DEVELOPMENT OF MOTHERHOOD AS A FACTOR IN THE DECISION OF A DEMOGRAPHIC PROBLEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problems of changing the demographic situation in the world and Russian society. Noting the importance of demography for the state, the authors consider the development of motherhood as a factor in solving the demographic problem; identify the leading reasons for the decline in fertility; raise issues of support for motherhood and childhood against the background of adverse demographic changes taking place in Russia at the present time.

Keywords:
demographic situation; Russian society; family; child; mother; motherhood; maternity right; fertility decline; abortion.
Text

Современная демографическая ситуация представляет собой глобальную проблему. Прирост численности населения мира в настоящее время в 95 % приходится на менее развитые регионы, и лишь 5% – на более развитые. В связи с этим в последние десятилетия в промышленно-развитых странах претерпевает значительные изменения не только численный состав населения, но и возрастной.

В ежегодном докладе Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН о мировой демографической ситуации и перспективах ее развития отмечается, что в мире снижается суммарный коэффициент рождаемости, а «странами с низким коэффициентом считаются те, в которых на одну женщину приходится 2,1 ребенка или меньше. Такая ситуация наблюдается в Северной Америке и Европе» [4].  

Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и соответственно растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения. На увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения влияет ряд факторов. Но, на наш взгляд, наиболее значимым для российского общества является фактор одновременного кризисного роста смертности и снижения рождаемости. За период между переписями населения 1989 и 2002 г. естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся), отмеченная в 66 регионах страны, составила огромную величину – 7,4 млн чел. Таким образом, российское общество находится в состоянии демографической катастрофы [3].

Если обратиться к истории, то в России вопросы демографии напрямую были связаны как с доступностью медицинской помощи в случае возникновения опасной ситуации непосредственно в родах и в послеродовый период, так и с доступностью различных видов контрацепции. В 1920 г. РСФСР становится первым государством в мире, разрешающим на законных основаниях проводить аборты. Для проведения аборта достаточно простого желания женщины, которая должна обратиться для его проведения в больницу.

В 1924 г. женские консультации выдают женщинам разрешение на проведение бесплатного аборта. Этот способ контрацепции нельзя назвать хоть сколько-то гуманным, но многие женщины в России практически до восьмидесятых годов использовали его как основной за неимением доступа к оральным или барьерным контрацептивам. Хотя, например, в Англии оральные контрацептивы, появившиеся в 1960-х годах, привели к резкому спаду рождаемости и по документальному свидетельству практикующей английской акушерки Дженнифер Уорф, если «в конце 1950-х году в наших журналах регистрировалось от восьмидесяти до ста рождений в месяц, то в 1963 году это число сократилось до четырех-пяти» [1].

Численность населения обычно фиксировалась с помощью проводимых государством ревизий. До сравнительно позднего времени учет осуществлялся без переписи женской составляющей. Петр I организовал в России функционирование специальных источников по изучению естественного движения населения. По его Указу в 1702 г. в Москве вводились специальные метрические книги, а приходские священники должны были направлять в Патриарший духовный приказ сведения обо всех рождениях, крещениях и погребениях. Первоначально учет естественного движения населения существовал только в Москве. Но уже в 1722 г. новым Указом все священники на территории империи были обязаны вести метрические книги. Эти книги просуществовали вплоть до 1918, хотя в 1810 г. при МВД Российской Империи также было организовано Статистическое управление.

Первая всеобщая перепись населения (1897 г.) зарегистрировала в Российской империи 125 640 021 жителя. Проведенная в 1914 г. дополнительная перепись выявила 166 650 000 (по данным Управления главного врачебного инспектора МВД, основанным на статистике рождений и смертей) и 175 137 800 (по данным центрального статистического комитета МВД без подсчёта жителей Финляндии). На 1 января 2016 г. по оценке Росстата в России было 146 544 710 постоянных жителей. Из этих данных очевидно, что не наблюдается никакой динамики увеличения численности населения. Тенденции рождаемости в современной России далеки от положительного вектора. Поэтому следует обратить внимание на опыт прошлых поколений, где имеется положительная динамика роста численности населения. Во времена Российской империи демографические показатели являлись примером для Европы, в среднем на одну женщину приходилось 5,93 ребенка, а сейчас показатели рождаемости в России стали ниже, чем во Франции (в России на одну женщину сегодня приходится 1,76 ребенка, во Франции 2,0 по состоянию на 2014 г.) [5].

