MODERN PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE NATIONAL ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Factors determining the problems of ensuring the economic security of the country are analyzed, including: a low level of development of the national economy relative to the leading countries of the world; the relatively low growth rates of the national economy, due to its raw material base, which leads to further lagging behind the country's world economic leaders; permanent and constantly increasing economic sanctions of the Western countries in relation to Russia; a high level of stratification of society in terms of economic security; the continuing trend of a significant outflow of financial and human capital from the country; the highest level of uneven economic situation in the regions, both in terms of level of income and expenditure level, and the ratio of income and expenditure levels; increasing burden on the federal budget, due to the increase in debts in the budgets of problem regions; the highest level of uneven development in the regions of the country, not only in terms of revenues and expenditures, but also in terms of the ratio of income and expenditure in the regions; high technological dependence of the real sector of the economy on imports; sufficiently high external dependence of the domestic financial sector; increase in fiscal burden on producers of products (goods, works, services); increase in the tax burden (in the form of direct and indirect taxes) on the population; the expected increase in the retirement age and related additional socio-economic problems; and etc. The proposals on ensuring economic security of the national economy in the coming years are presented.

Keywords:
modern problems, security, economic security, national economy.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Проблемы обеспечения экономической безопасности национальной экономики постоянно находятся в фокусе внимания ученых и специалистов в этой сфере.

Вопросы обеспечения экономической безопасности России нашли отражение в работах Жумабекова Б.Е., Абдимомыновой А.Ш. [1], Жилкиной Ю.В. [2], Гордиенко Д.В. [3], Сенчагова В.К. [4], Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. [5], Волобуевой Д.В. [6], Козловой А.В. [7],Бекетова Н.В., Тарасова М.Е.[8],Кузнецовой Е.И. [9], Ламиной О.Г. [10], Тебекин А.В.[11] и др.

В данном исследовании ставилась задача определить комплекс факторов, влияющих на экономическую безопасность страны на современном этапе.

Первой ключевой проблемой экономической безопасности России в современных условиях является сохраняющийся низкий уровень развития национальной экономики относительно ведущих стран мира.

По состоянию на 2018 г. по номинальному объему валового внутреннего продукта Россия занимает 11 место в мире [12], уступая США, являющимся по этому показателю мировым лидером почти в 12 раз (рис. 1).

Во-вторых, проблемы обеспечения экономической безопасности страны неразрывно связаны с относительно низкими темпами роста национальной экономики.

По итогам первого полугодия 2018 г. темп роста ВВП России составил 1,8% [13]. Это 145-е место в мире среди 184 оцениваемых стран.

Среди стран G20 Россия занимает по этому показателю 15-е место. Для сравнения:

– у Индии темп роста ВВП составил 7,7%,

– у Китая – 6,7%,

– у США 2,8%,

– в зоне евро – 2,2%.

Таким образом, национальная экономика отстает от лидеров как по уровню ВВП, так и по темпам роста ВВП.

Если исходить из поставленной в майском указе Президента Российской Федерации цели вхождения России, к 2024 г. в пятерку крупнейших экономик мира [14], то картина вырисовывается следующая.

 

На текущий момент пятой экономикой мира является Великобритания с номинальным объемом ВВП 2,936 трлн долл. (рис. 1) и текущим темпом роста ВВП 1,3% в год [13].

Если исходить из предположения, что текущий темп роста ВВП Великобритании сохранится в ближайшие годы, то к 2014 г. номинальным объемом ВВП Великобритании составит 3,092 трлн долл.

Для того чтобы только достичь (но не превзойти) аналогичного результата ВВП России должен расти со средним темпом 32,7% в год.

Если исходить из текущих реалий, то такой темп роста ВВП превзошел только абсолютный мировой лидер по этому показателю – Ливия – 55,0% в год. У идущей в этом рейтинге второй Руанды темп роста ВВП составляет – 10,6% годовых [13].

Очевидно, что в современных условиях в отечественной экономике нет объективных предпосылок для ускорения темпов роста ВВП (чтобы достичь среднего темпа роста 32,7% в год) в 18,2 раза.

Отечественными институтами развития до настоящего времени даже не разработаны планы выхода на требуемые в майском указе Президента Российской Федерации темпы роста ВВП («обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых при сохранении уровня инфляции не выше 4%» [15]).

Для того чтобы увеличить темпы роста ВВП страны хотя бы до 2,5% и обеспечить его долгосрочную стабильность необходимо создать благоприятную конкурентную среду между отечественными производителями во всех определяющих сферах национального хозяйства.

По факту же во всех ведущих отраслях национальной экономики сложились монополии, квазимонополии или олигополии, которые устраивают их позиции на отечественном рынке, и которые не имеют существенных стимулов к развитию.

Долгосрочная динамика такова, что с 2005 по 2016 г. количество организаций (юридических лиц) и их территориально-обособленных подразделений по Российской Федерации сократилось, по данным Росстата [16] на 6,9%, в том числе по количеству организаций (юридических лиц) на 25,6%.

Указанное обстоятельство свидетельствует о неблагоприятном для роста внутренней конкуренции предпринимательского климата.

Надо признать, что об этом свидетельствуют и международные оценки, в частности, проводимые в рамках глобальных исследований Всемирного экономического форума различных показателей экономической конкурентоспособности стран мира [17].

