employee
Dolgoprudnyy, Russian Federation
The article presents a multi-level system of subject Olympiads and competitions in mathematics for the identifi cation and development of mathematically gifted schoolchildren that has developed in Russia at present. The activity of each structural component and their purpose are described. The conceptual bases of work with mathematically gifted children in the multi-level system of subject Olympiads and competitions are revealed: the formation of the intellectual elite; increasing the role of mathematics in modern society; identifi cation, selection and self-realization of gifted children; professional orientation; development and specifi city of tasks for mathematical Olympiads and competitions; coaching support in working with mathematically gifted children; content and stages of work with mathematically gifted children; a variety of forms of additional education for mathematically gifted children; stimulating teachers to work with gifted children; organizational support of education management bodies; popularization of mathematical education.
mathematically gifted, multi-level system, Olympiads, contests, concept.
Основой успешной математической деятельности является не сумма конкретных предметных знаний, а способность логически мыслить, умение создать достаточно сложную и, главное, новую логическую конструкцию. Обеспечить условия развития математических способностей детей в рамках традиционного обучения невозможно, что вызывает необходимость создания соответствующей системы работы с математически одаренными детьми в многоуровневой системе предметных олимпиад и конкурсов (рис. 1). Официальным федеральным мероприятием по работе с одаренными в математике детьми является Всероссийская олимпиада школьников по математике. Она традиционно проводится в 4 этапа (школьный, муниципальный, региональный и заключительный). Согласно Порядку проведения задания школьного этапа для всех школ муниципального образования готовят муниципальные предметно-методические комиссии, для муниципального этапа для всех школ региона — региональные методические комиссии (во всех регионах) и для регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады — Центральная предметно-методическая комиссия по математике. Организаторы соответствующих этапов Всероссийской олимпиады школьников определяются нормативными документами. С июня 2015 г. начал функционировать Всероссийский центр по работе с одаренными детьми «Сириус» Фонда «Талант и Успех», расположенный в г. Сочи [4]. Одно из трех направлений его работы — наука, основным содержанием которого является математика. Председателем попечительского Совета Фонда является Президент Российской Федерации. Во многих городах страны проводятся региональные и межрегиональные сезонные профильные школы (в основном летние), во многих случаях их организаторами выступают региональные органы управления системы образования. Для проведения занятий как в Центре «Сириус», так и в этих школах привлекаются специалисты из Центральной предметно-методической комиссии по математике, другие преподаватели ведущих образовательных организаций: университетов страны (МФТИ, СПбГУ и др.), физико-математических лицеев, математических кружков (Курган, Майкоп, Ульяновск, Ярославль и др.), а также студенты ведущих университетов из числа бывших победителей олимпиад высокого уровня. Этой же группой специалистов осуществляется методическая поддержка различных командных соревнований по математике, в том числе:
■ Кубка Колмогорова;
■ Южного математического турнира;
■ Уральских турниров юных математиков.
Важнейшую роль в поддержке работы с одаренными детьми в нашей стране играют математические лицеи, которые осуществляют целенаправленный отбор математически одаренных детей. Процесс обучения в них ориентирован на будущую профессиональную деятельность, связанную либо непосредственно с математикой, либо с ее приложениями. В летнее время школьники, проявляющие способности в математике, имеют возможность участия в математических лагерях, которые проводятся во многих регионах страны.
1. Kolmogorov A.N. O razvitii matematicheskikh sposobnostey (Pis’mo V.A. Krutetskomu) [On the development of mathematical abilities (Letter to VA Krutetsky)]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2001, I. 3, pp. 103-106.
2. Letnyaya fi ziko-matematicheskaya shkola [Summer Physics and Mathematics School]. Ofi tsial’nyy sayt «Avtonomnoe obshcheobrazovatel’noe uchrezhdenie fiziko-matematicheskogo litseya № 5 goroda Dolgoprudnogo» [Official site “Autonomous educational institution of Physics and Mathematics Lyceum No. 5 of the city of Dolgoprudny”]. Available at: http://fml5.ru/nash-litsej/lfmsh.
3. Moskovskiy tsentr nepreryvnogo matematicheskogo obrazovaniya [Moscow Center for Continuous Mathematical Education]. Available at: http://www.mcnmo.ru/
4. Ofitsial’nyy sayt «Obrazovatel’nyy tsentr «Sirius» [Official site “Educational Center” Sirius”]. Available at: https://sochisirius.ru/.
5. Ofi tsial’nyy sayt «Gosudarstvennoe byudzhetnoe obshcheobrazovatel’noe uchrezhdenie «Prezidentskiy fiziko-matematicheskiy litsey № 239» [Offi cial site “State budgetary educational institution” Presidential Physical and Mathematical Lyceum No. 239”]. Available at: http://www.239.ru/