Что же является ведущими причинами в снижении рождаемости, как основного фактора естественного прироста населения? Принято считать, что высокий прирост населения обуславливается развитием медицины и технологий в XX в. Но с этим нельзя согласиться, так как после 1927 г. рождаемость в России начала падать, несмотря на улучшение жилищных условий, на объективное повышение уровня медицинского обслуживания населения. После Гражданской войны демографическая мощь нашего народа явно начала убывать. К основным причинам этого можно отнести:

  • урбанизацию – в крупных городах детей рождается меньше, лишь каждый седьмой ребенок в городе растет в многодетной семье, соответственно их доля составляет не более 2%, в 1867 доля городского населения составляла 15%, то в 2002 она составляла 73%;
  • рост образовательного уровня среди населения, в частности, среди женщин – на 1000 женщин рожали большее количество детей женщины, не имеющие даже начального образования, либо имеющие только начальное образование, в то время как женщины со средним и высшим образованием рожали детей вдвое реже [2; 178];
  • вовлечение женщин в производство – повсеместное снижение рождаемости, так как женщина больше не могла оставаться домохозяйкой, в СССР 91% женщин был вовлечен в общественное производство;
  • cнижение ценности брака – огромное количество разводов, часто равных количеству заключенных браков не могло не отразиться на уменьшении количества рождений;
  • длительное преобладание с 33-летнего возраста женского населения: примерно 53,4% в 2002 – нарушение соответствий между полами сильно сказывается на показателях возможности вступления в брак, а, следовательно, на уровне рождаемости.

В конце XIX в. в России была высокая рождаемость и высокая смертность, но уровень рождаемости значительно перекрывал уровень смертности. Было преобладание детских и молодых возрастов, такая тенденция сохранялась в период с 1897 до конца 1920-х. Затем, после санитарной революции, произошедшей при советской власти, произошло резкое сокращение детской смертности, при этом первое время сохранялась высокая рождаемость. Затем смертность стала сокращаться и дальше, но стала падать рождаемость. Россия столкнулась с проблемой старения населения: сегодня средний возраст россиянина составляет 37,7 года. Падение рождаемости в 1915–1920 гг. объяснялось социально-политической обстановкой. Продолжающееся снижение рождаемости могло быть объяснено тем, что основным инструментом регулирования рождаемости в 1920-х были аборты, помноженные на беспрецедентное вовлечение женщин в производство. Наша страна гордилась, что 91% женщин были вовлечены в общественное производство. В 1930-е годы в нашей стране был голод, в 1936 запретили аборты, но, тем не менее, уровень рождаемости продолжал снижаться, появились нелегальные аборты, калечащие репродуктивное здоровье женщин.

Вторая мировая война «естественным образом» усилила демографический спад. В период с 1945 по 1950 г. был «компенсаторный» подъем рождаемости, который не восстановил ее довоенный уровень и даже не вернул ситуацию к концу 1920-х, с 1940-х годов появилась устойчивая тенденция снижения рождаемости, которая сохраняется до наших дней. Можно констатировать, что общество осуществило демографический переход на модель развития, принятую в развитых странах. В первую очередь, стал появляться вопрос о полезности или напротив бесполезности многодетности: контроль над деторождением стал всеобщим. Каждая современная семья в России осознала свое право определять не только количество детей в семье, но и время их появления. Мы смирились с нуклеарной моделью семьи, являющейся оптимальной для удовлетворения потребностей общества нового образца, то есть такого, где все должно быть полезно и удобно, даже дети. Сегодня во всех развитых странах наблюдается стремление семьи сознательно регулировать и планировать, то есть ограничивать число рождающихся детей. Хронологически тенденция к созданию семьи с одним или двумя детьми при одновременном росте бездетных семей зародилась в 1950-х годах, затем окрепла в 1960-х, и уже с начала 1970-х стала доминировать. До настоящего времени нет никаких фактов, которые могли бы засвидетельствовать будущее изменение этой тенденции [6].

