Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article examines the role of the subject area “Technology” in the school, in the development of the personality of the students, in solving the problems of the personnel supply of the economy. The urgency of the subject area “Technology” is substantiated from the point of view of ensuring the continuity of the transition of students from general to vocational education, continuous self-education and work activity. The necessity of orientation of students for engineering and technical activity in the sphere of high-tech production is established. Forms of organization of studying the subject “Technology” in the school are off ered. The content of the subject area “Technology” is disclosed as a transforming human activity and the concept of technology.
technology, subject area, teaching, school, education, information technology.
В настоящее время наша страна испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих (75% от общего спроса в 2012 г.). «Кадровый голод» по рабочим специальностям составил в 2015 г. 800 000 чел. О кадровом дефиците заявляют две трети предприятий страны. Квалифицированных кадров не хватает практически во всех отраслях промышленности: машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, обрабатывающей и легкой промышленности. Острые кадровые проблемы существуют даже в самых приоритетных отраслях промышленности, в частности в ракетно-космическом комплексе, где сотрудников старше 50 лет — 44%, а пенсионного возраста — 25%. Рабочих высокой квалификации в России осталось менее 5%, а в развитых странах — 45–70%. Важную роль в решении проблем кадрового обеспечения экономики нашей страны играет предметная область «Технология» в школе. 4 мая 2016 г. Президент РФ В.В. Путин направил следующее поручение Министерству образования и науки Российской Федерации: «В целях формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности представьте в установленном порядке предложения по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета "Технология", в том числе по улучшению материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса, а также по организации в рамках всероссийской олимпиады школьников по данному предмету конкурса проектных работ обучающихся».
Именно при изучении предметной области «Технология» обучающиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем преобразования материалов,
энергии и информации, конструирования, проектирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки,
технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы на-
шей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было уделено ориентации обучающихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологичного производства. Предметная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой предметной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность обучающихся, способствующая их творческому развитию и формированию универсальных учебных действий.
1. Khotuntsev Yu.L. Tekhnologicheskoe obrazovanie shkol’nikov v Rossiyskoy Federatsii i ryade zarubezhnykh stran [Technological education of schoolchildren in the Russian Federation and a number of foreign countries]. Moscow, MGTU im. N.E. Baumana Publ., 2012. 199 p.
2. Semibratov A.M., Selishchev V.K. Personifi tsirovannoe povyshenie kvalifi katsii pedagogicheskikh rabotnikov s ispol’zovaniem informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [Personalized training of pedagogical workers using information and communication technologies]. Povyshenie kvalifi katsii pedagogicheskikh kadrov v izmenyayushchemsya obrazovanii: Sbornik materialov IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (22 dekabrya 2015 g.) [Advanced training of pedagogical staff in a changing education: Collection of materials of the IV All-Russian Scientifi c and Practical Conference (December 22, 2015)]. Moscow, 2015, pp. 391-396.