огромные убытки.
Также причиной банкротства может послужить и увеличение издержек. Всегда должен быть баланс между доходами и расходами. Руководитель должен планировать и контролировать уровень издержек на предприятии, иначе последствия могут быть чрезвычайными.
Выводы. Таким образом, необходимо каждому строительному предприятию вести учет внутренних и внешних факторов-причин возникновения кризисных ситуаций в организации. Необходимо иметь в виду, что к внешним факторам относятся те, которые воздействуют на предприятие через внешнюю среду и само предприятие никак не может повлиять на эти факторы (экономика, политика, экспортно-импортные отношения, монополии, социальная обстановка, чрезвычайные ситуации, природные аномалии), к внутренним факторам относятся факторы, непосредственно связанные с самой организацией и она имеет возможность влиять на них (поставщики, руководство, структура, система менеджмента, производство, продукция и т.д.). Предприятие в своей практике должно использовать только самые эффективные методы борьбы с кризисом, повышая свою конкурентоспособность и платежеспособность за счет выпуска новой продукции, борьбы с неликвидами, поиска новых поставщиков, повышения рентабельности, соотношения уровня доходов и расходов, внедрения систему антикризисного управления, которая позволит вести мониторинг рынка в целом и контролировать финансовую устойчивость предприятия.
1. Andreyev E.E. Essence and contents of the crisis response strategy of the enterprise (organization). Symbol of science, 2016, no. 9, pp. 52-55.
2. Kochetkova A., Kochetkov P. Bases of management in the conditions of chaos. Crisis management. In 2 parts. Part 1. The textbook and a practical work for a bachelor degree and a magistracy. M.: Yurayt publishing house, 2016, 383 p.
3. Sal D.N. Life cycle and change of administrative stereotypes. (Publ. in abbr. translation with English)//Elitarium: Center of remote education: [Electronic resource]. Access mode: http://www.elitarium.ru/2016/01/12/print: page, 1, zhiznennyjj_cikl_i_smena_upravlencheskikh_stereotipov. Date of the address: 28.04.2018.
4. Guskova N.D. Crisis financial management - the mechanism of adaptation regulation of business processes of the enterprises. II Ekonomika and management: new calls and prospects, 2012, no. 3, pp. 75-78.