Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
Results of researches of developments of the general and applied management during the 1920th years are presented. The features of focusing of the concept of administrative management on the internal environment of the organization caused by the macroeconomic crisis phenomena are revealed. Regularities of spiral development of concepts of management within the periods of big cycles of economic activity of N.D. Kondratyev in 1920th, 1970th and 2020th are shown.
experience of development, management, concept of administrative management, present stage, development of economy.
Наука управления социально-экономическими системами (организациями) по праву считается ровесницей человечества.
Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления [1].
История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности других, связанных с управлением, областей, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, кибернетика и др. Как отмечал один из основоположников научного менеджмента Ф.Тейлор: «Искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение» [2].
Развитие управления в человеческом обществе закономерно проистекало от эмпирических результативных шагов к научно обоснованным решениям.
Современная наука управления (менеджмент) зародилась в конце XIX–начале XX в. и характеризуется целым спектром научных школ и концепций.
В научной литературе встречается достаточно большое количество вариантов описания школ и концепций развития менеджмента и процессов их эволюции.
Необходимо отметить, что практически у всех авторов описываемая эволюция концепций международного менеджмента заканчивается в ХХ-м в.
Одни авторы ограничиваются рассмотрением научного, процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте. Объясняя, что эти подходы, дополняя друг друга, обеспечивают развитие современного менеджмента.
Другие авторы рассматривают более широкую палитру концепций менеджмента, включая школу научного управления, школу административного (классического) управления, школу человеческих отношений, школу поведенческих наук, школу науки управления (именуемую также количественной). При этом охватывается период с 1880-х по 1950-е годы.
Третьи авторы наряду со школой научного управления, школой административного управления, школой человеческих отношений, школой поведенческих наук и школой количественного подхода выделяют: эмпирическую школу, школу социальных систем, школу менеджмента человеческих ресурсов. При этом охватывается период с 1880-х по 1960-е годы.
Именно эта классификация концепций (школ) международного менеджмента, характеристики которых представлены в табл.1, считается на сегодняшний день наиболее полной.
Таблица 1
Существующая классификация концепций (школ) международного менеджмента
№ |
Название школы |
Период |
Основные идеи |
Наиболее яркие представители школы |
1 |
Школа научного менеджмента |
1885–1920 гг. |
Изучение и совершенствование труда на основе использования научных методов |
М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Грант, О.А. Ерманский, Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон и др. |
2 |
Административная (классическая) школа научного менеджмента |
1920–1950 гг. |
Поиск систематизированных подходов по повышению эффективности управления предприятием в целом |
А. Гастев, А. Гинсбург, Д. Муни, А. Слоун, Л. Урвик, А. Файоль и др. |
3 |
Школа человеческих отношений |
1930–1950 гг. |
Базируется на использовании знаний о межличностных отношениях и утверждает, что поскольку менеджмент является обеспечением выполнения работы с помощью других людей, отношения в коллективе имеют не меньшее, а порой большее значение, чем материальное стимулирование труда |
М.П. Фоллетт, Э. Мэйо и др. |
4 |
Школа поведенческих наук |
1930–1950 гг. |
Базируются на исследованиях социального взаимодействия, мотивации, власти, лидерства и авторитета, организационных структурах, коммуникациях, качестве трудовой жизни и работы. Направлена на оказание помощи сотруднику для осознания им его собственных возможностей и достижение высокой эффективности предприятия за счет высокой эффективности используемых человеческих ресурсов |
К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, А.Маслоу и др. |
5 |
Эмпирическая школа |
1940–1950-е годы |
Основной задачей исследований в области менеджмента является сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Основные направления школы: – исследование проблем руководства предприятием и осуществление разработки современных управленческих концепций; – исследование трудовых обязанностей и функций менеджеров |
П. Друкер, Р. Дэвис, Д. Миллер, Л. Ньюмен и др. |
6 |
Школа количественного подхода |
С 1950 г. |
Школа количественного подхода: а) базировалась на развитии кибернетики и исследования операций; б) основана на применении математических моделей в менеджменте и разнообразных количественных методов выработки управленческих решений; в) направлена на внедрение в управление методов и аппарата точных наук |
Р. Акофф, Л. Берталанфи, Р. Калман, Э. Райф, С. Саймон, С. Форрестр и др. |
7 |
Школа социальных систем |
1950–1960-е годы |
Базируется на достижениях школы «человеческих отношений» и рассматривает работника как личность, имеющую социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде, которая, в свою очередь, также влияет на формирование потребностей у сотрудников |
Дж. Марч, Г. Саймон, А. Этциони |
8 |
Школа менеджмента человеческих ресурсов |
1960-е годы |
Рассматривает персонал как источник резервов. В отличие от школы научного менеджмента, где в качестве основной цели рассматривалось отлаженное управление, основной упор делается на удовлетворение потребностей как итога личной заинтересованности каждого работника. |
Р. Миллес |
Целью данного исследования является рассмотрение опыта развития менеджмента на основе концепции административного управления для современного этапа развития экономики.