Для российского общества опасным фактом является катастрофическое уменьшение численности детей в возрасте от рождения до 18 лет за последние почти 30 лет. Если в 1991 г. в общей возрастной структуре населения численность детского населения составляла более 40 млн чел., то уже в 2008 г. эта цифра составила 27 млн. На протяжении десятилетия число детей колеблется от 26 до 29 млн чел., составляя 16–18% общего числа населения России. Можно говорить о самом существенном признаке самоуничтожения – падении рождаемости, о детях, которые могли бы родиться. «Неслышимый стон России», «плач нерожденных детей» – так образно, но очень точно охарактеризовал данную ситуацию председатель правления Российского детского фонда Альберт Лиханов.

Практически во всех религиозных конфессиях мира аборт считается убийством. Многие духовные практики утверждают, что разрушения связи мать-дитя (в случае принятия решения избавиться от того, кому дали жизнь) может повлиять не только на жизнь родителей, но и других членов семей. Даже в эпоху высоких технологий ученые не могут ни подтвердить, ни опровергнуть этого факта. Но сверхчувственная связь матери с ребенком существует, что не нуждается ни в каких доказательствах. С системной точки зрения, семья – это система, состоящая из взаимосвязанных между собой её представителей, которые воздействуют друг на друга вне зависимости от того, живы они или нет. Бесспорно, что cамая прочная и устойчивая связь – это связь между родителем (особенно мамой) и ребёнком. Как мама девять месяцев носит под своим сердцем малыша, так и каждый ребёнок носит в своём сердце семью. Но ребёнок c момента зачатия вплетён в события, судьбы и переживания людей, о которых может даже не знать.

По статистике общее количество абортов в XXI в. по сравнению с прошлым значительно снизилось. Но, если рассмотреть процентное соотношение количества операций с общей численностью населения, то данное заявление может быть весьма спорным. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодное число случаев прерывания беременности по миру (включая нелегальные) составляет около 50 млн. Это значит, что более 20% беременностей заканчивается абортом или 28 потенциальных матерей на тысячу женщин отказываются от рождения ребенка. Печально то, что основными причинами прерывания беременности являются в 40% «собственное желание» в 23% «социальные проблемы» [7].

Приоритетность решения зачать или не зачать ребенка, родить или не родить принадлежит матери. Гораздо реже – желание обоих родителей. Очевидно, что в основе решения – это собственное желание матери. Но в таком случае нарушаются права не только нерождённого ребенка, но и права отца. Действительно, желание и решение матери является определяющим.  Довольно часто к такому решению матери приходят, испытывая внешнее давление, которое выглядит как требование ответственного материнства. Но даже обстоятельство рождения отсталого или искалеченного ребенка не может оправдать отстранения от защиты его жизни. С увеличением возможности исправлять некоторые отклонения неродившегося ребенка еще в чреве матери слабость оправдания аборта станет более очевидной. Почему женщина-мать для одних детей выбирает аборт, а для других – лечение? Вопрос для размышления: мы по-разному рассматриваем ценность жизни детей или ценность жизни ребенка зависит от нашего собственного выбора?

И другая весомая причина прерывания беременности – это социальный фактор. Несмотря на то, что социальные проблемы стоят на втором месте, женщиной или семьей социальный фактор чаще принимается как раз как первая причина в решении будущей жизни. Да, существуют обстоятельства в жизни, при которых аборт может рассматриваться как способ достижения желательных целей: часто прибегают к абортам при планировании семьи, для уменьшения случаев страдания детей от неправильного обращения, создания возможности женщине продолжить карьеру, облегчения бремени, лежащего на женщинах или на семьях, имеющих трудности, от бедности и т.д. Но даже эти желанные цели не могут для их достижения оправдать убийства человеческого существа. Эти цели можно попытаться достичь другими способами.

