ANALYSIS OF STANDARDS AND REGULATORY DOCUMENTS BEING USED IN ITEM DESCRIPTIONS AND SPECIFICATIONS WITHIN FEDERAL STATE PROCUREMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reports on the key finding of the study on standards and technical regulations used in item descriptions and specifications within federal public procurement in Russian Federation. Using content analysis of 2 098 public purchases conducted in the year 2017 by 15 federal public authorities 22 052 links for 2 657 standards and technical documents were identified. Documents age and structure analysis was carried out. The practical findings of the study can be applied for the development of national standardization program and perspective national standardization programs within priority areas. Research methods and approaches applied within the study can be effectively used for the purposes of law enforcement monitoring. Research was conducted under the government contract № 18401.160190019.10.002 of 17 April 2018.

Keywords:
national programs, standardization programs, public procurement, item description, specification, technical regulation, standardization, standards and technical regulations, law enforcement monitoring.
Text

Одним из инструментов реализации государственных и муниципальных программ, а также предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» [1] национальных проектов являются государственные и муниципальные закупки. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее — Закон № 44-ФЗ) функционирование контрактной системы в сфере закупок осуществляется в том числе на принципах:
• обеспечения конкуренции;
• стимулирования инноваций;
• ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
• ответственности за эффективность осуществления закупок.
Принимая во внимание, что данные принципы имеют разнонаправленный вектор, и усилия по обеспечению соблюдения каждого отдельного принципа могут негативно отражаться на соблюдении других принципов, одной из актуальных научных проблем в сфере закупочной деятельности является обеспечение разумного баланса между результативностью, эффективностью, инновациями и конкуренцией. Другими словами, цели и задачи государственных программ должны обеспечиваться закупками товаров, работ и услуг, которые не только отвечают непосредственным потребностям государственных заказчиков, но соответствуют требованиям безопасности и современному уровню развития науки, техники и технологий, а также не ограничивают добросовестную конкуренцию между различными участниками экономической деятельности. 

Описание объекта закупки
Законодательством о государственных и муниципальных закупках, а также закупках компаний с государственным участием как в России, так и за рубежом, предусмотрены различные механизмы решения вышеуказанной проблемы. Одним из таких механизмов являются правила описания объектов закупки и формирования технических заданий на закупку товаров, работ и услуг. Описание объекта закупки в той или иной форме и объеме применяется на различных этапах закупочного процесса, в том числе при разработке нормативных правовых актов по вопросам нормирования в сфере закупок, формировании планов закупок и планов-графиков, определении начальной (максимальной) цены контракта, подготовки извещения об осуществлении закупки и составления закупочной документации, осуществлении закупочных процедур, а также при заключении государственных контрактов и приемке поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг. Одним из общепризнанных правил описания объекта закупки является требование об обязательном применении при описании объекта закупки
различных нормативных документов и документов по стандартизации. В той или иной форме и объеме соответствующее требование содержится как в законодательстве США и Европейского союза, так и в законодательстве стран Евразийского экономического союза. На территории Российской Федерации данное требование в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязательное «использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика».

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda».

2. Federal'nyy zakon ot 27.12.2002 № 184-FZ «O tekhnicheskom regulirovanii».

3. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd».

4. Federal'nyy zakon ot 29.06.2015 № 162-FZ «O standartizatsii v Rossiyskoy Federatsii».

5. Federal'nyy zakon ot 05.04.2016 № 104-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam standartizatsii».

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 13.07.2016 № 672 «O mezhvedomstvennoy koordinatsii deyatel'nosti federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti, Gosudarstvennoy korporatsii po atomnoy energii «Rosatom» i inykh gosudarstvennykh korporatsiy v tselyakh realizatsii gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere standartizatsii».

7. Edinaya informatsionnaya sistema v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug [Elektronnyy resurs]. URL: http://zakupki.gov.ru/

8. Barykin A.N., Budozhapova M.Zh. Primenenie trebovaniy v oblasti tekhnicheskogo regulirovaniya i standartizatsii pri opisanii ob"ekta zakupok // GOSZAKAZ: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie. 2016. № 45. S. 8-11.

9. Gareeva D.F. Problemy, voznikayushchie pri opisanii ob"ekta zakupki na vypolnenie rabot s primeneniem tovara // Materialy nauchno-prakticheskogo seminara, posvyashchennogo 25-letiyu obrazovaniya rossiyskikh antimonopol'nykh organov «Aktual'nye teoreticheskie i prakticheskie problemy primeneniya zakonodatel'stva o kontraktnoy sisteme i zakonodatel'stva o zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits», Chelyabinsk. 2016. S. 90-92.

10. Matishova E.S. Aktual'nye voprosy ispol'zovaniya pri sostavlenii opisaniya ob"ekta zakupki pokazateley, trebovaniy, uslovnykh oboznacheniy, terminologii, predusmotrennykh tekhnicheskimi reglamentami, natsional'nymi standartami // Materialy nauchno-prakticheskogo seminara i regional'nogo seminara-soveshchaniya territorial'nykh organov FAS Rossii Ural'skogo okruga «Tarifnoe i antimonopol'noe regulirovanie predprinimatel'skoy deyatel'nosti. Kontrol' zakupochnoy deyatel'nosti khozyaystvuyushchikh sub"ektov, podlezhashchikh tarifnomu regulirovaniyu (v ramkakh federal'nykh zakonov № 223-FZ i 44-FZ). Problemy primeneniya administrativnoy otvetstvennosti. Sudebnaya praktika», Chelyabinsk. 2018. S. 136-139.

11. Tolmacheva I.A. Standartizatsiya v kontraktnoy sisteme Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Khabarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2017. № 4-5. S. 143-149.

12. Chernyshov M. O vypolnenii trebovaniy natsional'nykh standartov pri zakupkakh tovarov, rabot i uslug // Samoupravlenie. 2012. № 3. S. 22-23.

Login or Create
* Forgot password?