INSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF TRAINING ECONOMISTS AND MANAGERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the opportunities and prospects for using the institutional and legal foundations of public-private partnership in the process of economic education in Russia in the system of training economists and managers. The effectiveness of increasing the role of property management in the economic and social development of the regions of the Russian Federation is substantiated.

Keywords:
economic education, management, property management, public-private partnership.
Text

Вопросы эффективной подготовки экономистов и менеджеров в современных условиях и переориентации отечественной экономики на внутренние ресурсыявляются сегодня особенно актуальными. Актуальность сегодня сугубо подчеркивается тем, что 4 июня текущего года В. Путин подписал указ о контрсанкциях. По сведениям РБК, ретейлеры ранее предупредили о возможном росте цен в связи с принятием закона о контрсанкциях. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) объяснили, что к этому приведут дополнительные расходы ретейлеров, чьи издержки увеличатся из-за усиления контроля за поставщиками и необходимости управлять рисками из-за возможных штрафов [1]. Все это накладывает новые обязательства на систему профессионального обучения российских менеджеров и экономистов. Последние годы в России складываются новые аксиологические приоритеты, интегрирующие традиционные ориентации российской культуры, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. В обществе закладывается новый подход к воспитанию молодежи. Экономическое образование должно идти в этом же русле. Новое учебное пособие А.А. Михеева. С.Г. Камолова и А.В. Павлюка[2] отвечает данным требованиям и вызовам времени. Один из авторов пособия, Алексей Михеев – известный специалист в области приватизации и государственно-частного партнерства, профессор,  преподаватель МГИМО [3-27].  Обучение студентов-экономистов и менеджеров компетенциям управления собственностью на региональном уровне является одним из важных направлений повышения эффективности регионального управления в целом, позволит повысить уровень деловой активности в регионе, его конкурентоспособность как на национальном, так и на международном уровнях.

          Своей целью авторы пособия обозначили «раскрытие роли управления собственностью в экономическом и социальном развитии регионов Российской Федерации, научное обоснование и разработка комплексного подхода к эффективному управлению отношениями собственности в регионе, обеспечивающему  гармоничное развитие различных форм собственности, способствующее росту эффективности функционирования экономики и социальной сферы на региональном уровне» [2, c.5].Пособие поможет молодым экономистам и управленцам учесть роль региона в регулировании отношений собственности в контексте современных представлений о ее природе, актуальных тенденциях в развитии отношений собственности, значения этих отношений и эффективности системы управления собственностью для социально-экономического развития страны в целом и каждого региона. Пособие – конкретный путь освоить эти тенденции и применять как в своей дальнейшей работе, так и в обучении персонала (это касается, в первую очередь, управленцев).

Для достижения этой общей цели авторам удалось решить следующие задачи:

  • проанализировать понятия собственности, эволюции и современного статуса отношений собственности; выявить и систематизировать факторы, обуславливающие тенденции развития собственности на глобальном, национальном, региональном и отчасти местном уровнях;
  • обосновать систему отношений собственности как многоуровневой иерархической структуры, каждый уровень которой имеет определенные правомочия в отношении экономических ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности;
  • систему управления собственностью на региональном уровне как совокупности подсистем, выделяемых по признакам объекта собственности, характера и вектора воздействия на субъекты собственности; определить критерии эффективности управления собственностью в регионе.

Благодаря пособию, студенты могут уяснить, что современный этап развития отношений собственности не ограничивается появлением все большего количества видов и разновидностей собственности, основывающихся на государственной, муниципальной и частной формах, для него становится характерным все большее переплетение, взаимопроникновение различных форм и видов собственности, рождающих новые форматы отношений собственности на базе передачи разноуровневым субъектам отдельных правомочий собственника. Подобный подход позволяет сочетать потенциальные возможности разных форм и видов собственности, одновременно обеспечивая реализацию интересов разных субъектов: государственной власти, муниципальных образований и частных собственников.Однако,  управление собственностью на региональном уровне в настоящее время имеет ряд существенных недостатков, к числу которых авторы отнесли: нацеленность управления региональной собственностью на решение текущих задач, прежде всего, задач пополнения региональных бюджетов; ориентация на управление объектами собственности, которое фактически рассматривается в отрыве от управления отношениями собственности; отсутствие  стратегического подхода к управлению отношениями собственности [там же, с.306].