Аборты совершаются во всем мире, и их количество растет вне зависимости от закона и мнения общественности. Наиболее лояльными в отношении к абортам признаны такие страны, как США, Китай, Канада, Северная Корея, где процедуры избавления от плода законны по любой причине и на любых сроках. Россия также признает право женщины отказаться от рождения ребенка по собственному желанию только на ранних стадиях (до 12 недель) беременности, что позволительно на большей части Восточной Европы, в странах бывшего СССР, а также еще в 55 государствах из 194 [7].

Медицина, как, впрочем, и право многих стран, трактует аборт в пользу спасения материнской жизни или защиты ее от бедствий или неисправимых положений, если речь идет о выборе между ее жизнью или жизнью ребенка. Запрещение аборта – это, наверное, также нецелесообразный выбор. В этом случае увеличится число криминальных абортов и самостоятельных медикаментозных вмешательств, что приведет к увеличению инвалидности или смертности женщин.

В демократическом обществе необходимо стремиться к тому, чтобы женщина могла сделать выбор, то есть выбор аборта тоже должен быть именно выбором, при котором никто не чувствует, что его заставляют или заманивают это сделать.

В современном обществе такой сущностный момент, как рождение или не рождение ребенка – это всегда, даже при благоприятных обстоятельствах, революционный шаг для всех членов семьи. И если принято утверждать, что семья первичная ячейка общества, то, по логике, рождающийся малыш – центр общества. Но, к сожалению, комплекс складывающихся социально-культурных факторов в российском обществе не располагает женщин идти на риск, рожая большее количество детей. В общественной палате РФ прошел 24 апреля 2018 г. II форум сообщества многодетных «Много деток – хорошо», который десять лет возглавляет Татьяна Боровикова, однако сдвигов в области деторождения пока нет. Это убедительно доказывает неработающую на сегодняшний день схему гражданских инициатив, которые лишь создают видимость поддержки материнства.

Но, безусловно, важнейшим условием обновления семьи и общества было и остается – рождение нового человека. И чтобы не случилось в мире: война, землетрясение, кризис, революция, смерть, в противовес гнету и лишениям неведомая сила продолжает человеческую жизнь. Каждую секунду на Земле рождается 4 новых человека. Вершится великое право материнства и детства, которое вновь и вновь, разрывая криком тишину, ежесекундно оно заявляет о своем существовании.

References

1. Uorf Dzhennifer. Vyzovite akusherku. Podlinnaya istoriya Ist-Enda 1950-h godov / Per. s angl. M.Fetisovoy. - Moskva: Livebook, 2017. - 608 s.

2. Harchev A.G., Mackovskiy M.S. Sovremennaya sem'ya i ee problemy. M. 1978. - 224 c.

3. Yakunin V.I., Roik V.D., Sulakshin S.S. Social'noe izmerenie gosudarstvennoy ekonomicheskoy politiki. Centr problemnogo analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovaniya. - M.: ZAO «Izdatel'stvo «Ekonomika», 2007. - 208 s.

4. 10 vazhnyh faktov o demograficheskoy situacii v mire : Baker Tilly. - Rezhim dostupa: http://www.bakertilly.ua/ru/news/id921, data obrascheniya 10.06.2018.

5. Galiev S.S., Sitkovskiy A.M. Demografiya v Rossiyskoy Imperii [Elektronnyy resurs] : nauchnyy internet-zhurnal «Sem'ya i demograficheskie issledovaniya» / Rossiyskiy institut strategicheskih issledovaniy. - Elektron. zhurn. - M., 05.10.2016. - rezhim dostupa: https://riss.ru/demography/demography-science-journal/34490, data obrascheniya 11.03.18.

6. Demograficheskaya istoriya Rossii za sto let [Elektronnyy resurs] : onlayn enciklopediya. - Rezhim dostupa: http://encyclopaedia.biga.ru/enc/liberal_arts/DEMOGRAFICHESKAYA_ISTORIYA_ROSSII_ZA_STO_LET.html, data obrascheniya 12.04.2018.

7. Preryvanie beremennosti [Elektronnyy resurs] : covremennaya onlayn-enciklopediya o vseh vidah abortov i ih posledstviyah. - Rezhim dostupa: https://prberem.com/obshhaja/statistika-abortov.html, data obrascheniya 10.03.2018.

Login or Create
* Forgot password?