Russian Federation
Problems of internecine wars, contradictions, the absence of unity are among key in works of Old Russian literature. Feudal fragmentation, being a natural period in the development of any early feudal state, for the old Russian was tragic, because from its folding to the collapse of the southern border have always been unstable and replaced by one nomadic peoples came others who ruined the border areas, led prisoners who were sold into slavery in the slave markets of the East. During the period of strong Kievan Rus, this threat was minimized, but the period of fragmentation exacerbated the situation. The authors of works with nostalgia talk about a strong Kievan state, the removal of the Kiev princes-the winners of the nomads, the stability and tranquility in the South-Eastern borders of the country. They appeal to the heroes of previous years with appeals to the princes to unite and solve the problems of the state.
Old Russian literature, idea, Union, people.
Развитие древнерусского искусства, включая литературу, частично затрагивается в вузовских учебниках и пособиях [1, 2, 3], но, на наш взгляд, недостаточно, ведь она несет в себе историю целой эпохи развития государства. Авторы старались на бумаге отразить особенности жизни и передать потомкам особенности уклада их жизни. Они прославляли героев своего времени, рассказывали о победах и поражениях современников, восхваляли красоту и стать Руси, просвещали о политической ситуации в государстве. В произведениях резко осуждается политика князей, которые кровавыми феодальными раздорами ослабили мощь и силу государства. Авторы призывают не только своих современников, но и потомков хранить в памяти подвиги и героические поступки предков, не повторять их ошибки, чтобы сохранить мощь Великой Руси. Большинство произведений, как правило, содержат много элементов публицистики. Одной из особенностей древнерусской литературы является её историзм – способность передавать облик той или иной эпохи в конкретных исторически важных лицах.
На древнерусскую литературу оказывало большое влияние христианство, принятое в 988 г. при князе Владимире Красное Солнышко. Именно церковно-религиозными идеями были пронизаны первые произведения того времени. Однако тема сохранения единства и целостности государства уже тогда прослеживалась в трудах древнерусских сочинителей.
Наиболее известными в настоящее время произведениями эпохи становления Древней Руси являются такие труды, как «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», а также менее известные современному читателю «Слово о Законе и Благодати», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Эти писания пронизаны патриотическими идеями, которые проповедовали древнерусские мыслители.
Русская литература в начале своего формирования и укрепления на славянских землях относится к народной культуре, основной характеристикой которой является анонимность ее авторов. Большинство произведений того времени имеют неизвестных творцов, не имеющих специальной подготовки. Таким является и «Слово о полку Игореве». Хотя историкам доподлинно неизвестно кто автор писания, есть предположения, что творцом «Слова» является певец из дружины князя Игоря, который стал непосредственным свидетелем событий, описанных в произведении.
Известный российский историк С.О. Шмидт отмечает: «Следует особо указать и на то, что едва ли можно назвать другой памятник отечественной литературы (во всяком случае, до времени творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского), в изучение которого внесли бы такой серьёзный вклад и иностранные учёные (это чётко прослеживается по "Энциклопедии „Слова о полку Игореве“"). А это имело немалое значение вообще для закрепления интереса к истории и культуре России в зарубежной научной литературе и в общественном мнении» [9, с. 59].
Мастерство писателя «Слова о полку Игореве» особенно раскрывается в создании образа Русской земли, которая в его понимании является главным и истинным героем произведения. В представленном читателю изображении родины ощущается чувство страстной любви и преданности, необыкновенный темперамент. Этот портрет пронизывает всё произведение и одухотворяется через единение человека и природы. Отличительной чертой политического мышления автора «Слово о полку Игореве» является соединение широкого понимания понятия «Русская земля» с идеей княжеского единовластия. Русская земля у неизвестного творца не ограничивается только Киевом, Черниговом или Новгородом-Северским. Она включает в себя и другие славянские земли, входящие в состав Древней Руси. Именно в этом и находит патриотическое сознание автора произведения свое отражение.
«Слово о полку Игореве» делится на три части, не считая пролога, обращенного к читателю.
