DEVELOPMENT OF THE CRITICAL REFLECTIVE SKILLS OF STUDENTS ASA DESCRIPTOR OF INNOVATION IN MODERN EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The authors study the problem of the descriptors of innovation in education which contribute to the improvement in quality of training of college graduates. The importance of forming an education strategy for sustainable development in order to train a competent, mobile and creative worker capable of solving innovative tasks in changing socio-economic circumstances has been determined. The change in emphasis away from the procedural component of education towards the eff ective training has been highlighted. This actualizes the subjective position of a student that is related to the integration of personal meanings, social and market demand. The descriptors of the innovative potential of mathematical training of students in economic universities to solve professional problems in the context of globalization, informatization and the changeability of the system of social development have been revealed. The authors carried out monitoring of critical refl ective skills of students, which ensure the formation of adaptive abilities in changing circumstances. The results of pedagogical measurements show the positive dynamics of critical refl ective skills in teaching mathematics in the context of education for sustainable development.

Keywords:
descriptors of innovation in education, sustainable development, mathematical training, monitoring of critical refl ective skills.
Text

Проблема дескрипторов инновационности современного образования связана с выделением таких ее атрибутов, ориентация на которые приведет к изменению ее качества в соответствии с требованиями к образованию для устойчивого развития личности. Вопрос о том, что необходимо делать в сфере образования с тем, чтобы удовлетворить требованиям устойчивого развития, определен сегодня в самом общем виде. Обратимся к характеристике указанных требований для системы высшего образования. Терминологическое понятие «sustainable development» («устойчивое развитие») было впервые применено в экологическом контексте в 1987 г. в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Г.Х. Брунтланд. В данной интерпретации устойчивое развитие (УР) было определено как «развитие, позволяющее современным поколениям удовлетворять свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды» [1]. В дальнейшем это выражение получило наряду с экологическим также экономический и социальный смысл. В современных исследованиях устойчивое развитие рассматривается как глобальный проект, в котором каждое положение должно обеспечивать устойчивое будущее при условии рационального управления физическим, природным и человеческим капиталом. Известный российский ученый, автор многочисленных публикаций по глобальным исследованиям А.Д. Урсул подчеркивает, что «преодоление проблем неустойчивого цивилизационного развития может быть обеспечено человеком, сознание, мышление и деятельность которого способны предвидеть и прогнозировать последствия своей деятельности, реализовывать в случае необходимости превентивные упреждающие действия» [8]. При этом изменения в образовании, его целях и смыслах с ориентацией на будущее автор называет «футуризацией», а само образование — «опережающим». Принимая во внимание, что в достижении устойчивого развития ведущую роль играет образование, термин «education for sustainable development» («образование для устойчивого развития») мы будем рассматривать в интерпретации указанной комиссии ООН как развивающуюся концепцию, направленную на обеспечение взаимосвязи между устойчивым развитием и развитием знаний, навыков, перспектив и ценностей. Принципы образования устойчивого развития (ОУР) были конкретизированы в результате анализа важнейших международных документов:
 Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования УР;
 Боннской декларации;
 Глобальной программы действий по образованию в интересах УР; Инчхонской декларации «Образование-2030» и др.
Для системы высшего образования эти принципы включают в себя:
 непрерывность образования;
 компетентностную направленность;
 опережающее образование;
 активное обучение;
 развитие критического и творческого мышления;
 мониторинг результатов образования; 

 расширение социального партнерства в сфере ОУР [2].

References

1. Brundtland G.H. Global change and our common future // Environment. - 1989. - Vol. 31. - No. 5. - Pp.16-43.

2. Burmistrova N.A., Kormiltseva E.A., Shmakova A.P., Loshchilova M.A. An Innovative Approach to Education in the Context of Sustainable Development // TheEuropean Proceedings of Social &Behavioural Sciences. - 2017. - No. XXVI. - Pp. 122-129.

3. Budassi S.A. Sposob issledovaniya kolichestvennykh kharakteristik lichnosti v gruppe [A method for investigating the quantitative characteristics of an individual in a group]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1971, I. 3, pp. 138-143.

4. Ishchenko G.M. Ispol’zovanie metoda proektov na zanyatiyakh po vysshey matematike [Use of the method of projects in the classes in higher mathematics]. Aktual’nye voprosy modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya: materialy XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual issues of the modernization of Russian education: materials of the XXI International Scientifi c and Practical Conference]. Moscow, «Pero» Publ., 2015, pp. 132-138.

5. Karpov A.V. Refl eksivnost’ kak psikhicheskoe svoystvo i metodika ee diagnostiki [Refl exivity as a psychic property and a technique for its diagnosis]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2003, V. 24, I. 5, pp. 45-57.

6. Kondaurova I.K., Guseva M.A.Mesto distsipliny «Vvedenie v sistemu matematicheskogo obrazovaniya Rossii» v professional’nom stanovlenii pedagoga-matematika [Place of the discipline “Introduction to the system of mathematical education in Russia” in the professional formation of the teacher-mathematics]. Karel’skiy nauchnyy zhurnal [Karelian scientifi c journal]. 2014, I. 4, pp. 62-65.

7. Saurenko N.E. Proektnyy podkhod kak innovatsionnyy fenomen obrazovatel’noy sistemy [The Project Approach as an Innovative Phenomenon of the Educational System]. Akademicheskiy vestnik [Akademicheskii vestnik]. 2014, I. 2 (17), pp. 82-87.

8. Ursul A.D. Stanovlenie ustoychivoy tsivilizatsii: novye global’nye tseli [The formation of a sustainable civilization: new global goals]. Filosofi ya i obshchestvo [Philosophy and society]. 2016, I. 1 (78), pp. 29-56.

9. Chaykin V.N. Obrazovanie kak faktor ustoychivogo razvitiya Rossii [Education as a factor of Russia’s sustainable development]. Forum. Seriya: Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki [Forum. Series: Humanitarian and economic sciences]. 2016, I. 1(7), pp. 7-9.

Login or Create
* Forgot password?