TO THE QUESTION OF COMPARISON OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE ESTIMATIONS OF THE REGION'S SECURITY WITH OBJECTS OF SOCIAL INFRASTRUCTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The aim of the work was to demonstrate the possibility of forming a strategy of innovative development of the region that could accelerate the transition of the regional economy to the dominance of new technological structures. By constructing econometric models of economic dynamics, the timelines for starting the pre-mining of the fifth mode in the economy of the Tula region are estimated. The strategy of accelerating the innovative development of the region’s economy are described. The strategy is based on the program-target approach, reflected in the state program of industrial development in the Tula region. The effectiveness of the program is shown.

Keywords:
strategic planning, state programs, social services, social infrastructure, needs of the population, opinion poll, security of territories with social infrastructure, priorities of social development of a region.
Text

Марку Твену принадлежит замечательное высказывание: «Народ — единственный критик, чье суждение имеет ценность» [18]. В условиях демократизации российского общества при принятии органами государственной и муниципальной власти решений в области социально-экономического развития территорий в последнее десятилетие наблюдается активное воплощение этого высказывания в жизнь. Широко распространенной формой взаи-
модействия власти и народа стало проведение социологических опросов и встреч представителей власти и общественности. При этом, как показывают результаты ежегодных телерадиомостов «Прямая линия с Владимиром Путиным», значительная часть проблем, волнующих жителей нашей страны в независимости от их возраста и общественного статуса, связана с получением социальных услуг, предоставляемых организациями социальной ин-
фраструктуры, находящимися «под присмотром государства». Возникает вопрос, каким образом и в каких нормативных документах, посвященных планированию развития социальной инфраструктуры территорий, следует учитывать степень остроты социальных проблем, поднимаемых общественностью и требующих разрешения со стороны государства, поскольку в большинстве случаев оно связано с необходимостью выделения значительных объемов финансовых ресурсов для долгосрочного инвестирования в строительство новых и модернизацию действующих объектов социальной инфраструктуры регионов. Согласно Федеральному закону № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятому 28 июня 2014 г. [1], таким базовым документом для регионов являются стратегии социально-экономического развития субъектов. Следует отметить, что на сегодняшний день в большинстве из них в числе индикаторов эффективности реализации присутствуют и социально-инфраструктурные, отражающие степень удовлетворения опрошенных жителей региона деятельностью
организаций социальной сферы. Однако в большинстве региональных стратегий перечень социальных направлений довольно ограничен. Так, например, в проекте Стратегии социально-экономического развития Тульской области на период до 2030 г. (табл. 1) их только два: здравоохранение и образование [14]. Между тем еще в 2013 г. нами было выполнено обоснование выделения пяти ключевых социальных направлений, находящихся в сфере
прямого государственного управления и требующих введения аналогичных индикаторов эффективного функционирования [7]: здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта. Эти же отрасли отмечены в Указе Президента РФ (№ 398 от 08.08.2016) «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» [3]. Подтверждением целесообразности предложенного подхода стал также Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В нем прописана необходимость ежегодного планирования и учета с 1 августа 2018 г. показателей оценки «удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания» [5].
Планирование практического решения поставленных в региональных стратегиях задач осуществляется в других документах стратегического планирования: в государственных программах субъектов. В них на длительный период — до 10 лет — устанавливаются приоритеты, основные направления и программные мероприятия развития социальной инфраструктуры регионов, определяемые на основе оценки ее текущего состояния и перспектив развития реального сектора экономики.

References

1. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ.

2. O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 599.

3. Ob utverzhdenii prioritetnykh napravleniy deyatel'nosti v sfere okazaniya obshchestvenno poleznykh uslug: ukaz Prezidenta RF ot 8 avgusta 2016 g. № 398.

4. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 16 yanvarya 2017 g. № 13.

5. Ob otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti sub»ektov Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 14 noyabrya 2017 g. № 548.

6. O vnesenii izmeneniy v metodiku opredeleniya normativnoy potrebnosti regionov v ob»ektakh sotsial'noy infrastruktury: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26 yanvarya 2017 g. № 95-r.

7. Sycheva I.V. Strategicheskoe planirovanie razvitiya sotsial'noy infrastruktury regiona [Tekst]: monografiya / I.V. Sycheva, N.A. Sycheva. - Tula: Izd-vo TulGU, 2013. - 204 s.

8. Sycheva N.A. K vyrabotke kriterial'nykh polozheniy effektivnykh gosudarstvennykh programm sub"ekta Federatsii sotsial'noy napravlennosti [Tekst] / N.A. Sycheva // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - Vyp. 4. - Ch. I. - Tula: Izd-vo TulGU, 2015. - S. 287-291.

9. Bocharov V.Yu. Otsenka sostoyaniya sotsial'noy infrastruktury sel'skikh poseleniy kak faktor sotsial'nogo samochuvstviya [Tekst] / V.Yu. Bocharov, Yu.V. Vas'kina // Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2017. - № 2. - S. 33-53.

10. Dement'eva I.N. Privlekatel'nost' i komfortnost' prozhivaniya v gorode v zerkale obshchestvennogo mneniya (na primere krupnykh gorodov Vologodskoy oblasti) [Tekst] / I.N. Dement'eva // Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal, 2017. - № 1 (29). - S. 36-47.

11. Sycheva N.A. Otsenka obespechennosti regiona ob"ektami sotsial'noy infrastruktury na osnove postroeniya balansa sprosa i predlozheniya na ikh uslugi [Tekst] / N.A. Sycheva // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - Vyp. 2. - Ch. I. - Tula: Izd-vo TulGU, 2016. - S. 237-242.

12. Gintarė Vaznonienė. The role of rural community enhancing rural social infrastructure changes // Research for rural development, 2015. - Volume 2. - 176-182.

13. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (data obrashcheniya: 02.03.2018).

14. Proekt strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Tul'skoy oblasti do 2030 goda [Elektronnyy resurs]. - URL: https://su12.ru/71 (data obrashcheniya: 10.01.2017).

15. Zasedanie Koordinatsionnogo soveta po realizatsii Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56228 (data obrashcheniya: 15.02.2018).

16. Onlayn-Kal'kulyatory. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://allcalc.ru/node/10 (data obrashcheniya: 20.10.2013).

17. Proekt obshcherossiyskogo narodnogo fronta «Narodnaya otsenka kachestva» [Elektronnyy resurs]. - URL: https:// narocenka.ru/ (data obrashcheniya: 20.02.2018).

18. Tsitaty i aforizmy na vse sluchai zhizni [Elektronnyy resurs]. - URL: https://quote-citation.com/author/marktwain/ 1894 (data obrashcheniya: 10.01.2018).

Login or Create
* Forgot password?