Методическую базу исследований составили описания школ и концепций развития менеджмента в их эволюционном развитии, нашедшие свое отражение в трудах Андреева В.И. [3], Блэйка Р.Р., Мутона Д.С. [4], Балашова А.П. [5], Басовского Л.Е. [6], Вердиевой Ю.Н. [7], Веснина В.Р. [8], Виханского О.С., Наумова А.И. [9], Глухова В.В. [10], Гончарова В.И. [11], Дафта Р. [12], Данько Т.П., Голубева М.П. [13], Казначевской Г.Б. [14], Короткова Э.М. [15], Корговой М.А. [16], Минцберга Г. [17], Мескона М, Альберта М., Хедоури Ф. [2], Тебекина А.В., Филатова А.А. [18], Репиной Е.А. [19], Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. [20] и др.
Авторский подход к рассмотрению процессов развития концепций (школ) менеджмента отличается от наиболее распространенного, представленного в табл. 1, следующими положениями.
Во-первых, развитие концепций менеджмента не закончилось в середине ХХ в. (табл.1) и продолжается и в настоящее время [21].
Во-вторых, каждая из концепций менеджмента доминирует в определенный период времени, определяемый влиянием совокупности социально-экономических факторов [22].
В-третьих, развитие концепций менеджмента обусловлено влиянием циклических макроэкономических закономерностей, обусловленных сменой малых (деловых) циклов экономической активности К. Жугляра со средней продолжительностью 10 лет. Именно в рамках цикла К. Жугляра происходит ряд значимых для хозяйственной деятельности организации изменений, требующих применения новых концепций управления [23]: спроса на продукцию предприятия; объемов товарных запасов предприятия; уровня загрузки производственных мощностей предприятия; объемов инвестиций в основные фонды предприятия; объемов запускаемых производственных мощностей предприятия и т.д.
В-четвертых, признаки концепций менеджмента организации, формирующиеся в рамках деловых циклов К. Жугляра, повторяются при развитии по спирали в рамках 50-ти летних технологических циклов Н. Кондратьева [25].
В соответствии с указанными идеями и с учетом ранее проведенных исследований [1,21-39, 48], были описаны этапы развития концепций менеджмента в период с 1900-х по 2020-е годы (табл. 2) [1].
