Taganrog, Rostov-on-Don, Russian Federation
Taganrog, Rostov-on-Don, Russian Federation
UDK 31 Статистика. Демография. Социология
GRNTI 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
OKSO 37.03.01 Психология
BBK 888 Детская психология
TBK 83 Психология
The research was supported by RFBR (project No. 18-013-00029 A). The article discusses the actual problem of modern society – the problem youth's personal resource deformation. The gradual formation of a personal resource over the course of age development is noted. The preconditions for a personal resource in early, preschool, junior school, adolescence and adolescence are singled out. The main manifestations of the family crisis as a factor causing the emergence of deformations of the personal resource in childhood and adolescence are singled out. The phenomenon of family trouble is considered in its entirety, (in its open and hidden forms), including, in particular, both open and hidden social orphanhood. The specifics of the development of the "Image of Self", the emotional and motivational spheres of children and adolescents in situations of family troubles of various types are revealed. The dynamics of age indices of personal development during the transition from childhood to adolescence in the situation of family unhappiness has been studied. It has been established that the unfavorable family climate (emotional rejection of the child), which can cause distortions in the emotional sphere, the "Image of Self", communication with peers, is the key factor of deformation of the personal resource in childhood and adolescence. The main mechanism for the formation of deformations is the frustration of the child's basic need for acceptance and recognition.
personal resource, family troubles, family crisis, social orphanhood, emotional rejection, motivation sphere, emotional sphere, self-esteem, "Image of Self".
Актуальность
В современном интенсивно меняющемся мире именно молодежь становится тем потенциалом, на который опирается общество. Перед ней ставятся все более трудные задачи, требующие учета большого количества факторов, порой в сжатые сроки. Способность справляться с ними ведет к достижению индивидуальной успешности и личностной эффективности молодых людей. Выполнение этих задач требует задействования личностного ресурса человека, т.е. «взаимосвязанной совокупности личностных качеств, реализация которых обеспечивает субъекту возможность личностного развития, оптимального взаимодействия с миром и с самим собой, осуществления деятельности, в том числе, и профессиональной, а также успешной жизнедеятельности» [9].
В период молодости предпосылками личностного ресурса являются: становление собственной жизненной стратегии, формирование индивидуального стиля жизни, потребность в саморазвитии. Но личностный ресурс не проявляется у человека одномоментно и спонтанно, а формируется длительно, на протяжении детства, отрочества, юношества в прямой зависимости от эффективности решения задач развития. Так, в раннем возрасте предпосылками личностного ресурса является осознание своего Я, в дошкольном – соподчинение мотивов, нарастание произвольности поведения, дифференциация и устойчивость самооценки, повышение ее адекватности. В младшем школьном возрасте личностный ресурс соотносится с актуализацией мотивации достижения, самостоятельностью и целенаправленностью поведения и деятельности, формированием волевых качеств, проявлением бóльшей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, интеграцией психологических механизмов личности, первичным складыванием «Я-концепции», усвоением нравственных норм и, как следствие, формированием первичных ценностно-смысловых образований. Подростковый возраст – это период утверждения подростком своей самостоятельности через переживание чувства взрослости, личностной автономии и рефлексии, период становления Я-концепции, развития способности к саморегуляции, а также начало формирования профессиональных интересов и жизненных планов.
Таким образом, рассматривая личностный ресурс, важно подчеркнуть неразрывность формирования личностных особенностей в процессе онтогенеза, что открывает перспективы рассмотрения развития предпосылок личностного ресурса в контексте родительской семьи как основы формирования личности. От того, как в семье складываются отношения между родителями, детско-родительские отношения, какой эмоциональный климат в ней преобладает, насколько адекватен стиль воспитательного воздействия, зависит формирование личностного ресурса человека. Диссонанс в семейных отношениях приводит к деформациям личностного развития в детстве, что может иметь отсроченные последствия в более поздних возрастах, в т.ч. в период молодости – периоде активного осознания, интеграции и реализации личностного ресурса. А это, в свою очередь, становится фактором риска в формировании устойчивости молодых людей к различного рода неблагоприятным, деструктивным воздействиям, особенно информационным, что может привести к повышенной агрессивности в молодежной среде, низкой толерантности, социальному напряжению в обществе [6].
Проблема исследования
В связи с вышесказанным, проблема данного исследования заключается в необходимости выявления того, как различные формы семейного неблагополучия влияют на формирование предпосылок личностного ресурса в детстве и отрочестве, насколько деструктивный характер имеет это влияние.
Проблема семейного неблагополучия является одной из актуальнейших в нашем обществе в связи с социальными и экономическими трансформациями современного социума, которые отражаются на психическом и личностном развитии детей и подростков. Актуальность данной социальной проблемы отражается на разных направлениях ее изучения. Это и проблема рождаемости и воспроизводства населения страны (что уже более десяти лет находит поддержку со стороны государства в форме экономической стимуляции семей к рождению второго и последующих детей), проблема поддержки молодых семей, разработка мер по сопровождению социальных сирот, выходцев из детских домов и др. Однако изменения, происходящие в современном обществе, как в России, так и во всем мире, показывают трансформации глобального характера, затрагивающие семью как социальный институт. Эти изменения приводят к тому, что многие специалисты (демографы, социологи, психологи) обозначают состояние института семьи как кризисное.