В частности, согласно рейтингу стран мира по уровню экономической свободы по состоянию на 2018 г. Россия занимает 153 место из 178 оцениваемых стран [18].

В части условий ведения бизнеса Россия, согласно рейтингу ведения бизнеса (40 место в мире) [19] испытывает наибольшие сложности в получении разрешений на строительство (115-е место в мире) и в осуществлении международной торговли (140-е место в мире).

Существуют кончено и другие проблемы обеспечения экономической безопасности национальной экономики:

– перманентные и постоянно усиливающиеся экономические санкции стран Запада в отношении России;

– высокий уровень расслоения общества по уровню экономической обеспеченности;

– сохраняющаяся тенденция существенного оттока финансового и человеческого капитала из страны;

– высочайший уровень неравномерности экономического положения регионов, причем как по уровню доходов и уровню расходов, так и по соотношению уровня доходов и расходов;

– возрастающая нагрузка на федеральный бюджет, обусловленная увеличением долгов в бюджетах проблемных регионов;

– высочайший уровень неравномерности развития регионов страны не только по доходам и расходам, но и по соотношению доходов и расходов в регионах;

– высокая технологическая зависимость реального сектора экономики от импорта;

– достаточно высокая внешняя зависимость отечественного финансового сектора;

– рост фискальной нагрузки на производителей продукции (товаров, работ, услуг);

– рост налоговой нагрузки (в виде прямых и косвенных налогов) на население;

– ожидаемое увеличение пенсионного возраста и связанные с ним дополнительные социально-экономические проблемы и др.

Но главная проблема из проблем обеспечения экономической безопасности национальной экономики в современных условиях заключается в недостаточной фактической (рыночной) конкуренции.

В условиях же государственного капитализма, в котором государство и госкомпании контролируют 70% национальной экономики [20], степень административного регулирования процессов распределения заказов негативно влияет:

– на увеличение добавочной стоимости;

– на рост числа дополнительных рабочих мест;

– на уровень покупательной способности населения;

– на уровень предпринимательской уверенности бизнес-структур;

– на «вымывание» среднего класса;

– на себестоимость производства товаров, работ и услуг;

– на сроки выполнения заказов;

– на уровень качества производства и т.д.

Таким образом, для преодоления этих негативных тенденций первоочередная задача заключается в создании благоприятной конкурентной среды для отечественных производителей во всех сферах национального хозяйства.

Только высоко конкурентная среда как альтернатива квазимонополиям способна обеспечить увеличение темпов роста ВВП и обеспечить его долгосрочную стабильность.

References

1. Zhumabekov B.E., Abdimomynova A.Sh. Problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva // Molodoy uchenyy. - 2016. - №5. - S. 328-331.

2. Zhilkina Yu.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: problemy ee mezhdunarodno-pravovogo obespecheniya v sovremennyh usloviyah. // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', №14, 2010, s.53-65.

3. Gordienko D.V. "Osnovy ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva". - M.: Finansy i statistika", Infra-M, 2009, 224 str.

4. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obschiy kurs: Uchebnik / Pod red. V.K. Senchagova. 2-e izd. - M.: Delo, 2005. - 896 s.

5. Arhipov A. Ekonomicheskaya bezopasnost': ocenki, problemy, sposoby obespecheniya / A.Arhipov, A.Gorodeckiy, B.Mihaylov // Voprosy ekonomiki. - 2008.- № 6.

6. Volobueva D. V. Aktual'nye voprosy ekonomicheskoy bezopasnosti. // Molodoy uchenyy. - 2016. - №9.2. - S. 16-18.

7. Kozlova, A.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' kak yavlenie i ponyatie. / A.V. Kozlova // Vlast'. 2009. № 1. S. 14-17.

8. Beketov N.V. Problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v sfere vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti / N.V. Beketov, M.E. Tarasov // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2012. - № 8.

9. Kuznecovoy E.I. Ekonomicheskaya bezopasnost'. - M.: Yurayt, 2017. - 204 s. - Seriya: Specialist.

10. Lamina O.G. Problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti RF v sovremennyh usloviyah. // Gumanitarnyy vestnik. №5, 2015.

11. Tebekin A.V. Aktual'nye problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti nacional'noy ekonomiki. // Marketing i logistika. 2017. № 6 (14). S. 68-78.

12. VVP veduschih stran mira v 2018g. http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2018/

13. TEMPY ROSTA VVP (G/G). https://ru.tradingeconomics.com/country-list/gdp-annual-growth-rate

14. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

15. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

16. Kolichestvo organizaciy i ih territorial'no-obosoblennyh podrazdeleniy (yuridicheskih lic). http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/kol_yurr.htm

17. Indeks global'noy konkurentosposobnosti. https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info

18. Reyting stran mira po urovnyu ekonomicheskoy svobody. https://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info#russia

19. Vedenie biznesa: reyting stran mira. https://gtmarket.ru/ratings/doing-business/info#russia

20. Gosudarstvo i goskompanii kontroliruyut 70% rossiyskoy ekonomiki. FAS priznala gosudarstvo glavnym vragom konkurencii. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki

Login or Create
* Forgot password?