Таблица 2
Результаты систематизации концепций современного менеджмента, сменяющих друг друга с периодичностью 10-ти летних деловых циклов
Период формирования концепции |
Название концепции |
Основная идея концепции |
1900-е гг. |
Концепция научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практике управленческой деятельности фирмы |
1910-е гг. |
Развитие концепции научного управления |
Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, позволяют повысить эффективности поточного производства при организации, реализации и контроле |
1920-е гг. |
Концепция административного управления |
Улучшение функционирования компании как замкнутой системы обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды |
1930-е гг. |
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений |
Основу роста производительности труда работников составляют приемы управления межличностными отношениями, направленные на повышение удовлетворенности работников результатами своего труда, которые не менее действенны, чем материальные стимулы |
1940-е гг. |
Концепция эмпирического или прагматического управления |
Не отрицая значения теоретических принципов управления базируется на практическом опыте эффективного управления |
1950-е гг. |
Концепция системного подхода |
Рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение целей в условиях изменяющейся внешней среды, рационально адаптируясь к ней |
1960-е гг. |
Концепция поведенческого подхода |
Рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций управления (маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация и др.), формирующих процесс управления как некоторую линию поведения |
1970-е гг. |
Концепция ситуационного подхода |
Пригодность различных методов управления определяется ситуацией: конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменно «оптимального» способа управления организацией. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации |
1980-е гг. |
Концепция культуры управления |
Предполагает, что в условиях высокой рыночной конкуренции при примерном равенстве потребительских свойств и цен на однотипные товары разных производителей, большое значение имеет культура взаимоотношений с клиентами, внутрифирменная и межфирменная культура (культура управления) |
1990-е гг. |
Концепция инновационного подхода |
Ориентирована на постоянное обновление непрерывно морально устаревающего ассортиментного ряда продукции и технологий производства |
2000-е гг. |
Концепция управления по целям |
Предполагает трансформацию глобальной цели организации до уровня конкретного исполнительского уровня, адекватного выполняемым функциям |
2010-е гг. |
Концепция информационных технологий |
Те компании, которые быстрее и эффективнее внедрят в практику эффективности новейшие информационные технологии получат конкурентные преимущества |
2020-е гг. |
Концепция комбинаторного подхода |
Рациональные технологии управления будут базироваться на комбинированном использовании технологий управления, присущих пятому и шестому технологическому укладу при переходе от первого к последнему. |
Административная (или классическая) школа научного менеджмента (табл. 1), которую, в первую очередь, связывают с именем Анри Файоля, явилась базой для развития принципов руководства и функций управления, обеспечивающих на основе реализации систематизированных подходов рост эффективности управления на уровне предприятия в целом.
Сторонники административной школы менеджмента, среди которых помимо А. Файоля (Франция) выделяются А. Гастев (Россия, СССР), Д. Муни, А. Слоун (США), Л. Урвик (Великобритания), в вопросах науки управления базировались на использовании универсальных принципов управления, обеспечивающих повышение эффективности деятельности не на отдельном участке работ, не в отдельном направлении деятельности (о чем рассуждали сторонники школы научного управления), а при управлении организацией в целом.
Это стало возможно благодаря исследованию перспектив развития целого спектра компаний в различных отраслях бизнеса и выявлению на этой основе общих характерных черт и закономерностей развития.
В работе «Общая и промышленная администрация» [40] Анри Файоль впервые описал процесс управления совокупностью функций (планирование, организация, регулирование, контроль, мотивация) и сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией (табл. 3).
