SPEECH AGGRESSION AS A COMMUNICATIVE PHENOMENON: ASPECT OF LINGUISTICS AND AXIOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the reasons for the changes in communication in the modern society, as well as the areas where speech aggression is particularly pronounced. Speech aggression is seen as a communicative phenomenon in the aspect of linguistics and axiology - in terms of norms, ethical, moral and cultural values. There is a paradox that in the modern world, speech aggression often becomes a stimulus for establishing and continuing a communicative contact..

Keywords:
speech communication, language, aggressive communication, conflict, moral and ethical norms, cultural values, axiology, linguistics.
Text

В современной науке тезис об аксиологичности человеческого сознания является весьма распространенным. Система ценностей составляет сущность культуры любой человеческой общности. Ценность — это «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» [11]. Представления о ценностях формируются только в социуме, поскольку ценность может сформироваться исключительно на базе человеческого осмысления и оценки предметов, явлений, ситуаций действительности и т.д. Ценности как высшие ориентиры поведения определяют систему предпочтений и ярко проявляются в номах и предписаниях, относящихся к тем или иным реальным или вербальным действиям. Таким образом, антропогенность присуща всем ценностным системам, однако в зависимости от социумной среды (высокотехнологичного «общества потребления» или племени, существующего по первобытным законам) либо от ситуации (мирное время или война) представления о ценностях могут меняться. Более того, отдельной социальной группе могут быть присущи свои представления о культурных нормах и антинормах, моральных ценностях и антиценностях, а также о показателях материального богатства и бедности. Традиционно к системе ценностей относятся сложившиеся в человеческом сознании представления об этических нормах, личностных ценностях, взглядах на определенные события, взаимоотношениях в социуме и морально-нравственных ориентирах. Система ценностей каждого конкретного человека может быть сформирована под воздействием семейных, социально-культурных, религиозных или идеологических влияний, в результате чего у представителей данного социума формируются представления об общечеловеческих, культурных и индивидуальных ценностях. Как отмечает В.И. Карасик, «с лингвистических позиций противопоставляются две оси измерения ценностей — онтологическая (содержательные типы ценностей — витальные, утилитарные, моральные и суперморальные приоритеты) и персоналистическая (типы носителей ценностей — общечеловеческие, цивилизационные, этнические, групповые индивидуальные приоритеты)» [6, с. 69]. Язык и коммуникация — являются важнейшими показателями, транслирующими отношение человека к предметам и явлениям действительности и отражающими основополагающие для него ценностные ориентиры. В этом отношении общество, живущее в рамках строгих общественно-политических или религиозных установок, запретов и норм, неизбежно следует им и в плане коммуникативного поведения. В противоположность тому, сообщества, живущие в состоянии свободы — от слова до поведения. «Ценности культуры соотносятся с коммуникативными ценностями» [6, с. 69].

References

1. Goykhman O.Ya. Sovremennoe obshchestvo: informatsionnoe ili kommunikativnoe? [Modern society: informational or communicative?]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific research and development. Modern communicativistics]. 2014, V. 3, I. 6, pp. 4-9.

2. Goncharova L.M. Agressivnaya kommunikatsiya: novye yazykovye realii v sovremennom mire [Aggressive communication: new language realities in the modern world]. Materialy 2-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10-11 oktyabrya 2017 g.) [Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference (October 10-11, 2017)]. Orel: OGU im. I.S. Turgeneva Publ., 2017, pp. 305-309.

3. Deyk T.A. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Moscow, Progress Publ., 1989. 310 p.

4. Dement’ev V.V. Kommunikativnye tsennosti russkoy kul’tury: kategoriya personal’nosti v leksike i pragmatike [Communicative values of Russian culture: the category of personality in vocabulary and pragmatics]. Moscow, Global kom Publ., 2013. 336 p.

5. Ishmetov A. G. Primery agressivnogo verbal’nogo i neverbal’nogo obshcheniya na materiale angliyskoy literatury [Examples of aggressive verbal and non-verbal communication on the material of English literature]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2012, I. 3, pp. 240-243.

6. Karasik V.I. Yazykovoe proyavlenie lichnosti [Language manifestation of personality]. Moscow, Gnozis Publ., 2015. 384 p.

7. Nesterova T.V.Namek v situatsii pobuzhdeniya adresata k deystviyu (obikhodnaya sfera) [Namek in the situation of motivating the addressee to action (everyday sphere)]. Voprosy yazyka v sovremennykh issledovaniyakh: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Slavyanskaya kul’tura: istoki, traditsii, vzaimodeystvie. XIII Kirillo-Mefodievskie chteniya» [Questions of the language in modern studies: materials of the International Scientific and Practical Conference “Slavic Culture: Origins, Traditions, Interaction. XIII Cyril and Methodius Readings]. Moscow, Gos. IRYa im. A.S. Pushkina Publ., 2012, pp. 174-183.

8. Nesterova T.V. Kosvennye rechevye akty v obikhodnom obshchenii russkikh [Indirect speech acts in everyday Russian communication]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific researches and developments. Modern communicativistics]. 2013, V. 2, I. 6, pp. 26-34.

9. Goykhman O.Ya., Goncharova L.M., Lapshina O.N. Russkiy yazyk i kul’tura rechi [Russian language and speech culture]. Moscow, INFRA-M Publ., 2002.

10. Formanovskaya N.I. Kommunikativnyy kontakt [Communicative contact]. Moscow, IKAR Publ., 2012.

11. Available at: http://dic.academic.ru

Login or Create
* Forgot password?