Ulan-Ude, Russian Federation
This article examines the problem of Chinese language teaching in the conditions of implementation of the new educational standards, especially in terms of achieving any possible meta-subject results in the process of learning. This article analyzes educational-methodical complexes conforming to the new educational standards and identifies the peculiarities of each of them from the position of goal-setting, content and expected results. Consequently, this article reveals the potential of Chinese as a second language that is the opportunity to shape universal learning activities in the process of course development. It formulates the list of universal learning activities that can be shaped in the process of learning Chinese as a second language. Moreover, it specifies the types of subject activities in correspondence with the above-mentioned universal learning activities.
Chinese language, meta-subjects results, universal learning activities.
Актуальность
Несмотря на достигнутые результаты в области формирования универсальных учебных действий, многие весьма существенные вопросы остаются вне сферы внимания ученых. К их числу можно отнести проблему формирования УУД в рамках отдельных учебных предметов в основной школе, к числу которых относится и такая дисциплина, как «Иностранный язык». Такой интерес связан с тем, что предмет «Иностранный язык» обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности и субъектности учащегося и, в свою очередь, может выступать в роли универсального инструмента обучения, ориентированного на формирование научного мировоззрения, отработку общеучебных навыков работы с информацией, подготовку выпускника к продолжению образования и профессиональной деятельности в современном обществе. Особо стоит подчеркнуть отсутствие работ, рассматривающих проблему формирования УУД в курсе второго иностранного языка. Следствием такого положения дел становится тот факт, что уровень владения отдельными универсальными учебными действиями у школьников невысок: у учащихся возникают проблемы с проведением анализа, синтеза, обобщения, установлением причинно-следственных связей, с формулировкой проблемы, осуществлением операций знаково-символического моделирования, извлечением информации из прочитанного текста, построением логической цепи рассуждений. У многих преобладает репродуктивное мышление, основанное на воспроизведении в своих высказываниях прочитанных текстов, мешающее им создавать собственные оригинальные продукты и выражать свои мысли. Они слабо владеют способами универсальных действий и, как следствие, не способны применять имеющиеся у них опыт и знания в новых или нестандартных ситуациях. Даже на родном языке учащиеся все чаще предпочитают общаться отдельными словами или простыми предложениями, они не умеют последовательно рассуждать или обсуждать проблемы. Это подтверждается результатами диагностирующих срезов, проведенных среди обучающихся 5–6-х классов МБОУ «СОШ № 26 с углубленным изучением иностранного языка» г. Иркутска. Такое состояние дел в теории и практике формирования УУД обусловливает наличие следующих противоречий:
• между необходимостью формирования УУД в рамках учебного курса «Второй иностранный язык» и отсутствием должного внимания к этому процессу;
• между существующими возможностями учебного курса «Второй иностранный язык» в плане выполнения задач в области формирования УУД и слабой реализацией этих возможностей на практике.
Проблема
Данные противоречия обусловили постановку проблемы исследования, а именно, вопросу раскрытия потенциала китайского языка как второго иностранного в процессе формирования УУД, в частности, определению перечня универсальных учебных действий для формирования в рамках обучения данному учебному предмету.
Методика исследования
Для изучения теоретических и практических аспектов проблемы формирования универсальных учебных действий учащихся основной школы в процессе изучения китайского как второго иностранного языка были выбраны следующие методы исследования: обзор методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов (ФГОС ООО, ООП, рабочие программы), анализ учебных пособий и методических материалов по курсу «Китайский язык», наблюдение за учебным процессом, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Формирование универсальных учебных действий реализовывается в контексте прохождения разных учебных дисциплин: учебные предметы открывают потенциал в формировании универсальных учебных действий в зависимости от предметного содержания
и способов организации учебной деятельности учащихся [1]. Разработкой программы развития универсальных учебных действий занимаются различные коллективы ученых, каждый из которых дает собственную трактовку этого понятия и приводит собственный перечень УУД.
1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A., Karabanova O.A., Molchanov S.V., Salmina N.G. Proektirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v starshey shkole // Psikhologiya v modernizatsii obrazovaniya. 2011. № 1. S. 104-111.
2. Borisova I.I. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy u uchashchikhsya na osnove tekhnologii modul'nogo obucheniya (v sisteme osnovnogo obshchego obrazovaniya): Avtoref. dis. kand. ped. nauk. Elets, 2016. 23 s.
3. Van Lusya, Demcheva N.V., Seliverstova O.V. Programma kursa «Kitayskiy yazyk 5 klass» dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. M.: Astrel', 2015. 128 s.
4. Donina I.A., Polomoshnova S.A. Universal'nye uchebnye deystviya starshego shkol'nika: vozrastnye osobennosti i napravleniya razvitiya // Vestnik NovGU. 2016. № 5. S. 39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-starshego-shkolnika-vozrastnye-osobennosti-i-napravleniya-razvitiya (data obrashcheniya:10.07.2018).
5. Zharova A.M. Metodika formirovaniya uchebno-poznavatel'noy kompetentsii mladshikh shkol'nikov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku): Avtoref. dis. kand. ped. nauk. Nizhniy Novgorod, 2013. 15 s.
6. Kondakova A.M., Kuznetsova A.A. Kontseptsii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2008. 39 s.
7. Kotlyarova T.S. Pedagogicheskoe upravlenie formirovaniem universal'nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol'nikov: avtoref. dis. kand. ped. nauk. Omsk, 2016. 10 s.
8. Kuznetsov A.A. O shkol'nykh standartakh vtorogo pokoleniya // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. 2008. № 2. S. 3. Programma razvitiya universal'nykh uchebnykh deystviy // Obrazovatel'naya sistema "Shkola 2100" URL: http://www.school2100.ru/upload/osn_programma2/2_Programm (data obrashcheniya: 25.01.2018).
9. Rukodel'nikova M.B., Salazanova O.A., Kholkina L.S. Kitayskiy yazyk: vtoroy inostrannyy yazyk: 5-9 klassy : programma . M.: Ventana-Graf, 2017. 144 s.
10. Sizova A.A. Kitayskiy yazyk. Vtoroy inostrannyy yazyk. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov «Vremya uchit' kitayskiy!» 5-9 klassy. M.: Prosveshchenie, 2018. 222 s.