employee
Novosibirsk, Novosibirsk, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article proposes a review of the system of secondary school education from the point of view of foreign cultural immigration. The work of the teacher. The factors hindering the integration of immigrant children into the host society are highlighted
education system, students from family immigrants, integration, the formation of a civil identity
Система образования – традиционно один из главных факторов цивилизационного общества. Образовательный уровень общества определяет его технологический ресурс, экономический и стратегический потенциал, перспективы дальнейшего развития. Уровень образованности влияет на качество жизни граждан страны, роль и место государства в мире. Стоит напомнить, что образовательный и профессиональный ресурс создают условия для социальной защищенности человека, являются предпосылкой для гибкого перестраивания, переучивания в связи с технологическими изменениями и рыночными требованиями. В этом смысле образование признается в качестве общественного и индивидуального резерва, основы социальной стабильности и уверенности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что процессы глобализации, в том числе интенсивной международной миграции, создали новую ситуацию как в обществах принимающих стран в целом, так и в такой особой и социально значимой сфере как образование. В наибольшей степени это проявилось в системе общего среднего, т.е. школьного, обучения. Приток детей из сопредельных государств, увеличение абсолютного числа и доли инокультурных учащихся породили межкультурные барьеры во взаимодействиях между местными школьниками и приезжими. Наиболее заметными и ощутимыми стали языковые и конфессиональные различия. Разные условия социализации детей иммигрантов и представителей принимающего общества сформировали разный культурный и религиозный капитал, разную систему и шкалу ценностных приоритетов. Желание приезжих сохранить ввезенную культуру, жить по своим законам порождает определенную отстраненность и отчужденность; ведет к солидаризации по этнорелигиозному, диаспоральному принципу. В результате разрыв между иммигрантами и местными учащимися, жителями в целом может нарастать и усиливаться. Такой вариант развития взаимодействий затрудняет не только процесс школьного обучения, но и интеграцию приезжих в целом, противоречит долгосрочным интересам принимающего общества. Дальнейшее увеличение доли неинкорпорированных иммигрантов способствует росту взаимного непонимания и социальной дезинтегрированности общества. Заметим, что данная проблема не носит исключительно частный, единичный характер или связанный только с отдельной, конкретной, в частности нашей страной. В значительной степени она коснулась мирового сообщества в целом, особенно иммиграционно привлекательных европейских стран.
Массовые иммиграционные процессы предъявили новые требования к системе образования. Приток инокультурных учащихся ведет к изменению образовательного пространства, в определенных случаях, его деструктивной деформации. Система школьного образования претерпевает ряд трансформаций, которые затронули всех основных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и их родителей. Меняется структура группы «учащиеся», ее качественные характеристики – возрастает доля инокультурного сообщества, часто с недостаточным уровнем уже полученного образования, не знающего русского языка. Большинство иммигрантов, прибывающих сегодня из Средней и Центральной Азии, у себя на родине находились вне поля влияния российской, русской культуры и языка. Напротив, в их странах на протяжении уже нескольких десятилетий идет интенсивное и повсеместное возвращение к своим национальным традициям и языку. Закономерным результатом подобных процессов становится ментальное отдаление местного населения и иммигрантов. Как следствие, актуализировалась потребность в интеграции инокультурных учащихся как в общество, так и в образовательную систему принимающего социума. Основная нагрузка по налаживанию взаимодействий с детьми иммигрантов, их социализации и включению в принимающее общество ложится на институт среднего образования.
Возникла потребность в формировании новых организационных структур, методических материалов, помогающих обеспечить интеграцию детей иммигрантов. При наличии детей иммигрантов адаптируются, модифицируются и сами образовательные и воспитательные процессы. Четко проявилась необходимость в разработке педагогических технологий, повышающих эффективность образовательного процесса приезжих.
Низкий образовательный и социализирующий результат, отсутствие достаточной государственной поддержки в обучении инокультурных учащихся могут вести к неудовлетворенности работников системы образования результатами своей работы, к вымыванию из школьного образования сильных педагогов, снижению профессиональной отдачи и депрофессионализации учительства как группы в целом. Иными словами, в условиях иммиграционного притока учащихся из сопредельных стран наблюдается дисфункции школьного образования. Усилия педагогов смещаются в сферу социализации детей иммигрантов, обучения их русскому языку, культурным нормам нашей страны. Интенсификация аккультурационных, воспитательных задач может вести к снижению качества усвоения содержания школьного курса. Подобная, в общем-то уникальная, ситуация ведет к интенсификации труда учителя. Перед педагогическим сообществом ставятся новые задачи, усложняются уже существующие. Возникающая двойная нагрузка на педагогов может приводить к моральному и эмоциональному стрессу и травмированию представителей этой важнейшей социально-профессиональной группы.
Осложняющим фактором, неоднократно отмечаемым педагогами, является наличие у части родителей потребительского отношения к школе. Замечались ситуации, когда дети иноэтничных мигрантов настаивали на своих «этнических правах», были склонны к односторонней толерантности – «все проблемы решать должен учитель, с себя ответственность стараются снять». Педагоги отмечают, что отношения с родителями приезжих выстраивать сложнее, чем с детьми, особенно, если родители не хотят идти на контакт, а также заниматься образованием детей. В качестве положительного фактора учителя отмечают, что у приезжих, как правило, полные, непьющие семьи, сильные семейно-родственные традиции.
Отдельная проблема – «текучесть» учащихся, практика постоянной смены места жительства, отсутствие постоянной регистрации, регулярные возвращения на родину. По словам педагогов, розыск таких детей существенно усложняет работу. Все это ведет к частым перерывам в учебе и смене школ.
Превентивной мерой и конструктивным подходом к решению уже существующих и предупреждению потенциальных языковых и коммуникативных проблем является активное включение детей иммигрантов в систему детских дошкольных заведений.
Вместе с тем, система школьного образования является, возможно, самым главным и потенциально самым эффективным социальным институтом способным предотвратить межкультурные и межэтнические противоречия, объединить представителей разных культур, иммигрантов и принимающее общество на основе формирования общегражданской идентичности. И в этих условиях, как отмечают сами педагоги, необходимо усиление связующего общероссийского компонента, его преломление в программах и задачах школьного обучения. Выстраивание общероссийской идентичности, связывающей и консолидирующей всех граждан страны, должно стать государственно артикулированной социальной функцией института образования.
1. Solodova G.S. Integraciya migrantov-musul'man v rossiyskoe obschestvo // Sociologicheskie issledovaniya. - 2011. - № 4. - S. 44-49.
2. Krasnopol'skaya I.I., Solodova G.S. Social'noe konstruirovanie etnichnosti // Sociologicheskie issledovaniya. - 2013. - № 12. - S. 26-34.
3. Solodova G.S. Etnichnost'. Islam. Integraciya migrantov-musul'man / G.S. Solodova, A.I. Kirillova, I.I. Krasnopol'skaya, M.S. Reshetinskaya, T.V. Scheklacheva; otv. red. G.S. Solodova; IFPR SO RAN. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2016. - 234 s.