Решение указанных проблем, как представляется, возможно путем разработки и реализации на практике стратегий развития и управления собственностью на региональном уровне, которые должны стать одной из основных составных частей стратегий регионального развития в целом. Данные стратегии должны и могут стать повседневной практикой. И в становлении их как практики вполне может способствовать данное пособие. Как утверждают авторы пособия, в современной России происходит активное формирование систем управления собственностью на уровне региона, что находит свое отражение и в совершенствовании нормативной базы (практически все регионы Российской Федерации утвердили законодательные акты, направленные на упорядочивание процессов управления региональной собственностью), и в повышении доли доходов от управления собственностью региональных бюджетов [там же, с. 307]. Поэтому, представленные в пособии, механизмы обучения студентов основам формирования этих систем управлению собственности в регионе можно считать актуальными и эффективными. Их эффективность обосновывают авторы в  5, 6 и 7 главах пособия, когда знакомят студентов с успешными отечественными и зарубежными практиками реализации ГЧП в социальной сфере [там же, с. 267–302].  В качестве наиболее эффективных практик государственно-частного партнерства в РФ представлены:   реализации проекта государственно-частного партнерства в социальной сфере (на примере проекта строительства и оснащения отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и трансклиническойфузиологии на территории ГБУ «Самарская областная клиническая больница Им. В.Д. Сердавина»; практика реализации проекта государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства (на примере проекта строительства нового выхода на МКАД с федеральной автомагистрали М-1 «Беларусь Москва-Минск» в обход г. Одинцово. Подробный анализ данных проектов может стать неким образцом осуществления подобных практик. В пособии даны примеры подсчета эффективности проектов ГЧП [там же, с. 360–363]. Авторы утверждают, что механизм государственно-частного партнерства в представленных конкретных случаях показывают эффективность и оправдывает свое использование как инструмента развития инфраструктуры и реализации стратегий социально-экономического развития.

Почему авторы посчитали столь важным создать конкретное пособие именно по осуществлению актуальных мер ГЧП? Потому что именно в данной сфере видят возможности, как и ее совершенствования, так и ее перспектив в плане эффективности управления. Авторы отмечают, что данная сфера важна и актуальна.  А. Михеевым, С. Камоловым, А. Павлюком обосновано совместное планирование приватизации и ГЧП как рационализации обоих процессов [там же, с.254]. Авторы представили конкретные достоинства совмещения приватизации и ГЧП: во-первых, ГЧП финансово более посильно для частных инвесторов на современном этапе при экономических санкциях; во-вторых, такая замена может быстро и вполне эффективно обеспечить бюджетный эффект; ГЧП также способно сократить издержки за счет  более высокой эффективности управления [там же, с. 255–256].

Таким образом, пособие А.А. Михеева, С.Г. Камолова и А.В. Павлюка является не просто новинкой в учебно-методической литературе по менеджменту и экономике, но новой вехой в экономическом образовании в целом. Рекомендовано как студентам, так и уже работающим управленцам в их повседневной работе и в обучении своего персонала.

References

1. RBK [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.rbc.ru/politics/04/06/2018/5b15288b9a794723315a526e

2. Miheev A.A., Kamolov S.G., Pavlyuk A.V. Institucional'no-pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Tekst]: uchebnoe posobie / A.A. Miheev, S.G. Kamolov, A.V. Pavlyuk. - M.: INFRA-M, 2018.

3. Miheev A.A. Upravlenie regional'noy sobstvennost'yu i privatizaciya v Rossii [Tekst] / A.A. Miheev. - M.: INFRA-M, 2017.

4. Miheev A.A. Upravlenie regional'noy sobstvennost'yu v Rossii [Tekst] / A.A. Miheev. - M.: INFRA-M, 2017.

5. Miheev A.A. Vlast' i gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v fokuse rossiyskih privatizacionnyh praktik [Tekst] / A.A. Miheev // Vlast'. 2016. № 3. S. 110-124.

6. Miheev A.A., Vaganov D.A. Dolgosrochnye programmy razvitiya kompaniy s gosudarstvennym uchastiem: predvaritel'nye itogi razrabotki strategicheskih dokumentov s primeneniem klyuchevyh pokazateley effektivnosti [Tekst] / A.A. Miheev, D.A. Vaganov // Zhurnal novoy ekonomicheskoy associacii. 2015. № 1 (25). S. 190-197.

7. Miheev A.A. Korrektirovka podhodov k rasporyazheniyu gosimuschestvom kak odin iz rezervov modernizacii ekonomiki Rossii v usloviyah krizisa [Tekst] / A.A. Miheev // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2015. T. 16. № 9. S. 1229-1258.

8. Kuznecov M.E., Fedorov O.R., Miheev A.A. Dolgosrochnaya motivaciya chlenov organov upravleniya v kompaniyah s gosudarstvennym uchastiem [Tekst] / M.E. Kuznecov, O.R. Fedorov, A.A. Miheev // Akcionernoe obschestvo: Voprosy korporativnogo upravleniya. 2015. № 9. S. 60.

9. Miheev A.A. Kriterii opredeleniya sposoba privatizacii gosudarstvennoy sobstvennosti v kontekste specifiki sdelok po privatizacii krupneyshih kompaniy s gosudarstvennym uchastiem [Tekst] / A.A. Miheev // Zhurnal novoy ekonomicheskoy associacii. 2015. № 1 (25). S. 197-204.

10. Miheev A.A. Social'nye problemy urbanizacii i siti-menedzhment na etape postmoderna [Tekst] / A.A. Miheev // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2015. № 2 (35). S. 73-78.

