Novokuzneck, Russian Federation
Novokuzneck, Russian Federation
The program of the elective course “Development of research skills in real mathematics” is recommended for the pre-profi le training of the 9th grade students in basic general education. The course does much to promote the formation of mathematical literacy, the development of intellectual skills and mentality qualities typical for mathematical activity and necessary for a person to live in modern society and solve practical problems. The leading type of educational activity of schoolchildren is the project and research activities to solve problems of applied orientation. The article presents the curriculum of the course, its content, types of lessons and forms of control. The forms of training in the organization of research activities of students are defi ned. The project method is recommended as the main learning method.
elective course, research skills, mathematical literacy, problems of real mathematics, design and research activities, applied tasks.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что высокое качество математического образования в стране является основой ее национальной безопасности и экономического могущества. Высокий уровень математического образования на разных ступенях обучения подразумевает математическую грамотность подрастающего поколения. Поэтому формирование математической грамотности школьников становится одной из актуальных задач обучения математике в школе. Понятие математической грамотности является центральным в исследованиях PISA. Оно определяется как «способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину» [1].
Данное определение отражает особенности умственной деятельности при решении разнообразных проблем с помощью математики и предполагает готовность человека применять математику в различных ситуациях и повседневной жизни. Очевидно, что нацеленность обучения на развитие математической грамотности определяет приоритет заданий, имеющих ярко выраженную прикладную направленность. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход, ставящий главной целью обучения развитие личности школьника [2–3]. Процесс обучения должен быть направлен на формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому проблема организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников становится особенно актуальной. Элективный курс «Развитие исследовательских умений задачами реальной математики» направлен на формирование математической грамотности высокого уровня на основе проектной и исследовательской деятельности по решению задач прикладной направленности.
1. Issledovaniya PISA - 2018. Matematicheskaya gramotnost’ [Research PISA - 2018. Mathematical literacy]. Available at: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html (accessed 24 March 2018).
2. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 [Federal state educational standard of basic general education. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897].
3. O vnesenii izmeneniy v federal’nyy gosudarstvennyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 [On Amendments to the Federal State Standard of Basic General Education, approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya nauki i Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2015 g. № 1577 [The Order of the Ministry of Education of Science and the Russian Federation of December 31, 2015, No. 1577].
4. Kuznetsov A.A., Ryzhakov M.V., Kondakov A.M. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Matematika 5-9 klassy [Sample programs for academic subjects. Mathematics 5-9 classes]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 64 p.
5. Bayborodova L.V., Serebrennikov L.N. Proektnaya deyatel’nost’ kak sredstvo professional’nogo samoopredeleniya shkol’nikov [Project activity as a means of professional self-determination of schoolchildren]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2014, V. 2, I. 2, pp. 65-70.