Кризисность семьи как социального института отражают следующие тенденции: такие распространенные в России явления, как алкоголизм и наркомания; не уменьшающаяся частота разводов; распространение суицидального поведения среди молодежи; изменение семейных ценностей в сторону приоритета эмоционального и интимного общения в браке и семье; трансформация семейных функций в связи с перераспределением семейных ролей в силу повышения активности современных женщин в социальной и производственной сферах; неготовность к родительству, незнание/игнорирование возрастных возможностей детей (в современных условиях часто – в сторону завышения требований к ребенку), обеднение совместных форм деятельности и общения (общение сводится к совместному выполнению домашних заданий, распространенной формой совместного «досуга» становится посещение торговых центров) и др.
В связи с экономическими, бытовыми, психологическими, социальными трудностями, которые испытывает современная семья, происходят изменения как в ее структуре (сознательное одиночество, увеличение числа неполных семей (в современных условиях, помимо традиционных причин, матери-одиночки – явление часто сознательного отказа женщины выходить замуж за отца ребенка из-за отсутствия чувства стабильности и защищенности в отношениях с ним), так и в ее климате (асоциальные, педагогически несостоятельные, конфликтные семьи).
Анализ существующих типологий семейного неблагополучия [1, 4-5, 7-9, 11-16] позволил выделить следующие типы семейного неблагополучия, определившие направления выполненных исследований (рис. 1):
1. Bonkalo T.I. Mekhanizmy formirovaniya emotsional'nogo otverzheniya rebenka v funktsional'no deesposobnoy sem'e // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. № 4, 2009. S. 913-919.
2. Vozrastno-psikhologicheskiy podkhod v konsul'tirovanii detey i podrostkov: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / G.V. Burmenskaya, E.I. Zakharova, O.A. Karabanova i dr. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2002. 416 s.
3. Glazyrina L.G., Sherkevich V.S. K voprosu o prichinakh khronicheskoy neuspeshnosti sovremennykh podrostkov // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2017. T 6. № 4. S. 297-301.
4. Gritsay A.G. Sem'i gruppy riska v strukture tipologii neblagopoluchnykh semey // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. Vypusk № 3. 2009. http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey.
5. Deti sotsial'nogo riska i ikh vospitanie. Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod nauch. Red. L.M. Shipitsinoy. Spb.: Izdatel'stvo «Rech'», 2003. 144 s.
6. Kibal'chenko I.A., Eksakusto T.V. Kontent-analiz kognitivnogo sostava kontsepta «uspeshnost'» u studentov s raznym opytom otnosheniy v roditel'skoy sem'e // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy tsentr INFRA-M». 2018. T. 7. №. 2. S. 18-25. DOI:https://doi.org/10.12737/article_5b28c9f549e515.36633206 URL: https:// naukaru.ru/ru/nauka/article/21990/view (data obrashcheniya: 01.09.2018).
7. Kuz'mishina T.L. Stili semeynogo vospitaniya: otechestvennaya i zarubezhnaya klassifikatsiya / T.L. Kuz'mishina, E.S. Amelina, A.A. Permyakova, E.A. Khokhlova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 2014. № 1. S. 16-23.
8. Migunova K.A. Problemy i perspektivy razvitiya sotsiologicheskoy nauki: fenomen neblagopoluchnoy sem'i v RF // Nauchnyy al'manakh, 2015. № 7. C. 1266-1268.
9. Novgorodskaya V.A. Lichnostnyy resurs studentov vuza kak determinanta effektivnogo professional'nogo samoopredeleniya: Dis. ... kand. psikhol. nauk. Sochi, 2012. 232 s.
10. Sapogova E.E. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Aspekt Press, 2005. 460 s.
11. Tikhomirov D.A. Sostoyanie i dinamika problemy sotsial'nogo sirotstva v Rossii [Elektronnyy resurs] // Informatsionnyy gumanitarnyy portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2014. № 1 (yanvar'-fevral'). URL: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2014/1/Tikhomirov_Social-Orphanhood/
12. Tseluyko V.M. Psikhologiya neblagopoluchnoy sem'i: Kniga dlya pedagogov i roditeley. M.: Izd-vo VLADOS-PRESS, 2003. 272 s.
13. Cohen M., Raphling D., Green P. Psychological aspects of the maltreatment syndrome of childhood. J. Pediatrics. 1996. Vol. 69, p. 279-284.
14. Farley J.P. The development of adolescent self-regulation: Reviewing the role of parent, peer, friend, and romantic relationships] / J.P. Farley // Journal of Adolescence. 2014. V. 37. № 4. P. 433-440.
15. Harris M. A., Gruenenfelder-Steige, A. E., Ferrer E., Donnellan M. B., Allemand M., Fend H., & Trzesniewski K.H. Do parents foster self-esteem? Testing the prospective impact of parent closeness on adolescent self-esteem. Child Development. 2015, 86, 995-1013. doihttps://doi.org/10.1111/cdev.12356.
16. Pierce, J., Abbey, A., Wegner, R. Mediators of the Association Between Childhood Emotional Maltreatment and Young Adult Men’s Life Satisfaction. Journal of Interpersonal Violence. 2018, 33 (4), pp. 595-616. DOI:https://doi.org/10.1177/0886260515609584.