Таблица 3
Универсальные принципы управления организацией А. Файоля
№ |
Принцип |
Характеристика принципа |
1 |
Разделение труда |
Осуществляется с целью выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы при тех же условиях путем сокращения числа целей (задач), на которые должны быть направлены основные усилия отдельного сотрудника (специалиста) |
2 |
Полномочия и ответственность |
Предполагает предоставление определенным сотрудникам права отдавать распоряжения при одновременной необходимости отвечать за свои действия |
3 |
Дисциплина |
Предполагает реализацию достигнутых соглашений между компанией и ее работниками |
4 |
Единоначалие |
Подразумевает, что получение приказов (распоряжений) происходит только от одного непосредственного начальника, перед которым и отчитывается подчиненный |
5 |
Единство управления |
Означает, что каждая группа сотрудников, действующая в рамках одной цели, объединена единым планом и имеет одного руководителя |
6 |
Подчинение личных интересов общим |
Означает, что интересы организации преобладают над групповыми и личными интересами |
7 |
Вознаграждение персонала |
Означает осуществление справедливой оплаты за хорошо выполненную работу с целью поддержки стремления работников на благо предприятия |
8 |
Централизация |
Означает сосредоточение рычагов управления в едином центре с целью достижения наилучших результатов деятельности, исключая противоречивые действия |
9 |
Скалярная цепь |
Представляет собой ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, от высшего до низового звена |
10 |
Порядок |
Предполагает определение своего места в организации как в системе для всего и всех |
11 |
Справедливость |
Установление и реализация правил и соглашений между персоналом и организацией должны осуществляться справедливо на всех иерархических уровнях и этапах деятельности организации |
12 |
Стабильность рабочего места для персонала |
Означает, что закрепление рабочего места за каждым сотрудником является одним из факторов повышения эффективности функционирования организации |
13 |
Инициатива |
Означает поощрение работников в их стремлении лучше выполнить возложенные на них функции в рамках порученных работ и делегированных им полномочий, включая разработку планов выполнения работ, выбор технологий и обеспечение их успешной реализации. Наличие возможности проявить инициативу придает исполнителям дополнительную энергию, а организации обеспечивает рост эффективности деятельности |
14 |
Корпоративный дух |
Означает достижение гармонии персонала в едином союзе в интересах эффективности функционирования организации. |
Сам А. Файоль, с одной стороны, считал предложенные принципы универсальными, а, с другой стороны, подчеркивал, что применение указанных принципов должно быть гибким, и гибкость эта должна осуществляться с учетом конкретной ситуации управления.
Необходимо отметить, что в 1920-е годы в Советской России становление и развитие менеджмента происходило в русле мировых концепций научного и административного управления.
В развитии отечественного менеджмента в этот период следует выделить курс лекций «Организация заводского хозяйства», разработанный в 1911 г. Семеновым И. и Пайкиным А., где были сформулированы основные «законы организации производства, нормирования и организация труда» (НОТ).
В 1920-е годы сотрудниками Петербургского политехнического института и Московского высшего технического училища были сформулированы законы научной организации производства и НОТ, включая: «закон наименьшей цепной связи», «закон взаимного замыкания», «закон ритма», «закон параллельной последовательности работ», «закон фронта работ», «закон реальности условий».
Наиболее значимым в этот период для отечественного менеджмента было учение А.А. Богданова [41], который разработал принципы новой науки о законах организации, действующих в технике, экономике и политике, обосновал необходимость их системного изучения.
С 1920-х годов Ф.Р. Дунаевский начал формировать модель состава организационных функций, которые, по его мнению, обязан четко знать каждый управленец [42]. Он разработал стройную схему организационного процесса, расчленив ее на три фазы, каждая из которых состоит из трех функций (табл. 4).
Таблица 4
Схема организационного процесса управления Ф.Р. Дунаевского
№ |
Основные фазы организационного процесса |
Период протекания |
Функции, осуществляемые на каждой фазе |
1 |
Фаза починная (инициация) |
Протекает от первого замысла организации до приступа к реальному формированию аппарата организации |
1) установление задачи организации; |
2 |
Фаза устроительная (ординация) |
Протекает от начала формирования до приступа к ее текущей деятельности |
4) установление состава потребных активностей; |
3 |
Фаза распорядительная (администрация) |
Протекает в сложившемся аппарате и по определившимся руслам. |
7) установление оснований распоряжений; |
Необходимо отметить, что концепция организационных функций Ф. Дунаевского явилась первой попыткой представить в отечественной литературе организацию как единое целое, как комплекс функций взаимно друг друга обуславливающих и в совокупности обеспечивающих полноту функционирования целостной системы.
Развитие прикладных направлений менеджмента в 1920-е годы происходило под влиянием школы административного управления.
Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепции административного управления в 1920-е годы приведены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты систематизации процессов разветвления (спецификации) менеджмента по прикладным направлениям в рамках развития концепции административного управления в 1920-е годы
№ |
Направление прикладного менеджмента |
Характеристика развиваемых положений концепции административного управления |
1 |
Менеджмент организации |
Фирма рассматривалась как замкнутая система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией (административным ресурсом) без привлечения дополнительных ресурсов из внешней среды [1]. |
2 |
Производственный менеджмент |
Разработка трудовых процессов для массового производства на основе микроэлементного нормирования [22]. |
3 |
Инновационный менеджмент |
Концепция планирования последовательности технологических операций [43]: внедрение результатов исследования системы «человек - машина» Г. Гантта, позволившее связать организационные и мотивационные аспекты производства. Создание метода планирования последовательности операций (диаграммы Гантта) [44]. |
4 |
Логистика |
Фрагментарные проявления логистики на рынке продавца. Развитие производственной логистики на уровне рабочего места, основанной на обеспечении реализации программированных трудовых движений, включая микроэлементное нормирование для осуществления массового производства [45]. |
5 |
Стратегический менеджмент |
Система административного управления [22], направленная на развитие структур, обеспечивающих массовое производство, снижение удельных издержек выпуска |
6 |
Управление качеством |
Концепция статистических методов контроля качества: подготовка всего персонала компаний, воспитанного в духе статистики [46]. |
7 |
Управление персоналом |
Учет индивидуальных особенностей сотрудников при проектировании работ [47]: учет предложений персонала при проектировании работ, проведение опросов и психологических тестов. |
8 |
Финансовый менеджмент |
Развитие начальных элементов финансового менеджмента, включая: – финансовые (коммерческие) вычисления (включал технику процентных вычислений (простой и сложный процент), технику вексельных вычислений (дисконт и дисконтирование), технику курсовых вычислений по финансовым операциям (кратко- и долгосрочные вклады и ссуды), технику вычислений по процентным бумагам и акциям и т.д.); – бухгалтерский учет (балансоведение); – экономический анализ (на основе изучения взаимосвязи результатов хозяйственной деятельности с источниками их финансирования); – развитие схемы факторного анализа эффективности деятельности предприятия [1]. |
Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1920-е годы осуществлялось под влиянием двух основных факторов.
Во-первых, это ненасыщенный рынок в условиях индустриальной экономики.
Во-вторых, это глобальный спад экономической активности, обусловленный сменой III-го технологического уклада IV-м.
Если первый фактор в современных условиях полностью инвертировался, и сегодня мы имеем дело с насыщенным рынком в условиях постиндустриальной экономики, то второй фактор сегодня как 100 лет назад характеризует смену пятого технологического уклада (с ядром технологий микроэлектроники) шестым (с ядром технологий наноэлектроники).
В 1920-е годы в концепции административного управления компания рассматривалась как замкнутая система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией (административным ресурсом) без привлечения дополнительных ресурсов из внешней среды (табл. 8), не потому, что о внешней среде не было представления. Фокус на внутренней среде был обусловлен именно кризисностью макроэкономической ситуации, требующей от компаний изыскания внутренних резервов.
В этом смысле формирование в 2020-е годы концепции менеджмента комбинаторных технологий в период кризиса, обусловленного сменой V-го технологического уклада VI-м, аналогичный периоду кризиса, обусловленного сменой IV-го технологического уклада V-м в 1970-е годы, и периоду кризиса, обусловленного сменой III-го технологического уклада IV-м в 1920-е годы (рис. 1) [23].
Рис. 1. Концепции менеджмента, приходящиеся на периоды мировых экономических кризисов, обусловленного сменой технологических укладов в рамках циклов Н.Д. Кондратьева.
Таким образом, развитие концепции административного управления в 1920-е годы явилось базой не только для последующего развития концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений 1930-х годов, но и для параллельного развития концепций прикладного менеджмента: производственного менеджмента, инновационного менеджмента, логистики, стратегического менеджмента, управления качеством, управления персоналом, финансового менеджмента.
Общие черты перечисленных направлений прикладного менеджмента можно охарактеризовать как черты, обусловленные глобальными экономическими процессами в мировой экономике в этот период смены III-го технологического уклада IV-м.
