Russian Federation
The article examines the reasons for the changes in communication in the modern society, as well as the areas where speech aggression is particularly pronounced. Speech aggression is seen as a communicative phenomenon in the aspect of linguistics and axiology - in terms of norms, ethical, moral and cultural values. There is a paradox that in the modern world, speech aggression often becomes a stimulus for establishing and continuing a communicative contact..
speech communication, language, aggressive communication, conflict, moral and ethical norms, cultural values, axiology, linguistics.
В современной науке тезис об аксиологичности человеческого сознания является весьма распространенным. Система ценностей составляет сущность культуры любой человеческой общности. Ценность — это «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» [11]. Представления о ценностях формируются только в социуме, поскольку ценность может сформироваться исключительно на базе человеческого осмысления и оценки предметов, явлений, ситуаций действительности и т.д. Ценности как высшие ориентиры поведения определяют систему предпочтений и ярко проявляются в номах и предписаниях, относящихся к тем или иным реальным или вербальным действиям. Таким образом, антропогенность присуща всем ценностным системам, однако в зависимости от социумной среды (высокотехнологичного «общества потребления» или племени, существующего по первобытным законам) либо от ситуации (мирное время или война) представления о ценностях могут меняться. Более того, отдельной социальной группе могут быть присущи свои представления о культурных нормах и антинормах, моральных ценностях и антиценностях, а также о показателях материального богатства и бедности. Традиционно к системе ценностей относятся сложившиеся в человеческом сознании представления об этических нормах, личностных ценностях, взглядах на определенные события, взаимоотношениях в социуме и морально-нравственных ориентирах. Система ценностей каждого конкретного человека может быть сформирована под воздействием семейных, социально-культурных, религиозных или идеологических влияний, в результате чего у представителей данного социума формируются представления об общечеловеческих, культурных и индивидуальных ценностях. Как отмечает В.И. Карасик, «с лингвистических позиций противопоставляются две оси измерения ценностей — онтологическая (содержательные типы ценностей — витальные, утилитарные, моральные и суперморальные приоритеты) и персоналистическая (типы носителей ценностей — общечеловеческие, цивилизационные, этнические, групповые индивидуальные приоритеты)» [6, с. 69]. Язык и коммуникация — являются важнейшими показателями, транслирующими отношение человека к предметам и явлениям действительности и отражающими основополагающие для него ценностные ориентиры. В этом отношении общество, живущее в рамках строгих общественно-политических или религиозных установок, запретов и норм, неизбежно следует им и в плане коммуникативного поведения. В противоположность тому, сообщества, живущие в состоянии свободы — от слова до поведения. «Ценности культуры соотносятся с коммуникативными ценностями» [6, с. 69].
1. Goykhman O.Ya. Sovremennoe obshchestvo: informatsionnoe ili kommunikativnoe? [Modern society: informational or communicative?]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific research and development. Modern communicativistics]. 2014, V. 3, I. 6, pp. 4-9.
2. Goncharova L.M. Agressivnaya kommunikatsiya: novye yazykovye realii v sovremennom mire [Aggressive communication: new language realities in the modern world]. Materialy 2-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10-11 oktyabrya 2017 g.) [Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference (October 10-11, 2017)]. Orel: OGU im. I.S. Turgeneva Publ., 2017, pp. 305-309.
3. Deyk T.A. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Moscow, Progress Publ., 1989. 310 p.
4. Dement’ev V.V. Kommunikativnye tsennosti russkoy kul’tury: kategoriya personal’nosti v leksike i pragmatike [Communicative values of Russian culture: the category of personality in vocabulary and pragmatics]. Moscow, Global kom Publ., 2013. 336 p.
5. Ishmetov A. G. Primery agressivnogo verbal’nogo i neverbal’nogo obshcheniya na materiale angliyskoy literatury [Examples of aggressive verbal and non-verbal communication on the material of English literature]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2012, I. 3, pp. 240-243.
6. Karasik V.I. Yazykovoe proyavlenie lichnosti [Language manifestation of personality]. Moscow, Gnozis Publ., 2015. 384 p.
7. Nesterova T.V.Namek v situatsii pobuzhdeniya adresata k deystviyu (obikhodnaya sfera) [Namek in the situation of motivating the addressee to action (everyday sphere)]. Voprosy yazyka v sovremennykh issledovaniyakh: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Slavyanskaya kul’tura: istoki, traditsii, vzaimodeystvie. XIII Kirillo-Mefodievskie chteniya» [Questions of the language in modern studies: materials of the International Scientific and Practical Conference “Slavic Culture: Origins, Traditions, Interaction. XIII Cyril and Methodius Readings]. Moscow, Gos. IRYa im. A.S. Pushkina Publ., 2012, pp. 174-183.
8. Nesterova T.V. Kosvennye rechevye akty v obikhodnom obshchenii russkikh [Indirect speech acts in everyday Russian communication]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific researches and developments. Modern communicativistics]. 2013, V. 2, I. 6, pp. 26-34.
9. Goykhman O.Ya., Goncharova L.M., Lapshina O.N. Russkiy yazyk i kul’tura rechi [Russian language and speech culture]. Moscow, INFRA-M Publ., 2002.
10. Formanovskaya N.I. Kommunikativnyy kontakt [Communicative contact]. Moscow, IKAR Publ., 2012.
11. Available at: http://dic.academic.ru