Патриотические чувства автора прослеживаются с самого начала писания и раскрываются в его стремлении донести историческую правду. Недаром уже во вступлении он заявляет, что не будет скрывать или искажать правду, подражая Вещему Бояну. Неизвестный писатель избирает ключевой темой своего патриотического призыва не восхваление русского оружия в великих победах, а кровавому поражению в битве на реке Каяле, которое он описывает в первой части «Слова». Автор трезво и четко осознаёт суровую действительность прошлого и настоящего, старается открыть читателю возможно неприглядную, но определенно правдивую картину состояния Русской земли, страдающей от множества княжеских усобиц и набегов степных народов, опустошающих славянские земли.
Неизвестный творец возлагает на себя миссию просветить и разбудить человеческую память. Вторая часть произведения посвящена лирическому обращению автора к князьям Рюриковичам с призывом объединиться против половцев, чтобы отомстить «…За обиду в этот черный день,/За Русскую землю,/За Игоревы раны…». Он требует от князей защитить «достояние Даждьбожа внука», ведь именно их он обвиняет в том, что они «...раздорами и смутой/К нам на Русь поганых завели…».
Третья часть «Слова о полку Игореве» в большей степени посвящена «Плачу Ярославны», который изображает обращение княгини к природе с просьбой о помощи ее милому князю. Этот эпизод, по моему мнению, для современного читателя является наиболее знакомым из всего произведения. «Слово» заканчивается бегством князя Игоря из плена и возвращением на Русь, которое празднуют русские города [8].
Одним из предшественников «Слова о полку Игореве» с похожей патриотической идеологией является «Поучение Владимира Мономаха». Этот литературный памятник XII в., написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом, принято считать первой светской проповедью.
До нашего времени «Поучение» дошло в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377 г.). Советский и российский филолог Д.С. Лихачёв называет писание «своеобразным собранием сочинений» Владимира Мономаха и добавил: «Громадная политическая тема – подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй – была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом» [см.: 4, с. 133 –154].
В своем произведении Мономах, как и было принято у писателей Древней Руси, приуменьшает свои заслуги. Этот прием называется самоуничижением. Таким способом, показывая свою скромность, авторы того времени располагали к себе читателей.
В «Поучении Владимира Мономаха» князь для обращения внимания потомков на то, что основой нравственности является «страх Божий», цитирует Псалтырь и Василия Великого, которые призывают к воздержанности и терпению.
Мономах призывал настоящих и будущих князей быть справедливыми, ибо наделенные властью несут огромную ответственность. По мнению князя, основой правосудия всегда должна быть «правда» – закон. Мономах писал: «Не позволяйте власть имущим погубить человека». Он выражал идею защиты «убого человека» и завещал помогать нищим и обездоленным, не губить христианских душ, быть верными своим клятвам, уважать старших и священнослужителей, не лениться. Великий князь киевский Владимир Мономах считал недопустимой смертную казнь, включая это требование в понятие «правды», ибо утверждал, что любой человек должен иметь право прожить свой земной срок жизни, отпущенный Богом. Казнь – это убийство, а значит она – преступление перед Господом.
Одно из значимых мест в «Поучении» занимают последствия кровавых княжеских усобиц. Раздоры между князьями приводят к войнам, смерти и разорению крестьян, что, как справедливо замечал Мономах, ослабляет Русские земли. В противовес принятому в 1097 г. на Любеческом съезде решению: « каждо держить отчину свою» («каждый пусть держится своей вотчины»), князь призывает: «отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю».
Также в «Поучении» Мономах вспоминает о 83 походах и 19 соглашениях, которые он заключил с половцами. Помимо этого в произведении упоминается об охотах на диких куниц, туров, оленей, лосей, вепрей, медведей и «лютых зверей» [7].
Другим произведением, отражающим патриотические идеи единства государства, является торжественная речь митрополита Илариона «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей» [5].
Тема «Слова» – тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.
Идеи эти изложены в «Слове» с пластической ясностью и исключительной конструктивной целостностью. Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии «Слова».
Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии, позволяет органически развить основную тему «Слова» – прославление Русской земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему логически, по типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа. Основной пафос «Слова» – в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации [см.: 4. С. 30–33].
