Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the scientific views of researchers on the structure of competence and competence. The content of the structural components of the central concepts of the competence approach is revealed. The vision of scientists and practitioners on the classification of competence and competence is considered. The following key overprofessional competencies or basic skills are defined: value-semantic; political and social; general cultural; educational and cognitive; communicative; information. The groups of allocated competencies are systematized and approaches are described for their differentiation, which are certain models (methods) for identifying and evaluating competences: based on personal characteristics; on the procedural aspect of the implementation of activities; on the performance of functional and technological actions within a particular specialty or in a certain position; based on performance management.

Keywords:
competence approach, competency, competence, approaches to classification, key competencies, education, professional activity.
Text

Вводная часть
Неоднозначность в понимании центральных понятий компетентного подхода порождает столь же много разнообразных научных точек зрения в отношении выделения структурных компонентов компетентности / компетенции и основания для их дифференциации. Однако определенность в данных вопросах позволит не только понять, как эффективно выстроить образовательный процесс, но и по каким критериям, показателям оценивать конечный
результат обучения или отбирать сотрудников при трудоустройстве. Рассмотрение и анализ существующих теоретико-методологических подходов в данной области исследования В зарубежной и отечественной науке существует несколько точек зрения на структурные составляющие компетентности. Первая точка зрения основывается на трех слагаемых компетентности:
• комплексность и мобильность знаний;
• вариативность методов решения задач / проблем;
• критичность мышления [21].
Вторая точка зрения состоит в рассмотрении также трехкомпонентной структуры компетентности:
• социальный — способность к взаимодействию, работе в команде, готовность проявлять активность, инициативу и нести ответственность за результат деятельности;
• специальный — способность самостоятельно решать профессиональные задачи и выполнять конкретные виды деятельности, объективно оценивать результаты работы; способность обучаться новым знаниям и опыту конкретных действий по специальности; • индивидуальный — ориентация на постоянное самообразование и совершенствование в профессии, способность к социальной и профессиональной рефлексии; способность противостоять профессиональной деформации и преодолевать кризисы в работе [12]. Третья точка зрения раскрывает двухкомпонентное содержание компетентности:
• технологический — владение специализированными профессиональными технологиями;
• надпрофессиональный — способности, выходящие за границы конкретной специальности, определяющие потенциал личности и позволяющие человеку быть мобильным в мире труда. Еще одна позиция на структуру компетентности представлена А.К. Марковой, которая выделяет четыре блока:
• профессиональные знания;
• профессиональные умения;
• профессиональная позиция и социальные установки;
• личностные особенности, обеспечивающие овладение необходимыми знаниями и умениями [14].

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15.05.2013 № 792-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody» [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/, svobodnyy (data obrashcheniya 17.12.2017).

2. Ardyukova O.S. Issledovanie fenomena moral'nogo liderstva: ot diagnostiki k formirovaniyu kompetentsiy // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2017. T. 6. № 4. S. 50-56.

3. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami. SPb.: Piter, 2012. 825 s.

4. Belikova I.Yu. Primenenie kompetentnostnogo podkhoda pri podgotovke upravlencheskikh kadrov malogo biznesa // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1. S. 79-85.

5. Volgina S.V., Pogorelova N.V. Kompetentsii vypusknikov vuza kak resurs konkurentnosposobnosti regiona // Prakticheskiy marketing. 2016. № 5. S. 9-16.

6. Goulman D., Boyatsis R., Makki E. Emotsional'noe liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta. M.: Al'pina Pablisher, 2015. 301 s.

7. Durakova I.B., Kibanov A.Ya. Upravlenie personalom v Rossii: paradigmy i praktika. M.: INFRA-M, 2016. 154 s.

8. Ermakov D.S. Informatsionnaya kompetentnost' v informatsionnom obshchestve // Pedagogika. 2013. № 2. S. 26-30.

9. Zeer E.F. Tendentsii modernizatsii professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie. 2016. № 10. S. 15-19.

10. Kataev S.G., Loboda Yu.O., Khomyakova E.A. Indikatornyy metod otsenivaniya kompetentsiy // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 11. S. 70-73.

11. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. M.: Vyssh. shk., 1990. 119 s.

12. Landsheer V. Kontseptsiya «minimal'noy kompetentnosti» // Perspektivy. Voprosy obrazovaniya. 1988. № 1. S. 24-26.

13. Markova A.K. Akmeologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya psikhologa v sfere obrazovaniya // Akmeologiya. 2003. № 3. S. 47-50.

14. Markova A.K., Nikonova A.Ya. Psikhologicheskie osobennosti individual'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya // Voprosy psikhologii. 2014. № 5. S. 23.

15. Makhaeva L.V. Usloviya formirovaniya obshchikh kompetentsiy (na primere informatsionnoy kompetentsii) // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 3. S. 62-66.

16. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie v Rossii: perspektivy razvitiya. Moskva: ITsPNPO RAO, 1997. 254 s.

17. Oskarsson B. Bazovye navyki kak obyazatel'nyy komponent vysokokachestvennogo professional'nogo obrazovaniya // Otsenka kachestva professional'nogo obrazovaniya; pod red. V.I. Baydenko, Dzh. Zantvorta. M.: DELFI, 2001. 137 s.

18. Roberts G. Rekrutment i otbor. Podkhod, osnovannyy na kompetentsiyakh. M.: Gippo, 2010. 288 s.

19. Serebryakova T.A., Burkhanova A.A., Kazakova O.M. Problema dukhovno-nravstvennogo vospitaniya i ee teoretiko-metodologicheskoe osmyslenie // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2017. T. 6. № 3. S. 75-82.

20. Khutorskoy A.V. Kompetentnostnyy podkhod i metodologiya didaktiki. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya V.V. Kraevskogo // Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2016. № 1. S. 11-24.

21. Choshanov M.A. Gibkaya psikhologiya problemno-modul'nogo obucheniya. M.: Narodnoe obrazovanie, 1997. 152 s.

22. Batista-Foguet J.M., Saris W.E., Boyatzis R.E., Guillén L., Serlavós R. Effect of response scale on assessment of emotional intelligence competencies // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 46. № 5-6. Pp. 575-580.

23. Cheetham G., Chivers D. The reflective (and competent) practitioner: A model of professional competence, which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches // Journal of European Industrial Training. 1998. Vol. 22. № 7. Pp. 267-276.

24. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997. 73 p.

25. Leong F.T.L., Wong P.T.P. Optimal Human Functioning from Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework // Counseling Psychology's Focus on Positive Aspects of Human Functioning; ed T.S. Krieshok [et al.]. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2012. Pp. 123-150.

26. Lueneburger C., McClenaghan S., Paret F., Prieto A. Competency and Potential: A Model for Private Equity Operating Partners. NY.:EgonZehnder International, 2012. 10 p.

27. Parry S.B. The quest for competences: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study // Training. 1996. Vol. 33. Pp. 48-56.

28. Winterton J., Delamare-Le Deist F., Stringfellow E. Prototype Typology of Knowledge, Skills and Competences // Human Resource Development International. 2005. Vol. 8. № 1. Pp. 27-46.

29. Wolf A. Competence-Based Assessment. Buckingham: Open University Press, 1995. 176 r.

Login or Create
* Forgot password?