This article discusses aspects of moral preparation of experts in the field of advertising and public relations at the present stage of development of higher education.
The expert in public relations and advertising; moral aspect; professional outlook.
Гуманитаризация высшего образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека – будущего специалиста, уровень подготовки которого гармонично сочетает образованность, профессионализм, духовность. На наш взгляд, в процессе подготовки современного специалиста в сфере рекламы и пиара особенно необходимо больше внимания уделять нравственным аспектам.
«Двадцать первый век должен стать веком гуманитарного мышления или его не будет совсем», – предрекал грядущее Д. Лихачев. Необходимость «гуманитарного» скачка – прогресса в области миропонимания обусловлена потребностью в модернизации не только образования, но и всего общества. Об этом говорил и Эйнштейн: «Невозможно решить проблемы на том уровне мышления, на котором мы их создавали».
По мнению большинства аналитиков, новый этап развития человечества, трансформирующийся из предыдущего информационно-технологического этапа, будет характеризоваться уже не только технологиями, но и нравственно-духовными и культурными факторами. Именно они на этом отрезке развития будут в решающей степени определять темпы развития общества и, как следствие, экономики.
PR-индустрия появилась в России около 20 лет назад. В первые годы жизни на российской земле PR выполнял исключительно прикладные функции. Основными задачами PR-специалиста образца 1990-х было: написать пресс-релиз, разослать его журналистам, организовать выход публикации. Постепенно набирая опыт и авторитет, взрослея в политических баталиях, public relations стали брать на себя решение более масштабных задач. Связи с общественностью перешли в ведение топ-менеджеров, а собственники и руководители бизнеса перестали финансировать PR по остаточному принципу. Так, объем рынка PR в России в прошлом году составил 1,99 млрд долл., а в 2010 г. ожидал дальнейший рост (на 12%, по оценкам специалистов). Но, в «лихие 1990-е», когда PR как профессия в нашей стране только зарождался, на рынке процветали неквалифицированные специалисты, стараниями которых отрасль обросла огромным количеством негативных стереотипов. Слово «пиарщик» в России приобрело негативный оттенок и ассоциируется с «проходимцами с большой дороги», которые банально врут – и избирателям, и своим заказчикам. Такие взгляды устарели и не соответствуют сегодняшнему уровню развития профессии. «Разруха, – как говорил известный персонаж булгаковского “Собачьего сердца” профессор Преображенский, – начинается в головах». За 1990-е и 2000-е в умах людей «разрегулировались» нравственные ценности. И именно пиарщики в этом во многом повинны, обрушивая потоки лжи в ходе избирательных компаний и информационных войн коммерческих структур. Все это разрушает ментальное ядро российской нации, уклад жизни, нравственные ориентиры. Это может привести к ослаблению морально-нравственных основ профессионального мировоззрения деятельности специалиста. А ведь без этих основ, без четкого морального обоснования социальной значимости своей работы не может быть настоящего специалиста. Но «…уходят в прошлое хрестоматийные мотивационные стереотипы американских идеалов XIX века» [6]. Актуализация морально-нравственного аспекта в гуманитарной составляющей подготовки молодых кадров поможет восстановить репутацию профессии и исключить недобросовестные практики. Наконец, особое значение приобретают такие аспекты образования и профессиональной подготовки, которые прежде лишь косвенно, частично относились к подготовке кадров, а именно: духовно-нравственное воспитание всего общества, усиление этой гуманитарной составляющей во всех областях знаний и образования. По мнению академика РАЕН Алексея Подберезкина «Духовность, «российский дух», нравственность, «сила духа» и другие близкие понятия имеют фундаментальную ценность, как для всей нации, так и особенно для ее творческого класса… Духовность – это высшие возможности человека, не зависящие уже ни от среды, ни – нередко – от него самого» [4].
1. Davydov Yu. Ulybka - novaya valyuta [Elektronnyy resurs] / Slon.ru Delovye novosti i blogi - Elektron. dan. - M., 2010. - Rezhim dostupa: http://slon.ru/blogs/yudavidov/post/247516/, svobodnyy.
2. Ivanova V. Evropeyskie uroki o budushchem [Elektronnyy resurs] / Rossiyskaya Assotsiatsiya po svyazyam s obshchestvennost'yu- Elektron. dan. - M., 2010. - Rezhim dostupa: http://www.raso.ru/articles/article25602.html, svobodnyy.
3. «Piarshchiki» perekhodyat na sluzhbu narodu [Elektronnyy resurs] / Rossiyskaya Assotsiatsiya po svyazyam s obshchestvennost'yu. - Elektron. dan. - M., 2010. - Rezhim dostupa: http://www.raso.ru/articles/article23581.html, svobodnyy.
4. Podberezkin A. Dukhovnost' - kak kriteriy dlya kreativnogo klassa [Elektronnyy resurs] / VIPERSON. - Elektron. dan. - M., 2010. - Rezhim dostupa: http://viperson.ru/wind.php?ID=538185&soch=1, svobodnyy.
5. Podberezkin A. Effektivnaya elita, obrazovanie i nauka [Elektronnyy resurs] / VIPERSON. - Elektron. dan. - M., 2008. - Rezhim dostupa: http://viperson.ru/wind.php?ID=526634&soch=1, svobodnyy.
6. Fituni L.L. Predislovie k russkomu izdaniyu knigi D. Perkinsa «Ispoved' ekonomicheskogo ubiytsy». - M.: Pretekst, 2008. - S. 7.