«Слово», которое посвящено учению о равноправности всех народов, от начала и до конца является слаженной и целостной идеей одной патриотической мысли. В своем сочинении Иларион предрекает великое будущее Руси. Однако стоит заметить, что идейный замысел «Слова» не связан с национализмом, митрополит подчеркивает, что русский народ является лишь частью человечества.
Несмотря на то что «Слово о Законе и Благодати» сначала было лишь проповедью, произнесенной митрополитом Иларионом в одном из церковных храмов, позже она всё же была изложена им на бумаге. В конце автор поясняет, что облёк свою речь в письменную форму для людей «преизлиха насышътьшемся сладости книжные». Особое жанровое своеобразие произведения создается за счет соединения богословской мысли и политической идеи.
Сочинение Илариона многозначно и содержит в себе достаточно мнений, в связи с чем было по достоинству оценено не только современниками, но и потомками, а также будет давать ответы на заданные вопросы еще не одному будущему поколению.
Ещё одним произведением, затрагивающим единство государства, можно считать «Повесть о разорении Рязани Батыем». Повесть посвящена взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 г. С одной стороны, это произведение показывает последствия отсутствия единения на Русских землях. Если бы князья Киевской Руси объединились, возможно, им удалось бы отстоять Рязань, но их амбиции и раздробленность сыграли свою роль в этом деле. С другой стороны, эта повесть показывает героизм и самоотверженность русского народа в борьбе за свою родину с непримиримым врагом. Автор стремится пробудить не только в современниках, но и в потомках гордость за свой народ и Отечество. Писатель на примере подвига рязанского воеводы Евпатия Коловрата, показывает читателю силу тела и духа русского человека. «Повесть о разорении Рязани Батыем» смело можно назвать одной из страниц истории нашего государства, несущей в себе печальную повесть о нашем прошлом [6].
Произведения древнерусской литературы являются не только литературным достоянием, переданным нашими предками, но и исторически важными источниками, отражающими события, происходящие многие века назад.
1. Zuev M.N. Istoriya Rossii: uch. Pos. dlya bakalavrov. - M.: Izd-vo Yurayt, 2013. - 655 s.
2. Kravcova E.S., Petrischeva N.S., Markovchin V.V., Shishkareva T.N., Kuznecova T.L. Istoriya Rossii: uch. pos. dlya stud. yurid. fak-ta spec. 40.05.01 «Pravovoe obespechenie nacional'noy bezopasnosti».- Kursk, ZOA «Universitetskaya kniga», 2016. - 308 s.
3. Kravcova E.S. Istoriya Otechestva s drevneyshih vremen do nachala XXI stoletiya: ucheb. posobie dlya studentov fak. klinicheskoy psihologii med. vuzov. - Kursk: KGMU, 2006. - 186 s.
4. Lihachev D.S. Velikoe nasledie // Lihachev D. S. Izbrannye raboty v treh tomah. - L.: Hudozh. lit. - 1987. - T. 2. - S. 133-154.
5. O Zakone, cherez Moiseya dannom, i o Blagodati i Istine cherez Iisusa Hrista yavlennoy, i kak Zakon otoshel, (a) Blagodat' i Istina vsyu zemlyu napolnili, i vera na vse narody rasprostranilas', i do nashego naroda russkogo (doshla). I pohvala knyazyu nashemu Vladimiru, kotorym my krescheny byli. I molitva k Bogu ot vsey zemli nashey // https://azbyka.ru/slovo-o-zakone-i-blagodati-mitropolita-ilariona
6. Povest' o razorenii Ryazani Batyem //http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4956
7. Pouchenie Vladimira Monomaha // http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4874#_edn11
8. Slovo o polku Igoreve // http://www.e-reading.club/bookreader.php/76166/Slovo_o_polku_Igoreve_%28Zabolockiii%29.html#label22
9. Shmidt S.O. Pamyatniki pis'mennosti v kul'ture poznaniya istorii Rosii. - M.: Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2008. - T. 1 Dopetrovskaya Rus'. Kniga 2. - 639 s.