Признаком, объединяющим концепции менеджмента 1920-х, 1970-х и 2020-х годов, является их направленность на приспособление предприятий к кризисным условиям.
1. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta. - M.: Knorus, 2016. - 696 s.
2. Meskon M.H. Osnovy menedzhmenta / M.H. Meskon, M. Al'bert, F. Hedouri. - M.: Vil'yams, 2012. - 672 c.
3. Andreev V.I. Samorazvitie menedzhera / V.I. Andreev. - M.: Delo, 2014. - 275 s.
4. Bleyk R.R., Muton D.S. Nauchnye metody upravleniya / R.R., Bleyk, D.S. Muton. Per. s angl. I. Yuschenko. - Kiev: Vysheyshaya shkola, 2013. - 274 s.
5. Balashov A.P. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoe posobie / A.P. Balashov. - M.: Vuzovskiy uchebnik, INFRA-M, 2012. - 288 c.
6. Basovskiy L.E. Menedzhment. - M.: INFRA-M, 2008. - 214 s.
7. Verdieva Yu.N. Menedzhment. - Vladivostok: DVFU, 2012. - 311 s.
8. Vesnin V.R. Osnovy menedzhmenta. - M.: Prospekt, 2013. - 320 s.
9. Vihanskiy O.S., Naumov A.I. Menedzhment. - M.: Ekonomist', 2008. - 669 s.
10. Gluhov V.V. Menedzhment: dlya ekonomicheskih special'nostey. - Sankt-Peterburg: Piter Press, 2009. - 600 s.
11. Goncharov V.I. Menedzhment. - Minsk: Sovremennaya shkola, 2010. - 635 s.
12. Daft Richard L. Menedzhment. - SPb.: Piter, 2012. - 863 s.
13. Dan'ko T.P., Golubev M.P. Menedzhment i marketing, orientirovannyy na stoimost': Uchebnik / T.P. Dan'ko, M.P. Golubev. - M.: INFRA-M, 2014. - 416 c.
14. Kaznachevskaya G.B. Menedzhment: uchebnik / G. B. Kaznachevskaya. - Rostov-n-Donu: Feniks, 2012. - 452 s.
15. Korotkov E.M. Menedzhment. - Moskva: Yurayt, 2012. - 640 s.
16. Korgova M.A. Menedzhment. - Rostov n/D: Feniks, 2008. - 378 c.
17. Mincberg G. Menedzhment: priroda i struktura organizaciy glazami guru. - M.: EKSMO, 2009. - 463 s.
18. Tebekin A.V., Filatov A.A. Osnovy menedzhmenta organizacii. Assoc. veteranov podrazdeleniya antiterrora "Al'fa". Moskva, 2005.
19. Repina E.A. Osnovy menedzhmenta. - M.: Akademcentr, 2013. - 240 c.
20. Teoriya upravleniya. Pod obschey redakciey: A. L. Gaponenko, A. P. Pankruhina. - M.: Izdatel'stvo RAGS, 2010. - 557 s.
21. Tebekin A.V. Evolyuciya koncepciy menedzhmenta organizacii. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. -2018. - S. 423-429.
22. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2017. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).
23. Tebekin A.V. Formirovanie koncepcii upravleniya (menedzhmenta) 2020-h godov. // Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2018. - № 1 (30). - S. 64-68.
24. Tebekin A.V. Menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2015. Ser. Bakalavriat.
25. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik. - M.: Knorus, 2016. - 696s.
26. Tebekin A.V. Zakonomernosti i sovremennye tendencii razvitiya mirovogo hozyaystva: prognozy ekonomicheskoy aktivnosti i perspektivy menedzhmenta. Innovacii i investicii. - 2012. - № 3. - S. 156-159.
27. Tebekin A.V. Zakonomernosti i tendencii razvitiya predprinimatel'stva v pervoy polovine HH veka. // Finansovaya ekonomika. - 2014. - № 3. - S. 39-46.
