THE METHODOLOGICAL BASIS OF TEACHING CHILDREN WITH MENTAL PECULIARITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the current educational tendencies of socialization for children with special health abilities. The main factors for creation educational methods and models of these methods are presented. The article contains a list of necessary principles for all the participants of inclusive education. The importance of the conformity of modern educational methods to the moral requirements is also

Keywords:
inclusive education, the methodology of educational process, the methodological bases, principles of education, children with disabilities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Развитие современного общества, сопровождаемое тенденцией к глобализации, происходит в условиях разнообразных циклических экономических, социальных и политических кризисов. Усиление степени негативного влияния на развитие отношений в обществе непосредственным образом влияет и на тенденции построения поведенческих моделей среди представителей разных возрастных и социальных групп. Современная практика демонстрирует необходимость поиска новых решений в системе международной и государственной социальной политики, концентрируя внимание органов власти на важности и незаменимости человеческих ресурсов.

Для современной государственной политики характерна социальная направленность, нацеленность на построение общества «для всех» на основе «модели включения». Повышение уровня социальной активности граждан, имеющих ограничения возможностей психического и физического здоровья (ОВЗ), сегодня является одним из наиболее приоритетных и финансируемых направлений социальной политики государства [4]. Первостепенным методом создания условий, необходимых для успешной и эффективной социализации людей с ОВЗ, является реформа в образовательной сфере [5].

Повышенное внимание сегодня нацелено на развитие и образование детей, имеющих различного рода ограничения, связанные с возможностями здоровья. Данный фактор определяет необходимость диверсификации методов, форм и способов современной социальной и психологической педагогической практики, а также необходимость переориентации существующих сегодня целей и задач образовательного процесса. Установленная в ходе развития системы образования модель преимущественного приоритета академического знания сегодня замещается концепцией социальной адаптации, где наиболее важную роль играет достижение социальной абилитации всеми участниками образовательного дискурса [6].

Социальное образование, продвигаемое в современных общеобразовательных школах, призвано решить проблему адаптации детей с ограниченными возможностями к условиям окружающей среды. Основным смыслом и целью инклюзивного образования, получившего особые возможности для развития в ходе реализации президентской программы «Наша новая школа» в 2010 году, является достижение успешной социализации детей, что служит особой стратегической целью современного государства [4].

Инклюзивное образование является своеобразным инновационным процессом, призванным отвечать современным тенденциям всеобщей доступности и непрерывности образования. Подобные структурные изменения в общеобразовательной сфере, связанные с внедрением «включенного» образования, сегодня требуют проведения процедуры комплексного анализа, в результате которого станут возможными выбор наиболее оптимальной методологии образовательного процесса и разработка требуемой модели предлагаемого инновационного внедрения [1].

Следует выделить несколько базовых приоритетов инклюзивного образования, являющихся основополагающими в процессе социализации ребенка. В их число входят следующие позиции:

  1.  принятие всеми сторонами образовательного дискурса модели и целей инклюзивного подхода;
  2.  приоритет отказа от искусственной изоляции ребенка с ОВЗ, профилактика возможной обособленности от коллектива;
  3.  предоставление особого внимания важности своевременного и актуального развития ребенка в соответствии с возрастными показателями;
  4.  особый упор на развитие коммуникативных, практических и поведенческих компетенций.

Основными принципами внедрения инклюзивных методов образования являются постепенность и эволюционность развития, системность характера изменений ценностей, содержания и методов образования, связанных с внедрением подхода, а также непрерывность данных процессов. Важным моментом, учитываемым при построении образовательной модели, является соответствие содержания, методов обучения и воспитательных приемов уровню возрастных возможностей ребенка, а также его потребностям.

Сегодня существует несколько отличных друг от друга методологических моделей образовательного процесса. В качестве наиболее распространенных и базовых можно выделить следующие [2]: традиционная модель (Д. Равич, Л. Кро, Ж. Капеля, Г. Кэвелти), рационалистическая модель (Б. Скиннер, Р. Ганье), модель развивающего образования (В. В. Рубцов, В. В. Давыдов), феноменологическая модель (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер), неинституциональная модель (Дж. Холт, П. Гудман, Ж. Гудлэд, И. Иллич, Ф. Клейн).

Подобного рода модели, используемые в процессе образования и воспитания, существуют в виде одного из эволюционных этапов развития системы. Современный методологический подход, предусматривающий возникновение инновационных моделей образования, является своеобразным «переходом» от одной формы общественного устоя к иному, неклассическому [7]. Таким образом, процессы инклюзии в образовании сегодня служат для корректировки установленных в социуме мировоззренческих идеологий. Исходя из данного положения, следует сделать вывод о важности обоснования методологии инклюзивного образования как инновационной модели на базе современных моралистических представлений. Методология инклюзивного образования является ярким примером результата синергии ресурсов участников социального процесса [3].

References

1. Akulova O.V. Kompetentnostnaya model' sovremennogo pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie / O.V. Akulova, E.S. Zair-Bek, S.A. Pisareva i dr. - Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2009. - 158 s.

2. Bordovskaya N.V. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - Sankt-Peterburg: Piter, 2000. - 304 s.

3. Gaponceva M.G. Primenenie ideologii sinergetiki k formirovaniyu soderzhaniya nepreryvnogo estestvenno-nauchnogo obrazovaniya / M.G. Gaponceva, V.A. Fedorov, V.L. Gaponcev // Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. - 2004. - № 6. - C. 89-102.

4. Medvedev D.A. Nasha novaya shkola. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa / D.A. Medvedev // Vystuplenie prezidenta RF na torzhestvennoy ceremonii otkrytiya Goda uchitelya v Rossii, fevral' 2010.

5. Mitchell Devid. Effektivnye pedagogicheskie tehnologii special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya (Ispol'zovanie nauchno-obosnovannyh strategiy obucheniya v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve) / Devid Mitchell; perevod I.S. Anikeeva, N.V. Borisovoy. - Moskva: ROOI «Perspektiva», 2009. - 135 s.

6. Semago M.M. Rebenok i obrazovatel'naya sreda: strukturno-informacionnyy podhod // Izvestiya RAO. - 2006. - № 2. - S. 81-90.

7. Teoriya i metodologiya psihologii: Postneklassicheskaya perspektiva / Pod red. A.L. Zhuravleva, A.V. Yurevicha. - Moskva: Institut psihologii RAN, 2007. - 528 s.

8. Trofimova I.N. Predposylki sinergeticheskogo podhoda v psihologii / Sinergetika i psihologiya. Vyp. 1. Metodologicheskie voprosy / Pod red. I.N. Trofimovoy, V.G. Budanova. - Moskva: MGSU «Soyuz», 1997. - S. 6-33.

Login or Create
* Forgot password?