11. Metkin N.P., Miheev A.A. Industrial'nyy klaster kak instrument strategicheskogo upravleniya otrasl'yu [Tekst] / N.P. Metkin, A.A. Miheev // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2014. № 1 (30). S. 34-40.

12. Miheev A.A. Razvitie klasterov v regional'nyh ekonomicheskih sistemah: premuestva, problemy, puti podderzhki [Tekst] / A.A. Miheev // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2014. № 3. S. 355.

13. Miheev A.A. Ekonomiko-pravovye osobennosti privatizacii municipal'nyh unitarnyh predpriyatiy [Tekst] / A.A. Miheev // Sovremennye tendencii razvitiya ekonomiki, upravleniya i prava: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii. nauchnyy redaktor: E.V. Kolesnikova. 2013. S. 152-159.

14. Miheev A.A. Privlechenie investiciy kak strategicheskaya funkciya razvitiya municipal'nyh obrazovaniy [Tekst] / A.A. Miheev // Gosudarstvo, vlast', upravlenie i pravo: istoriya i sovremennost': Materialy 4-oy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Nauchnyy redaktor: Omel'chenko N.A. Redaktor: Sokolov N.N. 2013. S. 104-110.

15. Miheev A.A. Razvitie klasterov v regional'nyh ekonomicheskih sistemah: preimuschestva, problemy, puti podderzhki [Tekst] / A.A. Miheev // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2010. № 3. S. 355.

16. Miheev A.A. Metodologiya upravleniya sobstvennost'yu v ekonomicheskoy sisteme regiona [Tekst]: avtoref. dis. d-ra ekon.nauk / A.A. Miheev. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvenno-ekonomicheskiy un-t , 2009.

17. Miheev A.A. Struktura i principy formirovaniya sistemy monitoringa regional'noy sobstvennosti [Tekst] / A.A. Miheev // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2009. № 1 (28). S. 312-315.

18. Miheev A.A. Funkcii sistemy upravleniya sobstvennost'yu v regione [Tekst] / A.A. Miheev // Sovremennyy menedzhment: problemy i perspektivy III nauchno-prakticheskaya konferenciya: tezisy dokladov. 2008. S. 368-373.

19. Miheev A.A. Effektivnoe upravlenie sobstvennost'yu kak faktor ekonomicheskogo rosta regiona [Tekst] / A.A. Miheev //Sovremennoe ekonomicheskoe i social'noe razvitie: problemy i perspektivy uchenye i specialisty Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti - Peterburgskomu ekonomicheskomu forumu 2008 goda : sb. nauchnyh statey. otv. za vyp. A. N. Asaul. Sankt-Peterburg, 2008. S. 23-27.

20. Miheev A.A. Ob ocenke effektivnosti upravleniya sobstvennost'yu v regione [Tekst] / A.A. Miheev // Stroitel'nyy kompleks: ekonomika, upravlenie, investicii mezhvuz. sb. nauch. tr.. Yuzh.-Ural. gos. un-t, S.-Peterb. gos. inzhener.-ekon. un-t, Ural. in-t ocenki i marketinga. Sankt-Peterburg, 2008. S. 301-304.

21. Miheev A.A., Maksimov S.N. Principy formirovaniya effektivnoy sistemy upravleniya v regione [Tekst] / A.A. Miheev, S.N. Maksimov // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2008. № 1 (20). S. 64-67.

22. Miheev A.A. O metodah upravleniya gosudarstvennym imuschestvom regiona [Tekst] / A.A. Miheev // Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: sb. nauchnyh trudov. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu. Sankt-Peterburg, 2007. S. 174-178.

23. Miheev A.A. Privatizaciya gosudarstvennyh municipal'nyh predpriyatiy ZhKH [Tekst] / A.A. Miheev // Social'no-ekonomicheskie problemy regional'nogo razvitiya: sb. nauchnyh trudov professorsko-prepodavatel'skogo sostava fakul'teta regional'noy ekonomiki i upravleniya. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy inzhenerno-ekonomicheskiy universitet». Sankt-Peterburg, 2006. S. 257-265.

24. Miheev A.A. Celi upravleniya gosudarstvennoy sobstvennost'yu [Tekst] /A.A. Miheev // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2006. № 4 (13). S. 386-390

25. Miheev A.A. Pryamye inostrannye investicii v SShA: regional'naya politika [Tekst]: dis. kand.ekon.nauk / A.A. Miheev. - M., 2003.

26. Miheev A.A. Vlast' i gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v fokuse Rossiyskih privatizacionnyh praktik [Tekst] / A.A. Miheev // Vlast'. 2016. № 3. S. 110-124.

27. Kuznecov M.E., Fedorov O.R., Miheev A.A.DOLGOSROChNAYa MOTIVACIYa ChLENOV ORGANOV UPRAVLENIYa V KOMPANIYaH S GOSUDARSTVENNYM UChASTIEM [Tekst] / A.A. Miheev //Akcionernoe obschestvo: Voprosy korporativnogo upravleniya. 2015. № 9. S. 60-75.

Login or Create
* Forgot password?