28. Tebekin A.V. Zakonomernosti i tendencii razvitiya predprinimatel'stva vo vtoroy polovine HH veka. // Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika i pravo. - 2014. - № 3. - S. 105-117.
29. Tebekin A.V. Sovremennyy menedzhment: osnovnye napravleniya razvitiya. // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2015. - № 1 (12). - S. 85-91.
30. Tebekin A.V. Menedzhment organizacii: osnovy formirovaniya strategii i vybora napravleniya razvitiya. // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. -2015. - № 2 (13). - S. 78-89.
31. Tebekin A.V., Denisova I.V. Ob'ektivnye predposylki vozniknoveniya i razvitiya menedzhmenta kak sovremennoy upravlencheskoy nauki. V sbornike: Nauka i praktika: integraciya znaniy materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. NOU VO "Moskovskiy ekonomicheskiy institut". - 2015. - S. 85-91.
32. Tebekin A.V. Usloviya i faktory vozniknoveniya i razvitiya menedzhmenta kak nauki upravleniya. Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. -2016. - T. 2. - № 3. - S. 1.
33. Tebekin A.V., Mantusov V.B. Upravlenie organizaciey: teoretiko-metodologicheskie osnovy, funkcional'nye zadachi, tehnologii, prikladnye aspekty primeneniya. Monografiya. - Moskva, 2016.
34. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Istoriya razvitiya menedzhmenta v 1900-e gody. // Zhurnal istoricheskih issledovaniy. Tom 2, №4. S. 1-8.
35. Upravlenie innovaciyami. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Blau S.L., Mantusov V.B., Novikov V.E., Petrov V.S., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Monografiya. Pod red. prof. A.V. Tebekina / Gosudarstvennoe kazennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Rossiyskaya tamozhennaya akademiya». Moskva, 2017.
36. Tebekin A.V. Rol' shkoly nauchnogo menedzhmenta v razvitii sovremennogo menedzhmenta. // Zhurnal istoricheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 1. - S. 48-56.
37. Tebekin A.V. Opyt shkoly povedencheskih nauk v svete sovremennyh problem ekonomicheskoy i organizacionnoy psihologii. V sbornike: Aktual'nye problemy razvitiya ekonomiki v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. -2018. - S. 548-553.
38. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Vliyanie nauchnoy shkoly chelovecheskih otnosheniy na razvitie sovremennogo menedzhmenta. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. - 2018. - T. 4. - № 5. - S. 1-8.
39. Tebekin A.V., Kasaev B.S. Menedzhment organizacii. Uchebnik / A.V. Tebekin, B.S. Kasaev. Moskva, 2014. (4-e izdanie)
40. Fayol, Henri. Administration industrielle et generale. Paris. - Dunod et Pinat. - 1917. - 174 p.
41. Bogdanov A. A. Tektologiya - Vseobschaya organizacionnaya nauka. Berlin-Sankt-Peterburg, 1922.
42. Lavrov A.Yu., Rybakova O.I. Istoriya menedzhmenta. Ucheb. posobie. - Chita: ChitGU, 2005. - 225 c.
43. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2017. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).
44. Tebekin A.V., Shirokova L.N., Surat I.L. Upravlenie innovacionnymi proektami. Monografiya, Moskva, 2014.
45. Tebekin A.V. Logistika. Uchebnik dlya studentov ekonomicheskih vuzov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Ekonomika», special'nosti «Menedzhment» i drugim ekonomicheskim special'nostyam / Kafedra menedzhmenta Instituta ekonomiki i predprinimatel'stva. Moskva, 2016.
46. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.). - 223 s.
47. Tebekin A.V. Upravlenie personalom: uchebnik. Izdanie 2-e. - M.: KnoRus, 2016. - 624s. Tebekin A.V. Upravlenie personalom: uchebnik. Izdanie 2-e. - M.: KnoRus, 2016. - 624s.
48. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik - M.: Knorus, 2017. - 342 s.